Класс

Класс

21 июня 2016 11.32Статьи

Слова в тишине: рецензия на спектакль «Боги пали, и нет больше спасения»

В рамках фестиваля «Академия» на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Второй из них — от Центра им. Вс. Мейерхольда.

Слова в тишине: рецензия на спектакль «Боги пали, и нет больше спасения»

В буфете академического театра драмы достаточно людно и душно. Когда до начала спектакля остается около десяти минут, столики несколько освобождаются, часть зрителей уходит на другой, параллельно начинающийся спектакль. Остальные остаются ждать «Боги пали». Вот время уже ровно семь, но ничего не происходит. Кто-то сообщает, что нужно подождать еще десять минут, режиссер Виктор Рыжаков хотел бы сказать пару слов перед началом, но сейчас он говорит вступительное слово на параллельном спектакле. Рядом сидящий мужчина начинает нервно постукивать ложкой о чашку с кофе. К счастью для него, Рыжаков появляется через пять минут и приглашает всех пройти за ширму.

Мы оказываемся в темном помещении. Сразу слева стоит невысокий загон, внутри черное кресло, снизу освещаемое теплым светом. Режиссер начинает объяснять «правила игры». Они достаточно простые: куда идут действующие лица — туда двигаетесь и вы.

«Боги пали, и нет больше спасения» — пьеса английского драматурга хорватского происхождения Сельмы Димитриевич. Автор оригинального текста уже сама поставила свою пьесу в Англии, более того, написала текст про работу над спектаклем. И перед тем как мы перейдем к разговору о варианте Рыжакова, хотелось бы процитировать отрывок из ее статьи What is not a metaphor: «…После недель, проведенных в экспериментах с дизайнером, мы пришли к выводу, что нам вообще не нужны никакие декорации, а актеры будут одеты в репетиционную одежду…» И еще небольшая ремарка — в постановке Димитриевич главных действующих лиц (по тексту пьесы мать зовут Энн, дочь Энни) играют два мужчины. Теперь вернемся к постановке Виктора Рыжакова.

Как уже было сказано выше, режиссер, в отличие от Димитриевич, не стал обходиться без декораций. Есть «загон», отделяющий артистов и публику, в его пределах произносятся все диалоги. Есть кухня, на которой в молчании повествование обрывается.

Сам нарратив полностью отталкивается от текста, Рыжаков перед началом даже предложил тем, кто устанет, присесть и просто слушать. Хотя за 26 минут, которые длится постановка, вряд ли можно на столько вымотаться.

Мать (Светлана Иванова-Сергеева) и дочь (Ольга Сухарева) обмениваются фразами о ванне, визитах к тёте, чашке чая, раз за разом, казалось бы, циклично повторяя одно и тоже. Однако, не смотря на ощущение внешне повторяющегося текста, каждый новый круг, помимо ускорения темпа речи, присовокупляет новые полутона, слова, фразы. Свет переходит от теплого к холодному и назад. А когда начинается четвертый круг разговора матери с дочерью, все решительно изменяется, нам открываются новые детали контекста, паззл обретает целостность картины.

В итоге, продравшись через все выверты и языковые игры, спектакль оказывается на поверку метанаррацией о том, как боги-родители оказываются не теми людьми, которыми мы их себе представляем. Примерно тот же эффект оказала структура самой постановки Виктора Рыжакова и на зрителей. Когда семья тихо сидела за столом и ела, женщина сбоку достаточно громко сказала: «Может уйдем? Даже неловко как-то». Актерам тоже стало неловко, и они встали, после чего раздались овации. Этот эффект недоумения зрителей, наверное, одно из главных достоинств «нового театра» и в частности «Боги пали, и нет больше спасения». Ведь столкновение с самыми неудобными экзистенциальными проблемами, в конце концов, неизбежно ведет к отторжению.

Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.