Новый Омск

13 июня 2016 15.14Колумнисты

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

«Новому Омску» стали известны подробности проведения работ в историческом комплексе, которые грозят дальнейшими разбирательствами.

Реконструкция Омской крепости: доктор сказал — в морг, значит, в морг

Игорь Федоров

В распоряжении редакции оказался протокол технического совещания компании «ОмГрадострой», которая ведет реконструкцию зданий Омской крепости. Документ, составленный 27 апреля, решает судьбу цейхгауза 1832 года постройки и казармы 1833 года. По итогам совещания было принято решение — часть стен в цейхгаузе демонтировать согласно актам дефектовки. Казарме повезло больше — ее стены решили ремонтировать с усилением.

Под документом подписались главный специалист департамента строительства омской мэрии, представитель «Омскгражданпроекта» и сотрудники самой компании «ОмГрадострой». Представители регионального министерства культуры, которое отвечает за сохранность объектов культурного наследия, на совещании не присутствовали.

Эксперты, с которыми удалось пообщаться «НО», увидели в этом грубые нарушения. Во-первых, по утвержденному проекту предполагался демонтаж и замена около 10% наружных стен. Но получилось совсем наоборот. А вместо тендерного проекта, который прошел две экспертизы, строители теперь руководствуются неким протоколом, то есть произошла подмена процедуры. Поэтому есть мнение, что для обоснования сноса должен был быть разработан новый проект.

Кроме того, в полумиллиардном контракте на реконструкцию крепости есть утвержденная смета, и тщательная работа по укреплению стен по современным технологиям — это одни затраты, а простой их снос и отстройка — совсем другие.

«НО» планирует более детально разобраться в этом вопросе и направить соответствующие запросы заинтересованным сторонам. А пока предлагаем читателям мнение омского краеведа и реставратора Игоря Коновалова:

«Цейхгауз — пожалуй одна из самых военных построек крепости наряду с арсеналом. В нем хранились орудия, артиллерийское снаряжение и амуниция. Каменный цейхгауз был построен в 1840-е годы. Он помнит Достоевского. Первоначально он имел своеобразное интересное архитектурное решение. Фасад был ритмично расчленен ложными арками, внутри которых по бокам размещались узкие полуарочные проемы с простенком в центре арки. Амбразура окон внутри была намного шире, чем снаружи. Такое решение можно объяснить задачами обороны. В артиллерийском складе много света не нужно, но попасть ядром или пулей в узкое окно маловероятно, зато в случае прорыва неприятеля из узкой амбразуры удобно отстреливаться.

Но уже в 1870-ые годы после ликвидации крепости здание переоборудовали под офицерские квартиры. Старые проемы заложили, пробили новые. Их ритм не совпадал, потому что помещения перепланировали. Поэтому вместе с окнами заложили арки на фасаде.

Военные не особо следили за сохранностью зданий, и при царе тоже. Состояние объектов крепости усугубилось, пока они стояли заброшенными.

Когда встала задача реконструкции, зданиям придумали какое-то новое назначение, поскольку по нормам проектирования проект должен быть под определенную функцию. В цейхгаузе решили создать «Центр славянских традиций». Что это за учреждение и как оно относится к крепости, никто не знает. Что там будет, на самом деле тоже мало кому известно. Сейчас речь идет уже о коммерческом использовании. Но это отдельная тема. Здание является памятником и прежде всего историческим, не зависимо от будущей эксплуатации. Его статус памятника закреплен юридически. И с точки зрения закона применительно к памятнику можно говорить о реставрации и приспособлении. То есть памятник должен оставаться аутентичным. Если даже происходят какие-то замены, они должны быть в историческом материале и по исторической технологии.

Но проект называется реконструкцией зданий крепости, что предполагает замену исторических конструкций на другие, соответствующие нормам современного строительства, которые не всегда отвечают здравому смыслу. Здание цейхгауза одноэтажное, то есть, любое окно может быть пожарным выходом. Но проектировщики не принимают это во внимание и вместо деревянного перекрытия закладывают железобетонное по пожарным нормам. Нагрузка на стены увеличивается. Встает задача усиления фундамента, хотя его заложение около трех метров, что достаточно даже под 9-этажный дом. Но чтобы усиление работало совместно со старым фундаментом, его нужно сверлить для закладки арматуры. При сверлении динамическая нагрузка передается на стены, которые начинают осыпаться. Тогда проектировщики вместе со строителями делают вывод, что стены нужно снести. При этом статус памятника их не беспокоит, ведь они занимаются реконструкцией по нормам нового строительства.

Но применительно к памятнику необходима научная реставрация, в методике которой не мыслим снос и в которой максимально возможная аутентичность приоритетна. И при реставрации кладки должна проводится ее вычинка, которая позволяет сохранить хоть какую-то аутентичность. Вычинку можно проводить при любом состоянии кладки. Это вопрос только трудоемкости, сроков и степени аутентичности. Проектировщики и строители в принципе не возражают против этого, но честно признаются, что для них это долго, дорого, сложно, что нужно быстро осваивать федеральные деньги, а если я буду мешать, то средства заберут и они ничего не построят.

Я со своей стороны не утверждаю, что кладка стен в хорошем состоянии. Я знаю, что она нуждается в серьезной реставрации. Но снос — это не метод реставрации, так же, как убийство — не метод лечения. Некоторые эксперты утверждают, что цейхгауз уже умер и его поздно реанимировать. В этой связи вспоминается старый анекдот:

— Санитар, вы куда меня везете?

— В морг.

— Может, все же в реанимацию?

— Нет, доктор сказал — в морг, значит, в морг!»

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

киви
Если дорого и долго - нахрена лезли на такой объект?
14 июня, 14:35 | Ответить
Олимпийская чемпионка Вера Бирюкова: «Чащина и Канаева — великие, но у меня другой кумир»

Олимпийская чемпионка Вера Бирюкова: «Чащина и Канаева — великие, но у меня другой кумир»

Омская спортсменка вспомнила, как пришла в художественную гимнастику и рассказала о своих талисманах.

5 фактов о блогерах, сколотивших состояние на YouTubeВидео

5 фактов о блогерах, сколотивших состояние на YouTube

«Новый Омск» выяснил, про что нужно снимать видеоролики, чтобы стать долларовым миллионером.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Нобель навека: что вы знаете о самой престижной международной премии?

Нобель навека: что вы знаете о самой престижной международной премии?

Завтра, 10 декабря, состоится церемония вручения Нобелевской премии, присуждаемой, согласно завещанию основателя, за выдающиеся достижения в области физики и химии, физиологии и медицины, литературы, экономики, а ...

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.