Класс

Класс

20 июня 2016 10.05Статьи

Обед у профессора: рецензия на спектакль «Кант»

В рамках фестиваля «Академия», на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Первый из них — от Московского академического театра имени Маяковского.

Обед у профессора: рецензия на спектакль «Кант»

За столом в доме профессора Канта (Михаил Филиппов) на обед собираются четыре его товарища: богослов Иоганн Шульц (Игорь Костолевский), судейский Иоганн Вигилянтий (Александр Андриенко), личный врач профессора Йоэль (Юрий Коренев) и начальник кёнигсбергской полиции Иоганн Шефнер (Виктор Запорожский). За обедом они непринужденно беседуют, рассказывают анекдоты, пьют белое и красное вино. Кант время от времени спорит со своим непоседливым слугой Мартином (Анатолий Лобоцкий) бывшим рядовым прусской армии, который мало того что не может уследить за хозяйским домом (часы не идут, стулья скрипят), так еще и изрядно пьет. При этом никаких разговоров о философии и работе: как замечает сам Кант, это комната для отдыха. Этот закон однако вскоре будет нарушен из-за племянницы приятеля хозяина дома Джозефа Грина Фоби (Юлия Соломатина), которая приехала из Шотландии ради автографа на только что изданной «Критике чистого разума».

Спектакль «Кант» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса неподготовленному зрителю приготовил барьеры. При этом тречасовой хронометраж здесь вовсе нт при чем — по ходу действия скучать не приходится. В этом смысле художественное пространство Сергея Бархина сыграло не последнюю роль. Застольную беседу Канта и его товарищей мы наблюдаем сидя в шестигранном амфитеатре, покрытом алым бархатом. Стол, за которым и сидят действующие лица, практически полностью окружен зрителями. Дистанция минимальная, а значит, мимика и голос становятся более приближенными, более личными, будто бы мы сами являемся полнопраныыми участниками застолья.

Однако, сложность заключается в том, что по ходу действия достаточно часто сменяются регистры: вот публика взрывается в хохоте после того, как богослов Шульц в очередной раз произносит фразу, начинающуюся со слов «Господи, Господи, как же замечательно»; затем напряженно наблюдает за вращающимся столом, пока Фоби Грин по рекомендации профессора Канта высвобождает свое «Я»; затем слушает монолог Мартина, который опровергает существование времени и рассказывает о том, как его чуть было не застрелил русский солдат; затем вновь раздаётся смех, когда старшую сестру милосердия Анну-Регину (Светлана Немоляева) внезапно целует вышеупомянутый слуга Мартин, и она на несколько минут впадает в эйфорию от неожиданной связи; и вновь поднимаются серьёзные мотивы, когда на «Критику чистого разума» падает по среди ночи божественный луч.

Смесь абсурдного юмора и эсхатологических вопросов сбивает, запутывает, но в конечном итоге оказывается ладно скроенным повествованием для тех, кто пристально следит за действием, по ходу разграничивая два противоположных чувства. А главное, для нормального восприятия отнюдь не нужно знать от корки до корки «Критику чистого разума», что бы там не предвкушал зритель, покупая билет на спектакль, в заглавии которого стоит фамилия основоположника немецкого идеализма. Безусловно, некоторые положения из нее незримо присутствуют в диалогах, но никогда не говорятся прямым текстом сложного философского языка. Хотя, каждый раз, когда профессор Кант встает из-за стола, велик соблазн начать предвкушать рассказы об антиномиях, императивах, эмпирическом опыте и много чем еще. Как говорит слуга Мартин в середине спектакля о лежащей на столе «Критике»: «Эта книга о том, как чистый разум критикует жизнь». Вот и спектакль, как нам кажется, занимается тем же.

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.