Новый Омск

13 июня 2016 15.14Колумнисты

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

«Новому Омску» стали известны подробности проведения работ в историческом комплексе, которые грозят дальнейшими разбирательствами.

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

Игорь Федоров

В распоряжении редакции оказался протокол технического совещания компании «ОмГрадострой», которая ведет реконструкцию зданий Омской крепости. Документ, составленный 27 апреля, решает судьбу цейхгауза 1832 года постройки и казармы 1833 года. По итогам совещания было принято решение — часть стен в цейхгаузе демонтировать согласно актам дефектовки. Казарме повезло больше — ее стены решили ремонтировать с усилением.

Под документом подписались главный специалист департамента строительства омской мэрии, представитель «Омскгражданпроекта» и сотрудники самой компании «ОмГрадострой». Представители регионального министерства культуры, которое отвечает за сохранность объектов культурного наследия, на совещании не присутствовали.

Эксперты, с которыми удалось пообщаться «НО», увидели в этом грубые нарушения. Во-первых, по утвержденному проекту предполагался демонтаж и замена около 10% наружных стен. Но получилось совсем наоборот. А вместо тендерного проекта, который прошел две экспертизы, строители теперь руководствуются неким протоколом, то есть произошла подмена процедуры. Поэтому есть мнение, что для обоснования сноса должен был быть разработан новый проект.

Кроме того, в полумиллиардном контракте на реконструкцию крепости есть утвержденная смета, и тщательная работа по укреплению стен по современным технологиям — это одни затраты, а простой их снос и отстройка — совсем другие.

«НО» планирует более детально разобраться в этом вопросе и направить соответствующие запросы заинтересованным сторонам. А пока предлагаем читателям мнение омского краеведа и реставратора Игоря Коновалова:

«Цейхгауз — пожалуй одна из самых военных построек крепости наряду с арсеналом. В нем хранились орудия, артиллерийское снаряжение и амуниция. Каменный цейхгауз был построен в 1840-е годы. Он помнит Достоевского. Первоначально он имел своеобразное интересное архитектурное решение. Фасад был ритмично расчленен ложными арками, внутри которых по бокам размещались узкие полуарочные проемы с простенком в центре арки. Амбразура окон внутри была намного шире, чем снаружи. Такое решение можно объяснить задачами обороны. В артиллерийском складе много света не нужно, но попасть ядром или пулей в узкое окно маловероятно, зато в случае прорыва неприятеля из узкой амбразуры удобно отстреливаться.

Но уже в 1870-ые годы после ликвидации крепости здание переоборудовали под офицерские квартиры. Старые проемы заложили, пробили новые. Их ритм не совпадал, потому что помещения перепланировали. Поэтому вместе с окнами заложили арки на фасаде.

Военные не особо следили за сохранностью зданий, и при царе тоже. Состояние объектов крепости усугубилось, пока они стояли заброшенными.

Когда встала задача реконструкции, зданиям придумали какое-то новое назначение, поскольку по нормам проектирования проект должен быть под определенную функцию. В цейхгаузе решили создать «Центр славянских традиций». Что это за учреждение и как оно относится к крепости, никто не знает. Что там будет, на самом деле тоже мало кому известно. Сейчас речь идет уже о коммерческом использовании. Но это отдельная тема. Здание является памятником и прежде всего историческим, не зависимо от будущей эксплуатации. Его статус памятника закреплен юридически. И с точки зрения закона применительно к памятнику можно говорить о реставрации и приспособлении. То есть памятник должен оставаться аутентичным. Если даже происходят какие-то замены, они должны быть в историческом материале и по исторической технологии.

Но проект называется реконструкцией зданий крепости, что предполагает замену исторических конструкций на другие, соответствующие нормам современного строительства, которые не всегда отвечают здравому смыслу. Здание цейхгауза одноэтажное, то есть, любое окно может быть пожарным выходом. Но проектировщики не принимают это во внимание и вместо деревянного перекрытия закладывают железобетонное по пожарным нормам. Нагрузка на стены увеличивается. Встает задача усиления фундамента, хотя его заложение около трех метров, что достаточно даже под 9-этажный дом. Но чтобы усиление работало совместно со старым фундаментом, его нужно сверлить для закладки арматуры. При сверлении динамическая нагрузка передается на стены, которые начинают осыпаться. Тогда проектировщики вместе со строителями делают вывод, что стены нужно снести. При этом статус памятника их не беспокоит, ведь они занимаются реконструкцией по нормам нового строительства.

Но применительно к памятнику необходима научная реставрация, в методике которой не мыслим снос и в которой максимально возможная аутентичность приоритетна. И при реставрации кладки должна проводится ее вычинка, которая позволяет сохранить хоть какую-то аутентичность. Вычинку можно проводить при любом состоянии кладки. Это вопрос только трудоемкости, сроков и степени аутентичности. Проектировщики и строители в принципе не возражают против этого, но честно признаются, что для них это долго, дорого, сложно, что нужно быстро осваивать федеральные деньги, а если я буду мешать, то средства заберут и они ничего не построят.

Я со своей стороны не утверждаю, что кладка стен в хорошем состоянии. Я знаю, что она нуждается в серьезной реставрации. Но снос — это не метод реставрации, так же, как убийство — не метод лечения. Некоторые эксперты утверждают, что цейхгауз уже умер и его поздно реанимировать. В этой связи вспоминается старый анекдот:

— Санитар, вы куда меня везете?

— В морг.

— Может, все же в реанимацию?

— Нет, доктор сказал — в морг, значит, в морг!»

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

киви
Если дорого и долго - нахрена лезли на такой объект?
14 июня, 14:35 | Ответить
«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»Фото

«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»

Рецензия на спектакль петербургского режиссера по пьесе Ивана Вырыпаева.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Календарь

Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.