Александр Малькевич о выборных кампаниях в кино и реальности

В новом материале колумнист «Нового Омска», гендиректор «12 канала» Александр Малькевич вспоминает наиболее интересные фильмы о политике. Эти ленты полезно будет посмотреть и омским представителям власти. Хотя бы для того, чтобы узнать, как ненавистный народу мэр может за шесть минут превратиться в их любимца.

Вадим Харламов

В прошлом, шестом выпуске «Избирательного блока/блога Александра Малькевича» я обещал вам свой, очень субъективный путеводитель по моему личному топу-10 лучших фильмов о политике.

Что обещал — сделал!

Кстати, с таким слоганом я ходил на муниципальные выборы в Питере еще в далеком 2004 году. Выиграл.

Только вот посмотрел я сейчас на себя на том плакате 12-летней давности и взгрустнулось: вот что служение людям может сделать с творческим человеком…

 

Впрочем, не время лить слезы; это мы еще успеем, переживая за судьбы героев предложенных мной фильмов. Так что —по коням. Давайте вместе готовиться к грядущим выборам путем погружения в художественную реальность.

Пойдем снизу вверх.

Десятое место. Сериал «Тиран» (2014).


Я посмотрел только первый сезон, который состоял из десяти эпизодов; во втором сезоне их стало уже 12, сейчас снимается третий.

Сериал любопытен тем, что это попытка, пусть и на примере вымышленного государства Абудин и его правителей — семьи Аль-Файед, рассказать историю Башара Асада. В общем-то калька просматривается: живший много лет вне родного государства сын диктатора (но при этом — интеллигентный врач) Барри возвращается к себе на родину и начинает принимать активное участие в местной политической жизни. На этом сходство заканчивается, потому что видно, что двадцать лет вне родных мест дали о себе знать: попытки европеизировать и гуманизировать страну со своим совершенно особым укладом ни к чему хорошему героя не приводят.

Хотя, если бы он, возможно, был более откровенен со своим братом-диктатором, то они могли бы добиться большого успеха. Тем не менее, аппаратные игры и интриги ближневосточного свойства, на мой взгляд, любопытны для изучения.

Девятое место. «Харви Милк» (2008)


 

В общем-то, это байопик совершенно реально действовавшего человека, американского политика, который был первым открытым геем, избранным на государственный пост. Фильм интересен тем, что играет в нем Шон Пенн, который, насколько я помню, за эту роль долгожданный свой «Оскар» наконец-то получил.

Впрочем, для нас в контексте моей статьи важнее другое: посмотреть на избирательную кампанию человека, который в достаточно зрелом возрасте, после сорока, начал заниматься общественной деятельностью, баллотироваться в муниципальные органы власти. Он неоднократно проигрывал, но шел дальше и дальше, при этом свои недостатки не прятал, а, наоборот, «выпячивал», постоянно подчеркивая свою сексуальную ориентацию.

Трижды он терпел поражение, но продолжал вести шумные и артистичные кампании, и его таки избрали. Другое дело, что в тогдашней «толерантной» обстановке долго ему поработать не удалось: коллега по муниципальному совету его в итоге и застрелил. Безусловно, фильм интересен, чтобы посмотреть на то, как, во-первых, «терпение и труд все перетрут»; во-вторых, увидеть, как работает технология привлечения сторонников «ОДД» (от двери к двери). Кстати, интересно и то, что журнал Time внес Харви Милка в список ста героев ХХ столетия.

Восьмое место. «Мартовские иды» (2012)


Специалист по связям с прессой Стивен Майерс попадает в патовую ситуацию, ведя избирательную кампанию  кандидата на пост президента США от Демократической партии Майка Морриса.

Абсолютное большинство людей, приходящих в политику консультантами или в ином качестве, не готовы к тому, что их ждет тьма разочарований: манипуляции, скандалы, лицемерие и множество других «приятных» вещей ставят их в тупик. Так и главный герой «Мартовских ид» Стивен Майерс — зрители встречаются с отчаянным идеалистом, ослепленным харизмой своего кандидата: «Говорю тебе, он улучшит мир! Он единственный, кто реально может улучшить жизнь простого человека», — так утверждает он в начале фильма.

Все меняется в один миг, когда руководитель штаба конкурента заманивает наивного героя в ловушку; карьера его летит идет под откос. Попутно Майерс открывает для себя истинное лицо своего кандидата — примерного семьянина, надругавшегося над двадцатилетней стажеркой, человека, пропагандирующего при этом высшей ценностью избирательного процесса, да и всей жизни — честность. Все это ломает героя. Как человека — да. Как будущего политика — закаливает.

Можно назвать этот фильм историей разочарования. В том числе потому, что в политике столкнуться с разочарованием проще, чем где бы то ни было. Но и заработать тоже. Нет, однако, таких денег, которые компенсировали бы потерянную веру в человечество — это одна из основных идей фильма. В финале герой охладевает к кандидату, на которого он работает и на которого собрался стать похожим в перспективе. Проблема только в том, что Майерс политиком станет куда более циничным и изощренным, чем его незадачливый босс. И это страшно уже не только для него…

Политическая платформа, которую озвучивает герой Джорджа Клуни (т. е. тот самый Моррис), состоит из обычной предвыборной демагогии: «Я не христианин и не атеист, не мусульманин и не еврей, моя религия — американская конституция». Отмечу находчивый ответ героя на вопрос, который в конце 80-х задавали реальному демократическому кандидату Дукакису: а вы бы отменили смертную казнь, если б вашу жену изнасиловали и убили? «Общество должно быть лучше, чем индивидуум», — дипломатично отвечает губернатор — герой Клуни.

Седьмое место. «Грязная кампания за честные выборы» (2012)

 

Два конкурирующих политика — действующий конгрессмен Кэм Брэди и его соперник Марти Хаггинс — пытаются победить на выборах в штате Северная Каролина, чтобы войти в новый состав Палаты представителей США. Каждый при этом использует свои «грязные» методы для достижения наилучшего результата.

«Ради чего все это?» — задает вопрос своему шефу помощник главного героя Кэма Брэди. «Ради Америки. Иисуса. Свободы» — отвечает ему Кэм. «Но что это значит?» — не успокаивается помощник. «Я не знаю, но народ тащится, когда я так говорю», — отвечает Брэди.

С этого диалога начинается фильм «Грязная кампания за честные выборы»; в общем-то, уже по нему понятен общий смысл картины.

Отмечу два момента. Первое — это все-таки комедия с Уиллом Ферреллом (так что между тяжелыми фильмами и перед реальными выборами такое кино не помешает). Второе — забавный (и излюбленный) прием Кэма Брэди при работе с аудиторией — акцентирование внимания на важности профессиональной деятельности слушателей («Америка держится на вас…»). Дарю кандидатам! Согласитесь, это ведь здорово: «Омск держится только благодаря водителям маршруток», «Без рабочих вашего завода не было бы Омска», «Облик Омска определяют работники его музеев» и так далее).

Так что вперед! Про копирайт только не забывайте…

Шестое место. «Мэрия» (1996)


Конечно, фильм длинноват, и это 1996 год, поэтому все там не настолько яркое и насыщенное, как в фильмах последних лет (я о картинке и цветах).

Но это и не столь важно, когда есть … блистательный Аль Пачино в роли мэра Нью-Йорка, который показывает, с одной стороны, политика, нацеленного в будущее (потому что он готовится бороться за пост президента), с другой — демонстрирует, какие сделки с совестью и спонсорами политику такого ранга приходится активно и долго совершать.

Но! Всем своим студентам я всегда рекомендовал этот фильм хотя бы ради одной мощнейшей сцены, где герой Аль Пачино приходит на похороны негритянского мальчика, убитого случайно в уличной перестрелке. Приходит в церковь, где его отпевают, и охрана говорит мэру, что у него есть сорок секунд на выступление, а потом его выведут через черный ход, потому что публика негативно настроена по отношению к нему. А он выходит и толкает там речь минут на шесть, по завершении которой все обнимают его, жмут руки и готовы идти за ним хоть на край света. По сути, нам показали, как человек, владеющий словом, умеющий выступать не только хорошо, но и красиво, может завоевать любую аудиторию в считанные минуты или секунды.

В общем, вот вам пособие по ораторскому выступлению в помощь. Ссылку прилагаю отдельно.

Пятое место. «Наш бренд – кризис» (2015)


Фильм, основанный на реальных событиях, показывает изнанку избирательной кампании 2002 года в Боливии, когда кандидат в президенты Гонсало Санчес де Лосада нанял политтехнологов из консалтинговой фирмы Greenberg Quinlan Rosner, чтобы прийти к победе.

И пришел. Действительно, человек, уже побывавший президентом страны в 1993-1997 гг., вновь возглавил Боливию. На год с небольшим, потому что без PR-поддержки немедленно «наломал дров» (это показано в финале фильма) и был вынужден уйти в отставку.

Фильм немного затянут, наполнен страданиями и метаниями главной героини — политтехнолога по прозвищу Бедовая Джейн, однако он показывает реальные выборы в ситуации, когда кандидат изначально был пятым, а пришел к финишу первым.

Вам на заметку отмечу сильный ход Джейн: она подставила технолога соперника, подарив ему красивую фразу для публичного выступления его кандидата и сообщив затем (после триумфальной речи последнего) прессе, что тот цитировал фашистского идеолога Йозефа Геббельса…

Написал я про первые (снизу) пять фильмов и подумал, что стоит сделать небольшой перерыв. Дать, например, возможность своим читателям все это осмыслить и посмотреть, чтобы либо согласиться со мной, либо поспорить.

А я пока пойду обобщать первую пятерку; так и фильмов реально больше, чем пять, и почти все — сериалы не в один сезон.

Так что запасайтесь силами, терпением и свободным временем. Между прочим, у участников выборов его почти не осталось. Там скоро начнется свое кино — и такое… Впрочем, эти «серии» мы еще успеем разобрать отдельно.

Самое актуальное в рубрике: Избирательный блок

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий