Новый Омск

13 июня 2016 15.14Колумнисты

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

«Новому Омску» стали известны подробности проведения работ в историческом комплексе, которые грозят дальнейшими разбирательствами.

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

Игорь Федоров

В распоряжении редакции оказался протокол технического совещания компании «ОмГрадострой», которая ведет реконструкцию зданий Омской крепости. Документ, составленный 27 апреля, решает судьбу цейхгауза 1832 года постройки и казармы 1833 года. По итогам совещания было принято решение — часть стен в цейхгаузе демонтировать согласно актам дефектовки. Казарме повезло больше — ее стены решили ремонтировать с усилением.

Под документом подписались главный специалист департамента строительства омской мэрии, представитель «Омскгражданпроекта» и сотрудники самой компании «ОмГрадострой». Представители регионального министерства культуры, которое отвечает за сохранность объектов культурного наследия, на совещании не присутствовали.

Эксперты, с которыми удалось пообщаться «НО», увидели в этом грубые нарушения. Во-первых, по утвержденному проекту предполагался демонтаж и замена около 10% наружных стен. Но получилось совсем наоборот. А вместо тендерного проекта, который прошел две экспертизы, строители теперь руководствуются неким протоколом, то есть произошла подмена процедуры. Поэтому есть мнение, что для обоснования сноса должен был быть разработан новый проект.

Кроме того, в полумиллиардном контракте на реконструкцию крепости есть утвержденная смета, и тщательная работа по укреплению стен по современным технологиям — это одни затраты, а простой их снос и отстройка — совсем другие.

«НО» планирует более детально разобраться в этом вопросе и направить соответствующие запросы заинтересованным сторонам. А пока предлагаем читателям мнение омского краеведа и реставратора Игоря Коновалова:

«Цейхгауз — пожалуй одна из самых военных построек крепости наряду с арсеналом. В нем хранились орудия, артиллерийское снаряжение и амуниция. Каменный цейхгауз был построен в 1840-е годы. Он помнит Достоевского. Первоначально он имел своеобразное интересное архитектурное решение. Фасад был ритмично расчленен ложными арками, внутри которых по бокам размещались узкие полуарочные проемы с простенком в центре арки. Амбразура окон внутри была намного шире, чем снаружи. Такое решение можно объяснить задачами обороны. В артиллерийском складе много света не нужно, но попасть ядром или пулей в узкое окно маловероятно, зато в случае прорыва неприятеля из узкой амбразуры удобно отстреливаться.

Но уже в 1870-ые годы после ликвидации крепости здание переоборудовали под офицерские квартиры. Старые проемы заложили, пробили новые. Их ритм не совпадал, потому что помещения перепланировали. Поэтому вместе с окнами заложили арки на фасаде.

Военные не особо следили за сохранностью зданий, и при царе тоже. Состояние объектов крепости усугубилось, пока они стояли заброшенными.

Когда встала задача реконструкции, зданиям придумали какое-то новое назначение, поскольку по нормам проектирования проект должен быть под определенную функцию. В цейхгаузе решили создать «Центр славянских традиций». Что это за учреждение и как оно относится к крепости, никто не знает. Что там будет, на самом деле тоже мало кому известно. Сейчас речь идет уже о коммерческом использовании. Но это отдельная тема. Здание является памятником и прежде всего историческим, не зависимо от будущей эксплуатации. Его статус памятника закреплен юридически. И с точки зрения закона применительно к памятнику можно говорить о реставрации и приспособлении. То есть памятник должен оставаться аутентичным. Если даже происходят какие-то замены, они должны быть в историческом материале и по исторической технологии.

Но проект называется реконструкцией зданий крепости, что предполагает замену исторических конструкций на другие, соответствующие нормам современного строительства, которые не всегда отвечают здравому смыслу. Здание цейхгауза одноэтажное, то есть, любое окно может быть пожарным выходом. Но проектировщики не принимают это во внимание и вместо деревянного перекрытия закладывают железобетонное по пожарным нормам. Нагрузка на стены увеличивается. Встает задача усиления фундамента, хотя его заложение около трех метров, что достаточно даже под 9-этажный дом. Но чтобы усиление работало совместно со старым фундаментом, его нужно сверлить для закладки арматуры. При сверлении динамическая нагрузка передается на стены, которые начинают осыпаться. Тогда проектировщики вместе со строителями делают вывод, что стены нужно снести. При этом статус памятника их не беспокоит, ведь они занимаются реконструкцией по нормам нового строительства.

Но применительно к памятнику необходима научная реставрация, в методике которой не мыслим снос и в которой максимально возможная аутентичность приоритетна. И при реставрации кладки должна проводится ее вычинка, которая позволяет сохранить хоть какую-то аутентичность. Вычинку можно проводить при любом состоянии кладки. Это вопрос только трудоемкости, сроков и степени аутентичности. Проектировщики и строители в принципе не возражают против этого, но честно признаются, что для них это долго, дорого, сложно, что нужно быстро осваивать федеральные деньги, а если я буду мешать, то средства заберут и они ничего не построят.

Я со своей стороны не утверждаю, что кладка стен в хорошем состоянии. Я знаю, что она нуждается в серьезной реставрации. Но снос — это не метод реставрации, так же, как убийство — не метод лечения. Некоторые эксперты утверждают, что цейхгауз уже умер и его поздно реанимировать. В этой связи вспоминается старый анекдот:

— Санитар, вы куда меня везете?

— В морг.

— Может, все же в реанимацию?

— Нет, доктор сказал — в морг, значит, в морг!»

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

киви
Если дорого и долго - нахрена лезли на такой объект?
14 июня, 14:35 | Ответить
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.