Новый Омск

13 июня 2016 15.14Колумнисты

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

«Новому Омску» стали известны подробности проведения работ в историческом комплексе, которые грозят дальнейшими разбирательствами.

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

Игорь Федоров

В распоряжении редакции оказался протокол технического совещания компании «ОмГрадострой», которая ведет реконструкцию зданий Омской крепости. Документ, составленный 27 апреля, решает судьбу цейхгауза 1832 года постройки и казармы 1833 года. По итогам совещания было принято решение — часть стен в цейхгаузе демонтировать согласно актам дефектовки. Казарме повезло больше — ее стены решили ремонтировать с усилением.

Под документом подписались главный специалист департамента строительства омской мэрии, представитель «Омскгражданпроекта» и сотрудники самой компании «ОмГрадострой». Представители регионального министерства культуры, которое отвечает за сохранность объектов культурного наследия, на совещании не присутствовали.

Эксперты, с которыми удалось пообщаться «НО», увидели в этом грубые нарушения. Во-первых, по утвержденному проекту предполагался демонтаж и замена около 10% наружных стен. Но получилось совсем наоборот. А вместо тендерного проекта, который прошел две экспертизы, строители теперь руководствуются неким протоколом, то есть произошла подмена процедуры. Поэтому есть мнение, что для обоснования сноса должен был быть разработан новый проект.

Кроме того, в полумиллиардном контракте на реконструкцию крепости есть утвержденная смета, и тщательная работа по укреплению стен по современным технологиям — это одни затраты, а простой их снос и отстройка — совсем другие.

«НО» планирует более детально разобраться в этом вопросе и направить соответствующие запросы заинтересованным сторонам. А пока предлагаем читателям мнение омского краеведа и реставратора Игоря Коновалова:

«Цейхгауз — пожалуй одна из самых военных построек крепости наряду с арсеналом. В нем хранились орудия, артиллерийское снаряжение и амуниция. Каменный цейхгауз был построен в 1840-е годы. Он помнит Достоевского. Первоначально он имел своеобразное интересное архитектурное решение. Фасад был ритмично расчленен ложными арками, внутри которых по бокам размещались узкие полуарочные проемы с простенком в центре арки. Амбразура окон внутри была намного шире, чем снаружи. Такое решение можно объяснить задачами обороны. В артиллерийском складе много света не нужно, но попасть ядром или пулей в узкое окно маловероятно, зато в случае прорыва неприятеля из узкой амбразуры удобно отстреливаться.

Но уже в 1870-ые годы после ликвидации крепости здание переоборудовали под офицерские квартиры. Старые проемы заложили, пробили новые. Их ритм не совпадал, потому что помещения перепланировали. Поэтому вместе с окнами заложили арки на фасаде.

Военные не особо следили за сохранностью зданий, и при царе тоже. Состояние объектов крепости усугубилось, пока они стояли заброшенными.

Когда встала задача реконструкции, зданиям придумали какое-то новое назначение, поскольку по нормам проектирования проект должен быть под определенную функцию. В цейхгаузе решили создать «Центр славянских традиций». Что это за учреждение и как оно относится к крепости, никто не знает. Что там будет, на самом деле тоже мало кому известно. Сейчас речь идет уже о коммерческом использовании. Но это отдельная тема. Здание является памятником и прежде всего историческим, не зависимо от будущей эксплуатации. Его статус памятника закреплен юридически. И с точки зрения закона применительно к памятнику можно говорить о реставрации и приспособлении. То есть памятник должен оставаться аутентичным. Если даже происходят какие-то замены, они должны быть в историческом материале и по исторической технологии.

Но проект называется реконструкцией зданий крепости, что предполагает замену исторических конструкций на другие, соответствующие нормам современного строительства, которые не всегда отвечают здравому смыслу. Здание цейхгауза одноэтажное, то есть, любое окно может быть пожарным выходом. Но проектировщики не принимают это во внимание и вместо деревянного перекрытия закладывают железобетонное по пожарным нормам. Нагрузка на стены увеличивается. Встает задача усиления фундамента, хотя его заложение около трех метров, что достаточно даже под 9-этажный дом. Но чтобы усиление работало совместно со старым фундаментом, его нужно сверлить для закладки арматуры. При сверлении динамическая нагрузка передается на стены, которые начинают осыпаться. Тогда проектировщики вместе со строителями делают вывод, что стены нужно снести. При этом статус памятника их не беспокоит, ведь они занимаются реконструкцией по нормам нового строительства.

Но применительно к памятнику необходима научная реставрация, в методике которой не мыслим снос и в которой максимально возможная аутентичность приоритетна. И при реставрации кладки должна проводится ее вычинка, которая позволяет сохранить хоть какую-то аутентичность. Вычинку можно проводить при любом состоянии кладки. Это вопрос только трудоемкости, сроков и степени аутентичности. Проектировщики и строители в принципе не возражают против этого, но честно признаются, что для них это долго, дорого, сложно, что нужно быстро осваивать федеральные деньги, а если я буду мешать, то средства заберут и они ничего не построят.

Я со своей стороны не утверждаю, что кладка стен в хорошем состоянии. Я знаю, что она нуждается в серьезной реставрации. Но снос — это не метод реставрации, так же, как убийство — не метод лечения. Некоторые эксперты утверждают, что цейхгауз уже умер и его поздно реанимировать. В этой связи вспоминается старый анекдот:

— Санитар, вы куда меня везете?

— В морг.

— Может, все же в реанимацию?

— Нет, доктор сказал — в морг, значит, в морг!»

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

киви
Если дорого и долго - нахрена лезли на такой объект?
14 июня, 14:35 | Ответить
А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Где омичам погулять на Масленицу?

Где омичам погулять на Масленицу?

Даем расписание мероприятий.

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.