Новый Омск

16 июня 2016 19.00Общество

Урбанист Ирина Ирбитская: «Ощущение, что в городе нет никакой муниципальной власти»

На вопросы журналистов об Омске ответила архитектор, урбанист, директор центра градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ Ирина Ирбитская. Встреча состоялась на площадке Экспертного клуба ВЦИОМ «Платформа».

Урбанист Ирина Ирбитская: «Ощущение, что в городе нет никакой муниципальной власти»

Фото: urbanfest18.ru

Какое впечатление оставила дискуссия, в ходе которой вы пообщались с экспертами, которые живут в Омске?

— Впечатление такое же, как и от всех российских городов, за исключением некоторых. Москва и Санкт-Петербург уже несколько другие города. Ощущение, что в городе нет никакой муниципальной власти. Когда есть муниципальная власть, есть комплексная повестка, развивается город. Я этого не увидела. Во-вторых, здесь присутствовали представители промышленности, которые вроде говорят о каких-то действиях для города. На самом деле, так поступают предприятия по всему миру на основании корпоративной городской политики. Тоже не услышала об этом. Есть исполнение законодательства, но этого недостаточно. В-третьих, судя по противоречивым данным, не ведется никакой мониторинг происходящих процессов. Мало площадок, по всей видимости, где профессионалы встречаются с жителями.

Есть мнение, что в Омске и Омской области очень маленький бюджет, и когда начинается обсуждение каких-либо проектов и предложений, все упирается в то, что денег нет. Как здесь можно поступить?

— Деньги не та вещь, которой если нет, то она никогда не появится. Во-первых, это плохая работа с теми, у кого деньги есть. Во-вторых, городское развитие не предполагает исключительно федеральных субсидий. Нужно уметь работать не только с крупными инвестициями, нужно в том числе из малых и средних инвестиций генерировать большие деньги. Когда шейх Дубаи пригласил архитектора перестроить город и сделать стратегию развития (совсем недавно была открыта нефть), он сказал: «Проектируй так, как если бы никакой нефти я не нашел». Дело не в количестве денег, а в том, как ими грамотно управлять. Знаете, почему мэр Нью-Йорка Блумберг вложил собственные деньги в благоустройство набережной? Он прекрасно знал, какая отдача будет от этих вложений: насколько повысится стоимость земли, недвижимости в этих местах.

В Омске много частного сектора, даже недалеко от центра города. Как следует поступить с такими «вкраплениями»?

— В российских городах такое часто встречается. Проблема в том, что этими кварталами, районами почти никто не занимается, а если и занимаются, то девелоперы с понятными интересами. Что мы предлагали для Екатеринбурга: нужно под каждый такой поселочек разработать генеральный план, на котором показать, что еще можно на этой земле сделать, трансформируя эту застройку в лучшую сторону. Власть должна не просто сделать проект. Она должна понять, какие бенефициары этим проектом могут воспользоваться, чьи интересы этот проект затрагивает. Что еще очень важно для всех городов страны, включая Москву, — мало кто из муниципалитетов думает про интеграцию жителей в развитие и трансформацию городской среды.

Что вы могли бы рекомендовать Омску после экскурсии?

— Шаг номер один, который облегчил бы омичам существование в летний период, — это вотерджеты. Такие вещи можно делать, например, между проезжей частью и тротуаром. Это прибивало бы хотя бы часть пыли, которая попадает в легкие горожан. Хотя бы на летний период. Это недорогая технология: под силу даже мелким инвесторам. Второе: если поливальных машин в городе нет, это очень странно. А дальше все-таки нужны большие проекты.

Недавно в Омске сделали пешеходную улицу Валиханова. Нужны ли в городе пешеходные улицы?

— Нужны, конечно. Другой вопрос, в каких местах их сделать и какой дизайн. Видно, что никакого конкурса архитектурных проектов не проводилось. Это очень странный дизайн с фонарями 19 века, с гранитными клумбами… Современный тренд городского дизайна — каждое поколение должно себя выразить. Нужен более мобильный дизайн, чем гранитные памятники непонятно чему. С другой стороны, наверное, после реконструкции цена квадратного метра в соседних домах хорошо выросла. Это хороший ресурс для властей: пусть каждый житель поучаствует, но сделает что-то свое. На таких условиях могут быть очень интересные интеграции и такие модели в мире существуют.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

с верой в светлое будущее
да что уж там о высоком, если отсутствует элементарное - давно уже не видел чистых бордюрных камней (зимой в снегу, летом под слоем песка и прочей дорожной пыли), а то и вообще полное их отсутствие (бордюры)
17 июня, 10:46 | Ответить
киви
Какая комплексная программа развития, как перспектива?? Вся власть - временщики, которым бы в окопах отсидеться. Ей-богу, уже думаю, что сити-менеджер лучше.
17 июня, 10:37 | Ответить
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.