Класс

Класс

21 июня 2016 11.32Статьи

Слова в тишине: рецензия на спектакль «Боги пали, и нет больше спасения»

В рамках фестиваля «Академия» на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Второй из них — от Центра им. Вс. Мейерхольда.

Слова в тишине: рецензия на спектакль «Боги пали, и нет больше спасения»

В буфете академического театра драмы достаточно людно и душно. Когда до начала спектакля остается около десяти минут, столики несколько освобождаются, часть зрителей уходит на другой, параллельно начинающийся спектакль. Остальные остаются ждать «Боги пали». Вот время уже ровно семь, но ничего не происходит. Кто-то сообщает, что нужно подождать еще десять минут, режиссер Виктор Рыжаков хотел бы сказать пару слов перед началом, но сейчас он говорит вступительное слово на параллельном спектакле. Рядом сидящий мужчина начинает нервно постукивать ложкой о чашку с кофе. К счастью для него, Рыжаков появляется через пять минут и приглашает всех пройти за ширму.

Мы оказываемся в темном помещении. Сразу слева стоит невысокий загон, внутри черное кресло, снизу освещаемое теплым светом. Режиссер начинает объяснять «правила игры». Они достаточно простые: куда идут действующие лица — туда двигаетесь и вы.

«Боги пали, и нет больше спасения» — пьеса английского драматурга хорватского происхождения Сельмы Димитриевич. Автор оригинального текста уже сама поставила свою пьесу в Англии, более того, написала текст про работу над спектаклем. И перед тем как мы перейдем к разговору о варианте Рыжакова, хотелось бы процитировать отрывок из ее статьи What is not a metaphor: «…После недель, проведенных в экспериментах с дизайнером, мы пришли к выводу, что нам вообще не нужны никакие декорации, а актеры будут одеты в репетиционную одежду…» И еще небольшая ремарка — в постановке Димитриевич главных действующих лиц (по тексту пьесы мать зовут Энн, дочь Энни) играют два мужчины. Теперь вернемся к постановке Виктора Рыжакова.

Как уже было сказано выше, режиссер, в отличие от Димитриевич, не стал обходиться без декораций. Есть «загон», отделяющий артистов и публику, в его пределах произносятся все диалоги. Есть кухня, на которой в молчании повествование обрывается.

Сам нарратив полностью отталкивается от текста, Рыжаков перед началом даже предложил тем, кто устанет, присесть и просто слушать. Хотя за 26 минут, которые длится постановка, вряд ли можно на столько вымотаться.

Мать (Светлана Иванова-Сергеева) и дочь (Ольга Сухарева) обмениваются фразами о ванне, визитах к тёте, чашке чая, раз за разом, казалось бы, циклично повторяя одно и тоже. Однако, не смотря на ощущение внешне повторяющегося текста, каждый новый круг, помимо ускорения темпа речи, присовокупляет новые полутона, слова, фразы. Свет переходит от теплого к холодному и назад. А когда начинается четвертый круг разговора матери с дочерью, все решительно изменяется, нам открываются новые детали контекста, паззл обретает целостность картины.

В итоге, продравшись через все выверты и языковые игры, спектакль оказывается на поверку метанаррацией о том, как боги-родители оказываются не теми людьми, которыми мы их себе представляем. Примерно тот же эффект оказала структура самой постановки Виктора Рыжакова и на зрителей. Когда семья тихо сидела за столом и ела, женщина сбоку достаточно громко сказала: «Может уйдем? Даже неловко как-то». Актерам тоже стало неловко, и они встали, после чего раздались овации. Этот эффект недоумения зрителей, наверное, одно из главных достоинств «нового театра» и в частности «Боги пали, и нет больше спасения». Ведь столкновение с самыми неудобными экзистенциальными проблемами, в конце концов, неизбежно ведет к отторжению.

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.