Александр Малькевич: «Упырь и другие кандидаты»

В очередном выпуске рубрики «Избирательный блок» колумнист «Нового Омска» Александр Малькевич рассуждает о том, к каким казусам приводит экономия кандидатов на имиджмейкерах.

Александр Малькевич: «Упырь и другие кандидаты»

Александр Румянцев

В четвертом выпуске я обещал поговорить об агитационных материалах кандидатов в депутаты — и в рамках подготовки к праймериз, и «просто так».

Объяснить, что это значит — «просто так»? Пожалуйста: избирательная кампания еще официально не объявлена, поэтому в принципе любой человек может рекламировать себя так, как посчитает нужным — и там, где ему захочется. Хочется обычно на билбордах — щитах наружной рекламы формата 3 на 6 метра.

Другое дело, что не всегда получается нормально.

Возьмем, к примеру, Питер. Там вдруг раз — и появились щиты некоего Федора Туркина. «Сохраняем память! Строим для России!» — заявляет он и развивает мысль: «Сохраняем культуру! Больница на 600 мест». Какое отношение к сохранности культуры имеет больница, не сообщается. Но, узнав, что генеральный директор и совладелец строительной компании «РосСтройИнвест» не только занимает вместе с семьей 162 место в рейтинге миллиардеров-2015 (состояние его оценивается в 2,5 млрд рублей), но и является координатором проекта «Свой дом» партии «Единая Россия» по Санкт-Петербургу, понимаешь, что, видимо, он собрался идти в Законодательное собрание. От партии власти, конечно. Но на технологах и имиджмейкере решил сэкономить.

Правда, пока я писал этот текст, выяснилось, что Ф. Туркин, лидер общественного движения «Бессмертный Ленинград» (цель — сохранение памяти о подвиге жителей блокадного города) на праймериз не заявился (да и из членов политсовета партии пропал). Зато подал мне заявку в друзья на «Фейсбуке».

И тут я окончательно запутался: что он пиарит, какой из своих проектов и, главное, зачем?..

 

Впрочем, это были еще цветочки ляпов политической рекламы весны 2016 года. Вот вам ягодки.

В Новгородской областной Думе есть депутат Вадим Маяцкий — хороший, заслуженный человек. Главный врач медицинского центра «Акрон» при градообразующем (для Великого Новгорода) одноименном химкомбинате. Повесил билборд, поздравляющий с Днем Великой Победы. И моментально стал героем шуток и стеба среди не только своих избирателей, но и жителей в целом. Почему? Почитайте внимательно.

Рассмотрели про «противопоказания»? А про то, что «требуются консультации специалиста»? Думаете, это черный пиар такой? Совсем нет! Просто, решив сэкономить на «политической рекламе», врач-депутат Маяцкий заказал размещение щитов формата 3 на 6 метра от лица своего медицинского центра и тут же подпал под обязательные условия для рекламы медицинских услуг. В целом получилось… ну, вы сами видите.

Не знаю уж, поэтому или были иные причины, но даже заявляться на праймериз Вадим Маяцкий в итоге не стал.

Чтобы «покончить с наружкой», приведу еще один душераздирающий пример. Кстати, он может быть полезен для «юношей, обдумывающих политическое житие». В общем, если решите применять административный ресурс виртуозно, то милости прошу, сверяйтесь с моими «записками на манжетах».

Итак, каким же образом Правительство Санкт-Петербурга помогло победителю думских праймериз «Единой России» и потенциальному кандидату в депутаты Госдумы Михаилу Романову избежать лишних трат на рекламу? Все просто: в Смольном признали, что щиты с портретом Романова, поздравляющего жителей города с 9 Мая, — социальная реклама.

Дело было так: во Фрунзенском и Колпинском районах Санкт-Петербурга в начале мая 2016 года на рекламных щитах появился портрет господина Романова. Повесили его на территории Юго-Восточного округа № 217, от которого тот намерен баллотироваться как член «Единой России». Поздравление «Будем достойны Великой Победы!» на фоне монумента Матери-Родины и аллеи Пискаревского кладбища украшает огромный портрет кандидата в Госдуму. Над обвитой георгиевской ленточкой гвоздикой выведено имя — Михаил Романов. Такие плакаты разместили как минимум по 13 адресам в самых оживленных точках округа.

Масштабно и впечатляюще!

Местные медиа возбудились (или возмутились, что, в общем-то, в данном случае одно и то же). И получили ответ от главы питерского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, который подтвердил, что портреты Романова — социальная реклама. «На комиссии мы одобрили проект, — заявил он. — По этому поводу есть разъяснение УФАС 2013 года: если социальная реклама не содержит в себе призывов или идентификации какой-то партии или предвыборной кампании, никаких ограничений по законодательству нет».

Для Омска тема не очень актуальна, но в некоторых регионах – вещь сильная. Там, где администрация реально может попросить выделить энное количество мест наружной рекламы «под социалку». И поздравить с Победой или Днем России вот таким образом. Через образ симпатичного (для кого-то) человека.

 

Пришло время сделать очередное для меня «лирическое отступление». Поговорить о симпатичных людях, которых иногда может подвести… фамилия.

Согласитесь, иногда в нашей жизни появляются такие кандидаты в депутаты, про которых так и хочется сказать: «Ну и упырь!». Внешне (хотя бывают и представители с таким вот внутренним миром). А что делать тому, кто унаследовал «все это» от предков?

В общем, прекращаю интриговать: дело было в Иркутской области, в 2013 году – на выборах в местное законодательное собрание (а позже – и в горсовет). Просто на улицах города появился… кандидат Упырь.

«Они уже не маскируются» – так звучала тогда одна из самых популярных шуток в адрес кандидата от ЛДПР. Г-ну Упырю пользователи социальных сетей советовали работать только по ночам, благодарили за честность («этот хоть признался») – и интересовались: почему же он не сменил фамилию?

Все-таки, согласно словаря Ожегова, упырь – это вампир, вурдалак; на современном сленге – нехороший человек, причем с уклоном в подлость и мерзость. Кто-то даже выдвинул соображение, что это не его настоящая фамилия, а псевдоним. Так сказать, чтобы сорвать голоса молодого электората.

- Нет, фамилия родная, это не PR-ход, – рассказывал журналистам Роман Юрьевич Упырь, объясняя: у нее – украинское происхождение. Когда-то его предки жили неподалеку от кладбища. Отсюда и пошло.

Честный человек оказался. Выборы, кстати, проиграл.

Между прочим, в списках по Иркутской области был тогда и еще один кандидат с говорящей фамилией – Роман Страх. Но ему в регистрации отказали. Может, и к лучшему...

Однако что я все о мужчинах? Есть и женщины.

Вот не так давно в праймериз «Единой России» в Думу на территории Ленинградской области участвовала Елена Николаева – действующий депутат (правда, от Оренбургской области). Проиграла. Заняла едва ли не последнее место.

Запомнилась, однако, тем, что обклеила весь Санкт-Петербург и Ленобласть плакатами со странным слоганом «Никаких лозунгов – только дела». Кстати, клей под бумажками был настолько стоек, что их не могут снять до сих пор. Да, и тот факт, что Николаева при проведении агитации перепутала регионы и пошла в город вместо деревни, вызвал лишь ядовитый смех в политическом сообществе.

Заострю ваше внимание на одном моменте: слогане про «дела». Сегодня каждый даже не второй, а «полуторный» кандидат так или иначе утверждает, что он «человек дела», «вместо слов – дела» и так далее. При этом «дел» никаких не предъявляют. Ну или как в случае с упомянутой мною выше дамой: такие мощные дела, что до сих пор столбы и щиты у подъездов не отмыть…

И еще немного о девушках. Ну или кандидатках, если быть более точным.

В Ульяновской области по итогам праймериз четвертое место в региональном списке партии заняла Нина Долгова, 22-летняя председатель Молодежного парламента региона. Студентка и член «Единой России», Долгова не так давно прославилась как «Нина с рожками» – за фото, на котором губернатор региона Сергей Морозов поставил хорошенькой соратнице по партии озорные рожки над прической. Причем сделали они это пикантное фото не где-нибудь, а возле памятника павшим воинам Великой Отечественной (обелиск в честь 30-летия Победы).

Фотографию, которую Нина выложила во всех своих социальных сетях, ей позднее пришлось удалить. Сам губернатор заявил, что никого обидеть не хотел, а «рожки» на фоне стелы с фамилиями погибших солдат – это всего лишь «жест хорошего настроения». «Радостное настроение молодых в солнечный день передалось и нам, взрослым», – сказал он.

Но, как видите, яркую (и пострадавшую за него) девушку не забыл; проторила она себе таким образом (хотя наверняка и не только этим) дорогу в большую политику…

И еще о девчонках. Гулял я тут давеча по Москве – и не мог не сфотографировать на память листовку молодого эколога Юлии Жандаровой, которая призывала своих избирателей поддержать ее на праймериз «Единой России» потрясающим слоганом «Время думать о людях!». Получилось двусмысленно: то ли это время наступило только 22 мая (для нее?), то ли пришло время избирателям подумать о людях – и проголосовать за их лучшую представительницу…

Выступила, кстати, не совсем провально: 4 место по 208 округу.

 

И, раз уж я говорю (и пишу) о прекрасном, о привлекательном… то самое время перейти к… сексу в АПМ – т.е. в агитационно-пропагандистских материалах.

Поговорим немного о… КПРФ. В общем, то ли это «фейк», то ли, наоборот, сознательный троллинг от коммунистов, но они посредством социальных сетей и Интернет-СМИ организовали «слив» о готовящемся ребрендинге. Дескать, в думской кампании партия хочет сделать ставку на образ молодого Владимира Ленина – одетого в джинсы, накачанного и сексуального. С девушкой – оба стильные, в красном и с гаджетами.

Сам образ вышел из-под пера питерского художника Игоря Петрыгина-Родионова. Человек реальный, работ у него много, стильных – да почти все. Рискнет ли КПРФ настолько «омолодиться» – скоро увидим.

При этом наш со Станиславом Жогликом товарищ и коллега Дмитрий Гусев (соавтор бестселлера «Уши машут ослом») считает, что использование образа молодого вождя должно сыграть коммунистам на руку: «Самое главное в современной политической рекламе – дать эмоцию, чтобы у тебя возникло желание отправить её другу, сделать репост. В КПРФ понимают, что на смену пожилому электорату приходит более молодой, и используют нужный приём».

Кстати, о приемах. Американский боец смешанных единоборств Джефф Монсон, получивший в прошлом году российское гражданство, в апреле 2016 года заявил о своем желании вступить в КПРФ. Если будущие товарищи по партии «вопрос продавят», то выборы (и особенно дебаты) с участием спортсмена, год назад сделавшего татуировку с изображением скульптурной композиции «Родина-мать зовет!», обещают быть очень увлекательными. Сейчас, во всяком случае, некоторые крупные обкомы КПРФ в очереди стоят в Москве за право «отжать» себе такого лидера регионального списка.

Так что борьба за голоса молодежи обещает быть в августе-сентябре бескомпромиссной…

А и, коль скоро я вспомнил своих коллег по политтехнологическому цеху, сделаю еще одно «Лирическое отступление». Теперь – про моего хорошего товарища Алексея Ломова, работающего в Ленинградской области. Он политтехнолог, ставший на этих праймериз еще и кандидатом в депутаты регионального парламента.

Скучно ему, видимо, было – вот и сочинил несколько вариантов плаката с общим слоганом «Вместе мы сила»: тут тебе и богатыри, и мушкетеры… Люди запомнили, указанная тройка победила. Тут вы вправе спросить – как могла победить тройка? Отвечу! И это, безусловно, находка коллег: если в Омской области для праймериз в ЗакС были изготовлены два бюллетеня (отдельно для одномандатников и для списка), то в Ленобласти – один, общий.

Возможно, вы слышали (и читали) о страстях, которые разгорелись вокруг праймериз в некоторых «заксовских» округах Омской области. Вот, скажем, в 21-м (Шербакульский, Азовский, Одесский, Павлоградский и Русско-Полянский районы): по одномандатному округу у депутата В. Пушкарева соперников фактически не было, а за место в списке практически насмерть рубились Д. Галаванов и Д. Павлов. А могли бы все идти в одном бюллетене – и путем рейтингового голосования определить, кто на какой позиции окажется в итоге: первый идет по округу, второй – по списку, третий – запасной.

И, главное, никому не уклониться от борьбы. Которая, как вы понимаете, на выборах неизбежна – и ждет всех нас совсем скоро. Во всех смыслах; это значит, что остаться «просто зрителем» будет вряд ли возможно. Втянут. Остается подготовиться и запастись… терпением, выдержкой. И попкорном. Потому что я буду стараться и дальше информировать вас обо всех новинках – как в сфере АПМ, так и «вообще». И о кандидатах поговорим, и о фильмах о политике. Потому что перед тем, как увидеть «кино» об омских выборах-2016, неплохо бы подготовить себя, ознакомившись и с художественными образами.

Реальность то, как правило, куда мрачнее…

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 5):

Слово не воробей
Правда, вот от такой "правды" как вы обычно что-то подобное и появляется. А именно: мнения нет, сказать нечего - одно томление духа и вялая попытка навязать негативный ярлычок. Причем из серии "как хотите. так и понимайте".
А может быть, то, что я вам давеча сказал, это для вас слишком сложно?... Так ведь идеология (забытое на сегодня явление) вообще дело сложное, ибо относится с формирования убеждений, а не внушения. Это вам не политехнологические рекламные кубики раскладывать....

15 июня, 09:59 | Ответить
Слово не воробей
Очень интересно. А вот есть еще такой лозунг. Он висит в аккурат над приемной "ЕР". Там написано: "Сильная Россия - единая Россия". Единая Россия не заковычино, то есть речь идет о единстве народов страны. А еще мы знаем что тире в таких текстах заменяет слово "это". То есть лозунг надо понимать так, что " Сильная Россия -это единая Россия". А если она. к примеру, не сильная, как сейчас. А где-то даже наоборот - весьма слабая? То что, значит, что и уже не единая?... Чувствуете разницу между "Сильная Россия - это единая Россия" и наоборот "Единая Россия - это сильная Россия". Вот ваши вожди из отделения "ЕР" похоже не чувствуют, привыкли трещать фразами, поставленные властью. А разница-то есть. Ибо не в силе - единство, а в единстве - сила! Это точно также, как не в силе бог, а в правде.
14 июня, 17:17 | Ответить
правда
иезуит-казуист вы какой-то "Слово а не воробей"
14 июня, 17:36 | Ответить
Моше Диамант
Один Малькевич хороший, видимо.
14 июня, 10:33 | Ответить
Крыс Борис
Да, дураков в России еще лет на 100 припасено... © "Особенности национальной рыбалки"
14 июня, 10:02 | Ответить
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.