Класс

Класс

21 июня 2016 11.32Статьи

Слова в тишине: рецензия на спектакль «Боги пали, и нет больше спасения»

В рамках фестиваля «Академия» на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Второй из них — от Центра им. Вс. Мейерхольда.

Слова в тишине: рецензия на спектакль «Боги пали, и нет больше спасения»

В буфете академического театра драмы достаточно людно и душно. Когда до начала спектакля остается около десяти минут, столики несколько освобождаются, часть зрителей уходит на другой, параллельно начинающийся спектакль. Остальные остаются ждать «Боги пали». Вот время уже ровно семь, но ничего не происходит. Кто-то сообщает, что нужно подождать еще десять минут, режиссер Виктор Рыжаков хотел бы сказать пару слов перед началом, но сейчас он говорит вступительное слово на параллельном спектакле. Рядом сидящий мужчина начинает нервно постукивать ложкой о чашку с кофе. К счастью для него, Рыжаков появляется через пять минут и приглашает всех пройти за ширму.

Мы оказываемся в темном помещении. Сразу слева стоит невысокий загон, внутри черное кресло, снизу освещаемое теплым светом. Режиссер начинает объяснять «правила игры». Они достаточно простые: куда идут действующие лица — туда двигаетесь и вы.

«Боги пали, и нет больше спасения» — пьеса английского драматурга хорватского происхождения Сельмы Димитриевич. Автор оригинального текста уже сама поставила свою пьесу в Англии, более того, написала текст про работу над спектаклем. И перед тем как мы перейдем к разговору о варианте Рыжакова, хотелось бы процитировать отрывок из ее статьи What is not a metaphor: «…После недель, проведенных в экспериментах с дизайнером, мы пришли к выводу, что нам вообще не нужны никакие декорации, а актеры будут одеты в репетиционную одежду…» И еще небольшая ремарка — в постановке Димитриевич главных действующих лиц (по тексту пьесы мать зовут Энн, дочь Энни) играют два мужчины. Теперь вернемся к постановке Виктора Рыжакова.

Как уже было сказано выше, режиссер, в отличие от Димитриевич, не стал обходиться без декораций. Есть «загон», отделяющий артистов и публику, в его пределах произносятся все диалоги. Есть кухня, на которой в молчании повествование обрывается.

Сам нарратив полностью отталкивается от текста, Рыжаков перед началом даже предложил тем, кто устанет, присесть и просто слушать. Хотя за 26 минут, которые длится постановка, вряд ли можно на столько вымотаться.

Мать (Светлана Иванова-Сергеева) и дочь (Ольга Сухарева) обмениваются фразами о ванне, визитах к тёте, чашке чая, раз за разом, казалось бы, циклично повторяя одно и тоже. Однако, не смотря на ощущение внешне повторяющегося текста, каждый новый круг, помимо ускорения темпа речи, присовокупляет новые полутона, слова, фразы. Свет переходит от теплого к холодному и назад. А когда начинается четвертый круг разговора матери с дочерью, все решительно изменяется, нам открываются новые детали контекста, паззл обретает целостность картины.

В итоге, продравшись через все выверты и языковые игры, спектакль оказывается на поверку метанаррацией о том, как боги-родители оказываются не теми людьми, которыми мы их себе представляем. Примерно тот же эффект оказала структура самой постановки Виктора Рыжакова и на зрителей. Когда семья тихо сидела за столом и ела, женщина сбоку достаточно громко сказала: «Может уйдем? Даже неловко как-то». Актерам тоже стало неловко, и они встали, после чего раздались овации. Этот эффект недоумения зрителей, наверное, одно из главных достоинств «нового театра» и в частности «Боги пали, и нет больше спасения». Ведь столкновение с самыми неудобными экзистенциальными проблемами, в конце концов, неизбежно ведет к отторжению.

Добавить комментарий
Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Перед тем как перекреститься и самоотверженно отправиться к купели — пройдите наш тест и со всей ответственностью оцените свои силы еще раз.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?