Класс

Класс

28 июня 2016 14.44Статьи

Элар Шевела, режисссер: «Если кто-то обижается на реальную картину жизни, это их проблемы»

В начале июня экспериментальный театр «Комната 24» на базе ОмГУ представил свою первую постановку «Без Условно». Корреспондент «Класса» поговорил с режиссером спектакля Элар Шевела и исполнителем главной роли Владиславом Потоцким про авторский театр, новую искренность и планы на будущее.

Элар Шевела, режисссер: «Если кто-то обижается на реальную картину жизни, это их проблемы»

Как начались ваши отношения с театром вообще и с «Комнатой 24» в частности?

Элар Шевела: Меня в детстве привели в театральную студию, и с этого момента я подсела. Знаешь, как это обычно бывает: маленькие дети приходят в театральный кружок, их чему-то учат, они играют снежинок, звездочек, просто для скрашивания досуга.

Что же касается «Комнаты», то все достаточно быстро завертелось. Я приехала из города Ростов-на-Дону в Омск, очень быстро познакомилась здесь с Людой (Людмила Атькина — заведующая организационной деятельностью в «Комнате 24». — Прим. ред.). Мы вместе занимались волонтерством. Я пришла с желанием создать свой театр, но выяснилось, что он уже существует. Потом было прослушивание...

Владислав Потоцкий (исполнитель главной роли): Кстати да. На этом прослушивании мы и познакомились. Стоит девушка, читает стихотворение…

Элар: Олега Груза…

Влад: Да. Мне жутко не понравилось. Я думал, мы никогда не сможем подружиться.

Элар: Ты думаешь, мы друзья? Я тебя просто использую (Смеется.).

Влад: Что же касается моих отношений с театром, то все началось с детства, когда я придумывал мини-спектакли. Режиссировал что-то заранее, мастерил какие-то декорации. Собиралась вся семья. Как-то раз мы с тетей сделали из подручных средств крылья, накладной нос и не помню что еще. В общем, с детских лет я чувствовал тягу к театру и пытался развивать это в себе как мог.

Бабушка часто по вечерам включала театральные постановки, которые передавали по радио, а я в этот момент сидел за столом и рисовал мизансцены, персонажей… А когда мне было семь, мама повела меня в театральный кружок, где на прослушивании я читал Агнию Барто. Меня приняли, но потом зашла режиссер (она была рыжая и коротко стриженная), а я сказал, что она похожа на ведьму, и я не приду к ней. Женщина была в шоке.

В «Комнату» я попал в момент ее создания, когда моя хорошая подруга по просьбе руководства ОмГУ начала возрождение университетского театра.

К чему вы больше склоняетесь: к авангарду, классике или это не принципиально?

Элар: Я люблю авторский театр, когда за постановкой можно разглядеть личность художника и актеров. Мне как раз кажется, что одна из главных проблем современного театра заключается в том, что мы смотрим на сцену и видим одно и то же: схожие образы, одинаковые движения, клишированные эмоции. А если новоприбывший актер с характером, художественный руководитель или режиссер борются с ним, начинают из него выбивать индивидуальность.

Например, мне нравится режиссер Кирилл Серебрянников. Про него, конечно, тоже всякое говорят, но он не обращает на это внимания, а занимается тем, что ему интересно. Не может всегда получаться хорошо, но даже неудачный опыт плодотворный: ты начинаешь работать над ошибками, развиваться, приобретаешь опыт. Таков и Вырыпаев (театральный режиссер. — Прим. ред.).

Я люблю, когда он живой, разговаривает с публикой. А не когда в него приходят «почавкать», для чистого развлечения.

Влад: Я согласен.

Элар: Кстати, вот Буслов еще, но он для театра вроде бы не пишет, в основном для кино. Виртуозно работает с текстом, жаль, что в основном зрители не замечают многих деталей. Вампилов, Табаков.

Насколько я понимаю, сценарий написала Элар. Можешь рассказать, чем ты вдохновлялась?

Элар: Мне сложно ответить на эти вопросы — я не задумываюсь над тем, что я буду писать, просто сажусь и делаю это. Знаешь, как поток сознания. Обычно это происходит ближе к вечеру.

Я села за «Без Условно» часа в четыре и встала спустя примерно шестнадцать часов. Затем легла спать, а когда проснулась, начала читать и не могла поверить, что написала это собственной рукой. Неконтролируемый процесс. Это все было в моей голове, просто в процессе мозаика сложилась, и получилось то, что получилось.

Название таким же образом было придумано?

Элар: Да.

Хорошо, давайте тогда ближе к спектаклю. Во втором явлении у вас есть сцена, где две души лежа на сцене кривляются, говоря при этом в довольно жесткой форме хоть и неудобную, но общеизвестную правду. Вы не боялись скандала?

Элар: Нет, не боялись. Это ведь правда. Если кто-то обижается на реальную картину собственного поведения, то это их проблемы. Почему мы должны закрывать на это глаза?

Сколько времени у вас ушло на репетиции и подготовку к премьере?

Элар: Репетировать мы начали с января. Но перед этим еще шел набор в труппу.

Влад: Пять-шесть месяцев где-то.

Элар: Да, но даже после премьеры остаются еще вопросы по постановке. Поскольку наша сцена по факту является просто аудиторией, некоторые задумки не могут быть исполнены в том виде, в котором хотелось изначально. Например, сцена с Сукубами требует определенного освещения, которого у нас пока нет.

Насколько я знаю, у вас нет финансирования?

Элар: Нет.

А планируется?

Элар: Пока нет. Пока что финансированием занимаюсь я. В будущем посмотрим. На шею мы никому садиться не хотим. У нас в спектакле есть отсылка к «Мастеру и Маргарите» в виде цитаты: «Никогда и ничего не просите».

Вы можете описать в двух предложениях синопсис вашей постановки?

Элар: Поскольку пьеса относится к течению постмодернизма, то каждый зритель «выуживает» из нее свое. Лично мне, по большому счету, не интересно, что люди думают о моих постановках, так как это зависит от их культурного багажа. Если он скудный, соответственно, зритель не способен погрузиться в символику, разбросанную по спектаклю. Для одних это просто история любви, для других — триллер, для третьих — история перерождения. Невозможно сказать, о чем это, нужно просто прийти и смотреть.

Влад: Могу еще добавить, как мне кажется, в нашей постановке очень много «воздуха» для зрителя. Над увиденным можно думать, размышлять, но мы не занимаемся назиданием. Хотя, если ты привык, что тебе все разжевывают, будет сложно.

Элар: Я хочу, чтобы люди думали, приходя в театр. Я вообще за то, чтобы люди думали.

Понимаю, что премьера состоялась только вчера, но все же: у «Комнаты» есть уже какие-нибудь планы на будущий репертуар. Или пока что главная цель — обкатка «Без Условно»?

Элар: C осени мы будем шлифовать «Без Условно», планируется большая сцена. Что касается репертуара, то актер нашей труппы в данный момент работает над сценарием второй постановки. Надеемся, что в следующем году состоится премьера.

Добавить комментарий
Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.