Деловой Омск

Деловой Омск

17 июня 2016 07.00Статьи

Бегун Александр Вениаминович родился 28 мая 1962 года в Новосибирске. В 1984 году окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института, был распределен в Омск. С 1984 по 2000 годы работа в ТПИ «Омскгражданпроект» архитектором, руководителем группы архитекторов, главным архитектором проекта. В 2000 году организовал собственное архитектурное бюро, которое возглавляет по сей день. С 2016 года - председатель правления омского отделения Союза архитекторов РФ. Член Союза архитекторов с 1988 года. Обладатель различных премий архитектурных конкурсов. Организатор и участник ряда городских выставок. Почетный архитектор РФ.

Александр Бегун: «Мы вечно лаем вслед ушедшему каравану, но с этой стенкой нам удалось вожжи натянуть»

Председатель правления омского отделения Союза архитекторов Александр Бегун рассказал «ДО» о борьбе с «берлинской стеной» и об омских профессионалах, поднимающихся с колен.

Александр Бегун: «Мы вечно лаем вслед ушедшему каравану, но с этой стенкой нам удалось вожжи натянуть»

Александр Румянцев

Александр, разговор хотелось бы начать с открытого письма губернатору и мэру от имени архитектурного сообщества по поводу подпорной стенки на улице Ленина. Как оно появилось?

— Я проходил мимо, после снятия тепляка увидел результат, который поверг меня в шок. Тогда сочинил проект письма, представил его коллегам-архитекторам. Меня единодушно поддержали, причем дали совет, что нужно писать именно открытое письмо. Так оно появилось на сайте, попало в СМИ, и сейчас мы, архитектурное сообщество, понимаем, что попали в болевую точку. Я не видел ни одного человека, который бы сказал: да, на Любинском построили то, что нужно для города. Все это понимают: и губернатор, и мэрия. От них есть поддержка. Открыт к диалогу и подрядчик. Прошло практически последнее заседание экспертной группы, на котором мы пришли к компромиссному решению, которое устраивает и подрядчика, и архитекторов. Оно не идеально, сразу скажу, но зато подписано Евгением Зоммером (и.о. главного архитектора Омска). Со стороны «Идеал-строя» (надо отдать им должное), какого-то антагонизма нет. Есть желание исправить сделанное.

А почему «Идеал-строй» не мог заранее согласовать проект с профессиональным сообществом? Откуда взялся такой проект?

— Действительно, никто из омских архитекторов проекта не видел. Нам когда-то показывали концепцию, которая была жестко раскритикована.

Это те рисунки с лифтами?

— Да. Я тогда предлагал решить этот вопрос красиво, сделать пропилеи и смонтировать оборудование, соответствующее 21 веку. Но этот процесс не пошел, нас особо никто не слушал, нам сказали, что там хорошие проектировщики…

Кстати, а кто они, эти проектировщики? Вы их знаете?

— Нет. И это странно. Единственное, я слышал, что там проектировщики постоянно меняются. Автором концепции был один архитектор, потом другой. В итоге, по словам подрядчика, проектирует какая-то очень хорошая девушка из Питера. Результаты такого проектирования мы и видим. Основная проблема ведь была нами поднята сразу — нет автора. Докладывают все время строители, подрядчик. Трудно разговаривать, потому что за проект отвечает автор, а не строители. Они отвечают за сроки, качество. А когда я прошел два дня назад по Ленина, то понял, что попадаю в окоп с гранитным бруствером, за которым хорошо прятаться, хорошо отстреливаться.

Видимо, это тот имперский стиль, который нам обещали.

— Получается, у нас улица сделана для военных целей. Вместо исторического центра города мы получили набор гранитных стен, набор черных фонарей и набор благоустроительных малых форм (остановочные павильоны, крыши переходов), а исторические здания 19 века будут прос-то фоном для этой «архитектуры».

Будем надеяться, что уж теперь, особенно после того, как местное отделение Союза архитекторов России возглавили вы, все будущие реконструкции от «Газпрома» будут проходить на всех этапах в диалоге с местными специалистами.

— Да, мы вечно лаем вслед ушедшему каравану и выглядим смешно. Но хотя бы с этой стенкой нам удалось вожжи натянуть. Правда, такое ощущение, что они лопнут сейчас.

Следующая тема нашего разговора — ваше избрание лидером омского отделения Союза. Как мне кажется, эти вожжи и натянулись, потому что именно вы возглавили правление Союза архитекторов. Как это получилось безо всяких революций, которые сопровождали прошлые выборы правления Союза?

— Все произошло абсолютно без моего участия. (Смеется.) Это выросло в недрах того же самого правления, которое сместило «каримовских», членом которого я, кстати, тогда и являлся. Не знаю, видимо, пришло осознание. Была предложена моя кандидатура. Я не стал отказываться. Были еще две кандидатуры: Никита Шалмин и Андрей Гетте.

А как удалось их обойти?

— Открытое голосование все решило. Я не вел никаких сепаратных переговоров. Видимо, это жизнь и судьба так решили.

Мне кажется, ваше избрание связано с тем, что архитектурное сообщество осознало необходимость кардинальных перемен. Все последние годы архитекторы тихо сидели где-то в уголке, общественная жизнь шла своим чередом, без их участия, престиж и уважение к профессии падали, даже власть и та забыла про архитекторов.

— Видимо, да. Ведь чем дальше, тем город становился хуже. По застройке, по жизни. И если раньше власть обращалась к профессионалам, то теперь перестала, как будто нас нет.

Возможно, и благодаря позиции самих архитекторов…

— Конечно. Надо же показывать себя, говорить, что мы есть, чтоб о нас помнили и знали. Ушли из жизни все архитекторы с именами, которых помнили еще по советскому и партийному периодам. Пришли новые, их мало кто знает. Как их узнать? Только по выступлениям, проектам, конкурсам или благодаря какой-то позиции. Если это позиция, то ее нужно заявлять, но не на кухне или в курилке, а заявлять публично в СМИ.

Открытое письмо и было первой ласточкой?

— Да, плюс был случай, когда мы коллективно выступили против Игоря Коновалова. Он превысил свои полномочия и испортил здание «Треугольника» на Либкнехта пристройкой, через которую, кстати, никто и не ходит. Так делать нельзя, это преступление.

Пожалуй, это единственное, что можно вспомнить за время работы предыдущего правления, когда архитекторы отреагировали дружно и массово. Хорошо, Александр, вот теперь вы председатель правления. Какие цели и задачи ставите перед собой и омской организацией?

— Я являюсь сторонником малых дел. Мы должны по крупицам восстанавливать доверие к себе и профессии. Нужно не стесняться отделять себя от того, к чему мы не имеем отношения. Тот же Любинский — это не мы. Но мы готовы сотрудничать. И если наши предложения принимаются, это уже мы. Я на первом заседании Горсовета по Любинскому предлагал ввести в проект куратора из местных. Пусть это был бы главный архитектор города или кто-то из рядовых архитекторов. Но чтоб он был в курсе происходящего там и доносил до коллег ситуацию.

Странно, что это не было принято, особенно после опыта реконструкции улицы Валиханова. «Идеал-строю» ведь предложили разделить ответственность….

— Да, вот именно, что исходя из опыта Валиханова. Тогда же говорилось, что сейчас на Ленина нужно учесть все ошибки Валиханова, все заранее отрисовать, показать. Нам же сначала продемонстрировали страшные картинки, потом их поменяли на чуть лучшие. А нужны были планы, фасады, разрезы. До сих пор нет поперечного разреза по улице Ленина. Не понятно, где стена, где тротуар. Может, там можно было даже парковки сделать. Почему нет? Мы за профессиональный подход к подобным вопросам.

Что конкретно вы с коллегами готовы сделать, кроме работы по исправлению Любинского?

— Мы понимаем, что сейчас такое время, когда у города денег нет. Но проблемы-то есть. И у меня лично есть пионерский задор и частная инициатива. Ведь если ничего не делать, то ничего и не будет. Мы вот так с крепостью в свое время пытались поработать. Сейчас решили заняться Аллеей строителей и бульваром Архитекторов, названия у них такие, что мы несем за эти места определенную ответственность. Аллея находится в более аховом состоянии, потому что она в центре. Там машинами все заставлено зимой и летом, а ведь это еще и дорога к храму. И я сейчас предлагаю сделать конкурс на общественное пространство, результатом которого должен стать подарок городу. Заодно проведем проверку на вшивость в плане числа участников этого конкурса. Одно дело, если будет 2 человека, другое — если 20. Ведь там не решена проблема насыщения этого пространства, не решена проблема с парковками. Мы хотим, чтобы профессионалы показали, что там можно сделать. Мы сами себе ставим такой заказ. Хотим, чтобы на конкурсе родилась новая улица Тарская, этакое инициативное проектирование.

Нам сначала продемонстрировали страшные картинки, потом чуть лучшие. А нужны были планы, фасады, разрезы. До сих пор нет поперечного разреза по улице Ленина. Не понятно, где стена, а где тротуар.

Инженер-строитель Владимир Романов вот также предлагал бесплатно спроектировать колонны-пропилеи на въезде в городок Нефтяников.

— Когда Бегун что-то спроектирует или Романов, это, по большому счету, никому не интересно. Но когда за этим стоит такая мощная организация, как Союз архитекторов, когда был проведен конкурс, представлены разные варианты, когда профессиональное сообщество выбирает лучшие работы и говорит, что это идеал, к которому нужно стремиться, — это уже весомо! А можно добавить и общественное обсуждение, как мы делали по крепости, то от этого уже будет невозможно отмахнуться. Мы должны вернуть уважение к профессии архитектора. И мы это сделаем! Если вы, журналисты, нам поможете.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 23 (126) 14 июня

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.