Класс

Класс

28 июня 2016 14.44Статьи

Элар Шевела, режисссер: «Если кто-то обижается на реальную картину жизни, это их проблемы»

В начале июня экспериментальный театр «Комната 24» на базе ОмГУ представил свою первую постановку «Без Условно». Корреспондент «Класса» поговорил с режиссером спектакля Элар Шевела и исполнителем главной роли Владиславом Потоцким про авторский театр, новую искренность и планы на будущее.

Элар Шевела, режисссер: «Если кто-то обижается на реальную картину жизни, это их проблемы»

Как начались ваши отношения с театром вообще и с «Комнатой 24» в частности?

Элар Шевела: Меня в детстве привели в театральную студию, и с этого момента я подсела. Знаешь, как это обычно бывает: маленькие дети приходят в театральный кружок, их чему-то учат, они играют снежинок, звездочек, просто для скрашивания досуга.

Что же касается «Комнаты», то все достаточно быстро завертелось. Я приехала из города Ростов-на-Дону в Омск, очень быстро познакомилась здесь с Людой (Людмила Атькина — заведующая организационной деятельностью в «Комнате 24». — Прим. ред.). Мы вместе занимались волонтерством. Я пришла с желанием создать свой театр, но выяснилось, что он уже существует. Потом было прослушивание...

Владислав Потоцкий (исполнитель главной роли): Кстати да. На этом прослушивании мы и познакомились. Стоит девушка, читает стихотворение…

Элар: Олега Груза…

Влад: Да. Мне жутко не понравилось. Я думал, мы никогда не сможем подружиться.

Элар: Ты думаешь, мы друзья? Я тебя просто использую (Смеется.).

Влад: Что же касается моих отношений с театром, то все началось с детства, когда я придумывал мини-спектакли. Режиссировал что-то заранее, мастерил какие-то декорации. Собиралась вся семья. Как-то раз мы с тетей сделали из подручных средств крылья, накладной нос и не помню что еще. В общем, с детских лет я чувствовал тягу к театру и пытался развивать это в себе как мог.

Бабушка часто по вечерам включала театральные постановки, которые передавали по радио, а я в этот момент сидел за столом и рисовал мизансцены, персонажей… А когда мне было семь, мама повела меня в театральный кружок, где на прослушивании я читал Агнию Барто. Меня приняли, но потом зашла режиссер (она была рыжая и коротко стриженная), а я сказал, что она похожа на ведьму, и я не приду к ней. Женщина была в шоке.

В «Комнату» я попал в момент ее создания, когда моя хорошая подруга по просьбе руководства ОмГУ начала возрождение университетского театра.

К чему вы больше склоняетесь: к авангарду, классике или это не принципиально?

Элар: Я люблю авторский театр, когда за постановкой можно разглядеть личность художника и актеров. Мне как раз кажется, что одна из главных проблем современного театра заключается в том, что мы смотрим на сцену и видим одно и то же: схожие образы, одинаковые движения, клишированные эмоции. А если новоприбывший актер с характером, художественный руководитель или режиссер борются с ним, начинают из него выбивать индивидуальность.

Например, мне нравится режиссер Кирилл Серебрянников. Про него, конечно, тоже всякое говорят, но он не обращает на это внимания, а занимается тем, что ему интересно. Не может всегда получаться хорошо, но даже неудачный опыт плодотворный: ты начинаешь работать над ошибками, развиваться, приобретаешь опыт. Таков и Вырыпаев (театральный режиссер. — Прим. ред.).

Я люблю, когда он живой, разговаривает с публикой. А не когда в него приходят «почавкать», для чистого развлечения.

Влад: Я согласен.

Элар: Кстати, вот Буслов еще, но он для театра вроде бы не пишет, в основном для кино. Виртуозно работает с текстом, жаль, что в основном зрители не замечают многих деталей. Вампилов, Табаков.

Насколько я понимаю, сценарий написала Элар. Можешь рассказать, чем ты вдохновлялась?

Элар: Мне сложно ответить на эти вопросы — я не задумываюсь над тем, что я буду писать, просто сажусь и делаю это. Знаешь, как поток сознания. Обычно это происходит ближе к вечеру.

Я села за «Без Условно» часа в четыре и встала спустя примерно шестнадцать часов. Затем легла спать, а когда проснулась, начала читать и не могла поверить, что написала это собственной рукой. Неконтролируемый процесс. Это все было в моей голове, просто в процессе мозаика сложилась, и получилось то, что получилось.

Название таким же образом было придумано?

Элар: Да.

Хорошо, давайте тогда ближе к спектаклю. Во втором явлении у вас есть сцена, где две души лежа на сцене кривляются, говоря при этом в довольно жесткой форме хоть и неудобную, но общеизвестную правду. Вы не боялись скандала?

Элар: Нет, не боялись. Это ведь правда. Если кто-то обижается на реальную картину собственного поведения, то это их проблемы. Почему мы должны закрывать на это глаза?

Сколько времени у вас ушло на репетиции и подготовку к премьере?

Элар: Репетировать мы начали с января. Но перед этим еще шел набор в труппу.

Влад: Пять-шесть месяцев где-то.

Элар: Да, но даже после премьеры остаются еще вопросы по постановке. Поскольку наша сцена по факту является просто аудиторией, некоторые задумки не могут быть исполнены в том виде, в котором хотелось изначально. Например, сцена с Сукубами требует определенного освещения, которого у нас пока нет.

Насколько я знаю, у вас нет финансирования?

Элар: Нет.

А планируется?

Элар: Пока нет. Пока что финансированием занимаюсь я. В будущем посмотрим. На шею мы никому садиться не хотим. У нас в спектакле есть отсылка к «Мастеру и Маргарите» в виде цитаты: «Никогда и ничего не просите».

Вы можете описать в двух предложениях синопсис вашей постановки?

Элар: Поскольку пьеса относится к течению постмодернизма, то каждый зритель «выуживает» из нее свое. Лично мне, по большому счету, не интересно, что люди думают о моих постановках, так как это зависит от их культурного багажа. Если он скудный, соответственно, зритель не способен погрузиться в символику, разбросанную по спектаклю. Для одних это просто история любви, для других — триллер, для третьих — история перерождения. Невозможно сказать, о чем это, нужно просто прийти и смотреть.

Влад: Могу еще добавить, как мне кажется, в нашей постановке очень много «воздуха» для зрителя. Над увиденным можно думать, размышлять, но мы не занимаемся назиданием. Хотя, если ты привык, что тебе все разжевывают, будет сложно.

Элар: Я хочу, чтобы люди думали, приходя в театр. Я вообще за то, чтобы люди думали.

Понимаю, что премьера состоялась только вчера, но все же: у «Комнаты» есть уже какие-нибудь планы на будущий репертуар. Или пока что главная цель — обкатка «Без Условно»?

Элар: C осени мы будем шлифовать «Без Условно», планируется большая сцена. Что касается репертуара, то актер нашей труппы в данный момент работает над сценарием второй постановки. Надеемся, что в следующем году состоится премьера.

Добавить комментарий
Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.