Александр Малькевич о выборных кампаниях в кино и реальности

В новом материале колумнист «Нового Омска», гендиректор «12 канала» Александр Малькевич вспоминает наиболее интересные фильмы о политике. Эти ленты полезно будет посмотреть и омским представителям власти. Хотя бы для того, чтобы узнать, как ненавистный народу мэр может за шесть минут превратиться в их любимца.

Александр Малькевич о выборных кампаниях в кино и реальности

Вадим Харламов

В прошлом, шестом выпуске «Избирательного блока/блога Александра Малькевича» я обещал вам свой, очень субъективный путеводитель по моему личному топу-10 лучших фильмов о политике.

Что обещал — сделал!

Кстати, с таким слоганом я ходил на муниципальные выборы в Питере еще в далеком 2004 году. Выиграл.

Только вот посмотрел я сейчас на себя на том плакате 12-летней давности и взгрустнулось: вот что служение людям может сделать с творческим человеком…

 

Впрочем, не время лить слезы; это мы еще успеем, переживая за судьбы героев предложенных мной фильмов. Так что —по коням. Давайте вместе готовиться к грядущим выборам путем погружения в художественную реальность.

Пойдем снизу вверх.

Десятое место. Сериал «Тиран» (2014).


Я посмотрел только первый сезон, который состоял из десяти эпизодов; во втором сезоне их стало уже 12, сейчас снимается третий.

Сериал любопытен тем, что это попытка, пусть и на примере вымышленного государства Абудин и его правителей — семьи Аль-Файед, рассказать историю Башара Асада. В общем-то калька просматривается: живший много лет вне родного государства сын диктатора (но при этом — интеллигентный врач) Барри возвращается к себе на родину и начинает принимать активное участие в местной политической жизни. На этом сходство заканчивается, потому что видно, что двадцать лет вне родных мест дали о себе знать: попытки европеизировать и гуманизировать страну со своим совершенно особым укладом ни к чему хорошему героя не приводят.

Хотя, если бы он, возможно, был более откровенен со своим братом-диктатором, то они могли бы добиться большого успеха. Тем не менее, аппаратные игры и интриги ближневосточного свойства, на мой взгляд, любопытны для изучения.

Девятое место. «Харви Милк» (2008)


 

В общем-то, это байопик совершенно реально действовавшего человека, американского политика, который был первым открытым геем, избранным на государственный пост. Фильм интересен тем, что играет в нем Шон Пенн, который, насколько я помню, за эту роль долгожданный свой «Оскар» наконец-то получил.

Впрочем, для нас в контексте моей статьи важнее другое: посмотреть на избирательную кампанию человека, который в достаточно зрелом возрасте, после сорока, начал заниматься общественной деятельностью, баллотироваться в муниципальные органы власти. Он неоднократно проигрывал, но шел дальше и дальше, при этом свои недостатки не прятал, а, наоборот, «выпячивал», постоянно подчеркивая свою сексуальную ориентацию.

Трижды он терпел поражение, но продолжал вести шумные и артистичные кампании, и его таки избрали. Другое дело, что в тогдашней «толерантной» обстановке долго ему поработать не удалось: коллега по муниципальному совету его в итоге и застрелил. Безусловно, фильм интересен, чтобы посмотреть на то, как, во-первых, «терпение и труд все перетрут»; во-вторых, увидеть, как работает технология привлечения сторонников «ОДД» (от двери к двери). Кстати, интересно и то, что журнал Time внес Харви Милка в список ста героев ХХ столетия.

Восьмое место. «Мартовские иды» (2012)


Специалист по связям с прессой Стивен Майерс попадает в патовую ситуацию, ведя избирательную кампанию  кандидата на пост президента США от Демократической партии Майка Морриса.

Абсолютное большинство людей, приходящих в политику консультантами или в ином качестве, не готовы к тому, что их ждет тьма разочарований: манипуляции, скандалы, лицемерие и множество других «приятных» вещей ставят их в тупик. Так и главный герой «Мартовских ид» Стивен Майерс — зрители встречаются с отчаянным идеалистом, ослепленным харизмой своего кандидата: «Говорю тебе, он улучшит мир! Он единственный, кто реально может улучшить жизнь простого человека», — так утверждает он в начале фильма.

Все меняется в один миг, когда руководитель штаба конкурента заманивает наивного героя в ловушку; карьера его летит идет под откос. Попутно Майерс открывает для себя истинное лицо своего кандидата — примерного семьянина, надругавшегося над двадцатилетней стажеркой, человека, пропагандирующего при этом высшей ценностью избирательного процесса, да и всей жизни — честность. Все это ломает героя. Как человека — да. Как будущего политика — закаливает.

Можно назвать этот фильм историей разочарования. В том числе потому, что в политике столкнуться с разочарованием проще, чем где бы то ни было. Но и заработать тоже. Нет, однако, таких денег, которые компенсировали бы потерянную веру в человечество — это одна из основных идей фильма. В финале герой охладевает к кандидату, на которого он работает и на которого собрался стать похожим в перспективе. Проблема только в том, что Майерс политиком станет куда более циничным и изощренным, чем его незадачливый босс. И это страшно уже не только для него…

Политическая платформа, которую озвучивает герой Джорджа Клуни (т. е. тот самый Моррис), состоит из обычной предвыборной демагогии: «Я не христианин и не атеист, не мусульманин и не еврей, моя религия — американская конституция». Отмечу находчивый ответ героя на вопрос, который в конце 80-х задавали реальному демократическому кандидату Дукакису: а вы бы отменили смертную казнь, если б вашу жену изнасиловали и убили? «Общество должно быть лучше, чем индивидуум», — дипломатично отвечает губернатор — герой Клуни.

Седьмое место. «Грязная кампания за честные выборы» (2012)

 

Два конкурирующих политика — действующий конгрессмен Кэм Брэди и его соперник Марти Хаггинс — пытаются победить на выборах в штате Северная Каролина, чтобы войти в новый состав Палаты представителей США. Каждый при этом использует свои «грязные» методы для достижения наилучшего результата.

«Ради чего все это?» — задает вопрос своему шефу помощник главного героя Кэма Брэди. «Ради Америки. Иисуса. Свободы» — отвечает ему Кэм. «Но что это значит?» — не успокаивается помощник. «Я не знаю, но народ тащится, когда я так говорю», — отвечает Брэди.

С этого диалога начинается фильм «Грязная кампания за честные выборы»; в общем-то, уже по нему понятен общий смысл картины.

Отмечу два момента. Первое — это все-таки комедия с Уиллом Ферреллом (так что между тяжелыми фильмами и перед реальными выборами такое кино не помешает). Второе — забавный (и излюбленный) прием Кэма Брэди при работе с аудиторией — акцентирование внимания на важности профессиональной деятельности слушателей («Америка держится на вас…»). Дарю кандидатам! Согласитесь, это ведь здорово: «Омск держится только благодаря водителям маршруток», «Без рабочих вашего завода не было бы Омска», «Облик Омска определяют работники его музеев» и так далее).

Так что вперед! Про копирайт только не забывайте…

Шестое место. «Мэрия» (1996)


Конечно, фильм длинноват, и это 1996 год, поэтому все там не настолько яркое и насыщенное, как в фильмах последних лет (я о картинке и цветах).

Но это и не столь важно, когда есть … блистательный Аль Пачино в роли мэра Нью-Йорка, который показывает, с одной стороны, политика, нацеленного в будущее (потому что он готовится бороться за пост президента), с другой — демонстрирует, какие сделки с совестью и спонсорами политику такого ранга приходится активно и долго совершать.

Но! Всем своим студентам я всегда рекомендовал этот фильм хотя бы ради одной мощнейшей сцены, где герой Аль Пачино приходит на похороны негритянского мальчика, убитого случайно в уличной перестрелке. Приходит в церковь, где его отпевают, и охрана говорит мэру, что у него есть сорок секунд на выступление, а потом его выведут через черный ход, потому что публика негативно настроена по отношению к нему. А он выходит и толкает там речь минут на шесть, по завершении которой все обнимают его, жмут руки и готовы идти за ним хоть на край света. По сути, нам показали, как человек, владеющий словом, умеющий выступать не только хорошо, но и красиво, может завоевать любую аудиторию в считанные минуты или секунды.

В общем, вот вам пособие по ораторскому выступлению в помощь. Ссылку прилагаю отдельно.

Пятое место. «Наш бренд – кризис» (2015)


Фильм, основанный на реальных событиях, показывает изнанку избирательной кампании 2002 года в Боливии, когда кандидат в президенты Гонсало Санчес де Лосада нанял политтехнологов из консалтинговой фирмы Greenberg Quinlan Rosner, чтобы прийти к победе.

И пришел. Действительно, человек, уже побывавший президентом страны в 1993-1997 гг., вновь возглавил Боливию. На год с небольшим, потому что без PR-поддержки немедленно «наломал дров» (это показано в финале фильма) и был вынужден уйти в отставку.

Фильм немного затянут, наполнен страданиями и метаниями главной героини — политтехнолога по прозвищу Бедовая Джейн, однако он показывает реальные выборы в ситуации, когда кандидат изначально был пятым, а пришел к финишу первым.

Вам на заметку отмечу сильный ход Джейн: она подставила технолога соперника, подарив ему красивую фразу для публичного выступления его кандидата и сообщив затем (после триумфальной речи последнего) прессе, что тот цитировал фашистского идеолога Йозефа Геббельса…

Написал я про первые (снизу) пять фильмов и подумал, что стоит сделать небольшой перерыв. Дать, например, возможность своим читателям все это осмыслить и посмотреть, чтобы либо согласиться со мной, либо поспорить.

А я пока пойду обобщать первую пятерку; так и фильмов реально больше, чем пять, и почти все — сериалы не в один сезон.

Так что запасайтесь силами, терпением и свободным временем. Между прочим, у участников выборов его почти не осталось. Там скоро начнется свое кино — и такое… Впрочем, эти «серии» мы еще успеем разобрать отдельно.

Добавить комментарий
Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.