Класс

Класс

20 июня 2016 10.05Статьи

Обед у профессора: рецензия на спектакль «Кант»

В рамках фестиваля «Академия», на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Первый из них — от Московского академического театра имени Маяковского.

Обед у профессора: рецензия на спектакль «Кант»

За столом в доме профессора Канта (Михаил Филиппов) на обед собираются четыре его товарища: богослов Иоганн Шульц (Игорь Костолевский), судейский Иоганн Вигилянтий (Александр Андриенко), личный врач профессора Йоэль (Юрий Коренев) и начальник кёнигсбергской полиции Иоганн Шефнер (Виктор Запорожский). За обедом они непринужденно беседуют, рассказывают анекдоты, пьют белое и красное вино. Кант время от времени спорит со своим непоседливым слугой Мартином (Анатолий Лобоцкий) бывшим рядовым прусской армии, который мало того что не может уследить за хозяйским домом (часы не идут, стулья скрипят), так еще и изрядно пьет. При этом никаких разговоров о философии и работе: как замечает сам Кант, это комната для отдыха. Этот закон однако вскоре будет нарушен из-за племянницы приятеля хозяина дома Джозефа Грина Фоби (Юлия Соломатина), которая приехала из Шотландии ради автографа на только что изданной «Критике чистого разума».

Спектакль «Кант» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса неподготовленному зрителю приготовил барьеры. При этом тречасовой хронометраж здесь вовсе нт при чем — по ходу действия скучать не приходится. В этом смысле художественное пространство Сергея Бархина сыграло не последнюю роль. Застольную беседу Канта и его товарищей мы наблюдаем сидя в шестигранном амфитеатре, покрытом алым бархатом. Стол, за которым и сидят действующие лица, практически полностью окружен зрителями. Дистанция минимальная, а значит, мимика и голос становятся более приближенными, более личными, будто бы мы сами являемся полнопраныыми участниками застолья.

Однако, сложность заключается в том, что по ходу действия достаточно часто сменяются регистры: вот публика взрывается в хохоте после того, как богослов Шульц в очередной раз произносит фразу, начинающуюся со слов «Господи, Господи, как же замечательно»; затем напряженно наблюдает за вращающимся столом, пока Фоби Грин по рекомендации профессора Канта высвобождает свое «Я»; затем слушает монолог Мартина, который опровергает существование времени и рассказывает о том, как его чуть было не застрелил русский солдат; затем вновь раздаётся смех, когда старшую сестру милосердия Анну-Регину (Светлана Немоляева) внезапно целует вышеупомянутый слуга Мартин, и она на несколько минут впадает в эйфорию от неожиданной связи; и вновь поднимаются серьёзные мотивы, когда на «Критику чистого разума» падает по среди ночи божественный луч.

Смесь абсурдного юмора и эсхатологических вопросов сбивает, запутывает, но в конечном итоге оказывается ладно скроенным повествованием для тех, кто пристально следит за действием, по ходу разграничивая два противоположных чувства. А главное, для нормального восприятия отнюдь не нужно знать от корки до корки «Критику чистого разума», что бы там не предвкушал зритель, покупая билет на спектакль, в заглавии которого стоит фамилия основоположника немецкого идеализма. Безусловно, некоторые положения из нее незримо присутствуют в диалогах, но никогда не говорятся прямым текстом сложного философского языка. Хотя, каждый раз, когда профессор Кант встает из-за стола, велик соблазн начать предвкушать рассказы об антиномиях, императивах, эмпирическом опыте и много чем еще. Как говорит слуга Мартин в середине спектакля о лежащей на столе «Критике»: «Эта книга о том, как чистый разум критикует жизнь». Вот и спектакль, как нам кажется, занимается тем же.

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».