Деловой Омск

Деловой Омск

06 августа 2014 04.37Статьи

Андрей Коровин: «Некоторые магазины могут никогда не выйти в плюс»

Соучредитель сети «Парфюм-Лидер» Андрей Коровин рассказал «ДО» о том, как небольшая местная компания выходила на рынки соседних регионов, и о том, почему не стоит доверять бизнесу по франшизе.

Андрей Коровин: «Некоторые магазины могут никогда не выйти в плюс»

Как начался ваш бизнес в парфюмерной сфере?

— Перед тем как открыть первый «Парфюм-Лидер», я довольно долго (с 1996 года) занимался оптовыми продажами в этой сфере. Так что опыт был, товарная матрица уже существовала. Остальному приходилось учиться по ходу дела. Мы привозили продукцию из Эмиратов и продавали ее владельцам контейнеров. Какую-то часть товара закупали у нас предприниматели из Казахстана.

Позже в Москве стали открываться первые дистрибуторы по туалетной воде масс-маркет. У них мы покупали продукцию разных марок. И в какой-то момент нас заинтересовал опыт магазинов, в которых товары находятся в свободном доступе. Покупатель может потрогать их своими руками, для этого ему не нужно дожидаться продавца.

Это был новый стандарт торговли, и одним из первых на него перешел «Арбат Престиж». Мы тоже решили попробовать.

Как отнеслись потребители к такому формату?

— Действительно, покупателей привлечь было достаточно сложно. Люди тогда в магазины вообще не заходили, считали, что все там очень дорого. Покупатели делились в то время на тех, кто покупал, условно говоря, в магазинах «Л'Этуаль», и на тех, кто на рынках. Но стоило лишь один раз завести человека в магазин, и он приходил повторно.

Сколько инвестиций тогда потребовалось?

— В первые годы инвестиции достигали миллиона долларов. За это время мы успели открыть порядка 7-8 магазинов. Окупаться они начали только через полтора года. Изучая новый формат, много шишек пришлось набить.

Открытие любого магазина — это всегда минус. Некоторые точки могут вообще никогда не выйти в плюс. Таких у нас тоже немало было по Омску.

Чтобы заняться розницей, оптовый бизнес пришлось оставить?

— Нет, я и сейчас не полностью отошел от этого бизнеса, плюс иногда какие-нибудь акции покупаю. Но основное — это розничная сеть.

Чтобы привлечь покупательниц, нужно было предложить не только красивую выкладку, но и более низкую цену. Как удалось ее установить?

— Цены были ниже, но ненамного. Здесь наше преимущество вот какое — ассортимент шире. Конечно, есть разница между контейнерной торговлей и магазинной. Сейчас, наверное, невозможно сделать так, чтобы расходы на 1 кв. метр у магазина были меньше, чем у контейнера. Но мы выигрываем за счет объема продаж. К тому же человеку удобнее делать покупки именно в магазинах, нежели через закрытый прилавок. Поэтому и цены можно держать ниже.

Когда вы начали осваивать рынки соседних регионов?

— После 2008 года нам поступило предложение одного знакомого. Если бы не он, мы бы, наверное, не решились расширяться в самый кризис. Но так как появился человек, который мог курировать организационные вопросы на расстоянии, мы открыли магазин в Ханты-Мансийске. Хотя до этого, не считая Калачинска, опыта такого и не имели.

Со временем у нас выработалась некоторая технология контроля, логистики, менеджмента и управления, и стало возможно открываться и в других городах.

Где сейчас представлена сеть?

— В ХМАО, ЯНАО, Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. То есть в основном решили пойти на запад. Всего сейчас работают 48 магазинов в Омске, Калачинске и Таре. Остальные 55 приходятся на соседние регионы.

Как контролируете работу в других регионах?

— Есть масса технологий. О каких-то мы прочитали, какие-то разработали сами. Нанимаем «таинственных покупателей», ориентируем персонал на работу с клиентом.

В Новосибирск заходить не собираетесь?

— Мы есть в Новосибирской области — в Татарске, Барабинске, Куйбышеве. Это связано с логистическими особенностями. Когда на осваиваемых нами рынках станет совсем плотно, можно будет повернуть и на восток. Там тоже есть крупные сети, хотя мы на них не похожи. В Новосибирске ярко выраженная хозяйственная группа, но при этом и парфюмерия, и косметика тоже представлены широко.

А в тех регионах, где уже работаете, конкуренция ниже?

— Нет, сегодня везде есть достаточно сильные местные и федеральные игроки. Во многих регионах работают «Оптима-Сибирь», «Любимый» и «Магнит-Косметик». В Омске конкуренцию в основном составляют крупные федералы, такие как «Ашан», «Лента» и МЕТRO. «Магнит» ведет себя не особо агрессивно. Наверное, у них есть более приоритетные направления. Хотя я слышал, что они открываются не только в Омске, но и в области.

В Омских справочниках владельцами многих «Парфюм-Лидеров» значатся разные индивидуальные предприниматели. Это франшиза?

— Нет, у нас нет ни одного магазина по франшизе. Это группа предпринимателей, которые, скажем так, имеют разные капиталы. Есть магазины, в которых соучредитель я, а есть не мои магазины, которые находятся в управлении. Это не совсем франшиза. Есть возможность совместных закупок, работы в едином формате и т. д.

В России франшиза как таковая не очень защищена. Нет защиты от того, что человек, получив технологии, не перестанет сотрудничать.

Сейчас стало сложнее работать на омском рынке?

— Когда мы начинали, ниша, которую мы заняли, была абсолютно свободна. И нам казалось, что это хорошо. Но со временем мы поняли, что если бы на тот момент были конкуренты, было бы проще перестроить рынок.

Когда здесь открылись сети «Домашний» и «Я самая», покупатель стал лучше относиться к этому формату. А когда появился «Ашан» и прочие крупные ритейлеры, произошли резкие изменения. Пришлось перестраивать работу с поставщиками, концентрироваться на наших преимуществах и перестать бороться за то, за что не можем.

К примеру, мы не можем как они снизить цены на регулярной основе, но можем развить торговлю по пути людей с работы домой. Плюс мы оказываем консультации.

В основном вы делаете ставку на магазины возле дома или в центре?

— Из всех городов нашего присутствия только в Екатеринбурге есть сложности с открытием в центре — там это прямо золотое яблоко. Но в каждом регионе по-своему. В Омске, к примеру, нет проблемы открываться и там, и там. А вот в Тюмени, наоборот, большая часть сконцентрирована в центре. В спальных районах у них не стрит-ритейл, а торговые комплексы сильно развиты. И чтобы в них попасть, нужно отстоять целую очередь.

Вообще в центре нам в последнее время стало немного выгоднее размещаться, так как мы готовим к открытию магазины с большой площадью. Скоро откроется первый в Омске магазин с торговым залом в 400 кв. метров. Появится он на рынке «Первомайский», который сейчас строится. Это новый формат для нашего города, хотя в других регионах он уже работает. В нем будет расширена линейка товаров.

Площади под магазины вы чаще всего арендуете?

— У нас есть свои помещения, но их не так много. Проблема в том, что площади, где мы хотим стоять, не продают, а то, что продают, нам не нужно. Вот если эти два фактора совпадают, мы покупаем.

К тому же бывает, что сегодня место кажется хорошим, а завтра — уже нет. К примеру, остановку транспорта у «Консум-Центра» перенесли на 300 метров — и торговля сразу упала. Было бы это наше помещение, мы бы получили головную боль. А так, в принципе, если магазин показывает плохие результаты, мы его просто закрываем, чтобы открыть в другом месте.

Вы собираетесь расширяться в ближайшее время?

— Есть несколько факторов, которые влияют на темпы открытия новых магазинов. Один из них — это свободные хорошие площадки под магазины. А с этим сложно. Часто за лучшие места требуют большую арендную плату. С другой стороны, серьезно влияет уровень конкуренции.

Мы не можем открываться и наращивать кредиты — это путь в никуда. Хотя сегодня достаточно высокий темп открытия. Полтора года назад мы почти не расширялись, а теперь к концу года собираемся нарастить число магазинов минимум до 115.

Какую долю на омском рынке вы сейчас занимаете?

— Это скорее информация, важная для поставщиков. Я даже не знаю, чем ее замерить. Само знание доли не решает никаких вопросов, а оценивать свое положение можно анализируя то, как развивается бизнес.

Хорошо. Как он развивается в финансовом плане?

— Если 10 лет назад мы открылись и наторговали в первый день 12,5 тыс. рублей, то вчера мы за день продали в 1212 раз больше.

Сезонность продаж ярко выражена?

— Конечно. Самые прибыльные периоды — это декабрь, 23 февраля, 8 марта. Есть рост по категориям — например, краска для волос, дезодоранты, стиральные порошки и шампуни лучше продаются летом.

Насколько увеличиваются продажи в праздники?

— Декабрь — это, как правило, плюс 50% к ноябрю, а март меньше декабря примерно на 20%. Самые тяжелые месяцы — апрель и январь. Может, у продуктовиков такой проблемы нет — там еще есть праздники впереди. А в нашем случае людям успевают надарить массу косметики, и они ходят только за самыми необходимыми вещами.

Не думали открывать интернет-магазины?

— Думали. Но решили, что пока невыгодно. Аналитики пишут, что сетевики получают от интернет-торговли только дополнительные расходы.

Вы как-то изучаете зарубежный опыт?

— Ездил в Германию, смотрел, как работают их парфюмерные сети. В свое время их рынок очень сильно переделали дискаунтеры. А у нас, если говорить об Омске, этот формат еще не появился в должном объеме. Даже в продуктовом ритейле.

Думаете, до нас эта волна скоро докатится?

— Конечно. Но здесь важно, кто первым начнет — российские компании или западные. К примеру, новосибирская «Холди» достаточно слабо представлена в Омске, но пытается работать в этом направлении. А если в Россию из Европы придет Lidl, то будет большой стресс.
Впрочем, этим вполне могут заняться местные фирмы, например, «Пятерочка» или «Магнит» — у них все для этого есть. Но, видимо, пока неактуально.

Справка

Андрей Коровин родился в Челябинске в 1966 году. Окончил ОмГТУ.

В 1992 году начал свой бизнес с производства мебели, однако вскоре его пришлось закрыть.

Позже занимался продажей продуктов питания.

В 1996 году с партнерами открыл фирму «Виктория», которая вела оптовую продажу косметики.

В 2004 году стал директором и соучредителем сети «Парфюм-Лидер».

Олеся Мельник

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №29 (033) 5 августа

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.