Класс

Класс

20 июня 2016 10.05Статьи

Обед у профессора: рецензия на спектакль «Кант»

В рамках фестиваля «Академия», на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Первый из них — от Московского академического театра имени Маяковского.

Обед у профессора: рецензия на спектакль «Кант»

За столом в доме профессора Канта (Михаил Филиппов) на обед собираются четыре его товарища: богослов Иоганн Шульц (Игорь Костолевский), судейский Иоганн Вигилянтий (Александр Андриенко), личный врач профессора Йоэль (Юрий Коренев) и начальник кёнигсбергской полиции Иоганн Шефнер (Виктор Запорожский). За обедом они непринужденно беседуют, рассказывают анекдоты, пьют белое и красное вино. Кант время от времени спорит со своим непоседливым слугой Мартином (Анатолий Лобоцкий) бывшим рядовым прусской армии, который мало того что не может уследить за хозяйским домом (часы не идут, стулья скрипят), так еще и изрядно пьет. При этом никаких разговоров о философии и работе: как замечает сам Кант, это комната для отдыха. Этот закон однако вскоре будет нарушен из-за племянницы приятеля хозяина дома Джозефа Грина Фоби (Юлия Соломатина), которая приехала из Шотландии ради автографа на только что изданной «Критике чистого разума».

Спектакль «Кант» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса неподготовленному зрителю приготовил барьеры. При этом тречасовой хронометраж здесь вовсе нт при чем — по ходу действия скучать не приходится. В этом смысле художественное пространство Сергея Бархина сыграло не последнюю роль. Застольную беседу Канта и его товарищей мы наблюдаем сидя в шестигранном амфитеатре, покрытом алым бархатом. Стол, за которым и сидят действующие лица, практически полностью окружен зрителями. Дистанция минимальная, а значит, мимика и голос становятся более приближенными, более личными, будто бы мы сами являемся полнопраныыми участниками застолья.

Однако, сложность заключается в том, что по ходу действия достаточно часто сменяются регистры: вот публика взрывается в хохоте после того, как богослов Шульц в очередной раз произносит фразу, начинающуюся со слов «Господи, Господи, как же замечательно»; затем напряженно наблюдает за вращающимся столом, пока Фоби Грин по рекомендации профессора Канта высвобождает свое «Я»; затем слушает монолог Мартина, который опровергает существование времени и рассказывает о том, как его чуть было не застрелил русский солдат; затем вновь раздаётся смех, когда старшую сестру милосердия Анну-Регину (Светлана Немоляева) внезапно целует вышеупомянутый слуга Мартин, и она на несколько минут впадает в эйфорию от неожиданной связи; и вновь поднимаются серьёзные мотивы, когда на «Критику чистого разума» падает по среди ночи божественный луч.

Смесь абсурдного юмора и эсхатологических вопросов сбивает, запутывает, но в конечном итоге оказывается ладно скроенным повествованием для тех, кто пристально следит за действием, по ходу разграничивая два противоположных чувства. А главное, для нормального восприятия отнюдь не нужно знать от корки до корки «Критику чистого разума», что бы там не предвкушал зритель, покупая билет на спектакль, в заглавии которого стоит фамилия основоположника немецкого идеализма. Безусловно, некоторые положения из нее незримо присутствуют в диалогах, но никогда не говорятся прямым текстом сложного философского языка. Хотя, каждый раз, когда профессор Кант встает из-за стола, велик соблазн начать предвкушать рассказы об антиномиях, императивах, эмпирическом опыте и много чем еще. Как говорит слуга Мартин в середине спектакля о лежащей на столе «Критике»: «Эта книга о том, как чистый разум критикует жизнь». Вот и спектакль, как нам кажется, занимается тем же.

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.