Деловой Омск

Деловой Омск

07 августа 2014 06.26Статьи

Идея, которая витала в воздухе

Сергей Мушиц 8 лет проработал на крупном омском предприятии «ОмВент», выпускающем промышленное вентиляционное оборудование. В эту фирму часто обращались потребители с просьбой разработать подобные установки для квартир и офисов. Самой компании этот сегмент был неинтересен, поэтому Сергей решил уйти в самостоятельное плавание и занять вакантную нишу на рынке.

Идея, которая витала в воздухе

Продаваемые в Омске вентиляционные установки не рассчитаны на местные условия, в частности, они не способны справляться с экстремально низкими температурами и городской экологией, говорит директор компании «СмартЭкоВент» Сергей Мушиц.

«Проблемы с очисткой воздуха есть и в квартирах омичей, и в небольших офисах. Сейчас в большинстве помещений установлены пластиковые окна и доступ воздуха ограничен. Жильцам приходится открывать окна, что не очень хорошо. Ведь вместе с воздухом в квартиру попадает пыль и вредные выбросы омских предприятий», — объясняет он.

Первую бытовую вентиляционную установку Сергей разработал для своей квартиры. Когда гости и родственники стали спрашивать, где можно купить такой же кондиционер, предприниматель понял, что нащупал направление для бизнеса с устойчивым спросом.

«Опытный образец мы разработали два года назад, когда я еще работал в «ОмВент», — рассказывает директор компании «СмартЭкоВент». — Но крупных производителей наша идея не впечатлила: рынок таких бытовых устройств не очень большой, к тому же какое-то время должно пройти, чтобы наш прибор завоевал популярность. На предприятии мы делали вытяжные машины производительностью 40 тыс. кубометров в час, и эти устройства занимали по объему целую комнату. Наша машина для бытового применения производит 150 кубометров и компактно крепится на стену. Производить такие установки целесообразнее на небольшом предприятии».

Гранты лучше кредитов

Первые средства на открытие производственного бизнеса удалось скопить, к тому же для инновационных разработок существует много грантов, которые тоже помогли бизнесмену встать на ноги. В частности, компания принимала участие в конкурсе фонда поддержки предпринимателей, подобную финансовую поддержку можно получить, участвуя в конкурсах «Старт» и «Умник».

«Мы предпочитаем развиваться постепенно. Я считаю, что было бы глупо просто набрать кредитов на значительную сумму, а потом прогореть. У нас другая стратегия: мы хотим сами зарабатывать на дальнейшее развитие», — говорит Мушиц.

При этом директор предприятия рассказывает, что значительных расходов такой бизнес не требует, потому что не нужно делать все комплектующие на своей базе, привлекая большое число работников. Ориентироваться на рынке комплектующих Сергею Мушицу помогает конструкторский опыт. Еще до открытия своего бизнеса предприниматель хорошо представлял себе перечень предприятий, где планировалось заказывать комплектующие, и уже был налажен контакт с людьми.

«Мы переняли все самое передовое у производителей подобного оборудования, — рассказывает Сергей. — В частности, мы используем не электрические ТЭНы, а керамические нагреватели. Электрика может перегреться, а керамика — это инновационное решение: если на устройство не подавать воздух, то оно затухает само по себе. Это повышает безопасность работы».

Большую часть комплектующих для омского производства Сергей Мушиц покупает за рубежом, в первую очередь в Германии. Например, нагревательный элемент заказывается на предприятии, которое собирает аналогичные устройства для обогрева салонов автомобилей Mercedes и Audi.

«Мы настроили производство таким образом, что к нам приходят достаточно качественные изделия, которые собираются относительно легко, — объясняет директор компании. — Современное оборудование на предприятиях, где мы заказываем комплектующие, это позволяет. Нам остается самое сложное: разработка идеи, идеология проекта и выбор поставщиков. Чтобы разработать линейку наших устройств, мы сотрудничаем и с научно-исследовательскими организациями».

Выход в Москву

Коллектив «СмартЭкоВента» небольшой: 5 специалистов и привлеченные сотрудники. Все специалисты имеют большой опыт работы на разных предприятиях города: кто-то пришел с оборонных предприятий, кто-то с гражданских.

«У нас в Омске, — поясняет Сергей, — много разработчиков электроники, и с ними можно консультироваться по технологическим особенностям приборов».

Вышедшая на рынок версия установки будет совершенствоваться, появятся и новые машины. На предприятии продумывают размерный ряд устройств разной производительности для помещений различной площади.

Серийный выпуск устройств пока налажен небольшой — около 30 штук в месяц. Но уже есть, по словам Сергея Мушица, очередь желающих приобрести установку. Поэтому планируется увеличить объемы. Это необходимо и для выхода на новые рынки сбыта. Уже были организованы пробные поставки в Москву, Новосибирск и Екатеринбург. И расширение производства позволит прийти в другие города всерьез.

По словам директора «СмартЭкоВента», по цене его оборудование вполне конкурентоспособно — стоимость установки омского производства ниже, чем у европейских аналогов. Правда, не получается конкурировать по ценам с заполонившими рынок китайскими производителями. Но такая задача и не ставится — омичи рассчитывают на инженерные преимущества своей разработки.

«На рынке очень много подобных устройств. Но есть несколько серьезных нюансов, которые позволяют нам рассчитывать на успех, — говорит Сергей Мушиц. — Например, устойчивая работа при экстремально низких температурах. Зарубежная техника не предназначена для работы в мороз. Рынок России пока не очень большой, и никто специально для нас не тестирует кондиционеры под наши климатические условия. В минус 40 градусов специалисты советуют просто выключать устройство. А когда есть серьезная проблема со свежим воздухом, какой смысл в вентиляции, которую зимой нужно выключать?».

Мушиц рассказывает, что на его предприятии, понимая проблему, разработали комплекс решений, и теперь установка омских производителей может очищать и вентилировать воздух в квартирах круглый год.

Нужна реклама

Главная проблема омского предприятия — способ продвижения собственной продукции. Руководитель предприятия рассказывает, что внешний вид его вентиляционной установки сильно отличается от обычных кондиционеров. Если устройство будет стоять на полке рядом с другой бытовой техникой, покупатель вряд ли поймет, что это за прибор.

«Для вывода нового товара на рынок, — делится Мушиц, — нужно разработать новую маркетинговую модель. Кто предполагал лет 10 назад, что мы начнем покупать бутилированную воду? А сейчас это уже крупный рынок. Да и пластиковые окна тоже не всегда были на рынке. Чтобы рынок появился, должно пройти какое-то время. Естественно, мы будем вкладывать деньги в продвижение своего продукта. Мы и так стараемся участвовать во всех выставках, чтобы рассказывать о преимуществах нашей техники».

По словам директора «СмартЭкоВента», традиционные формы рекламы для продвижения его оборудования не будут эффективными. Например, ролики хороши лишь для позиционирования уже известного товара.

«Потребитель стал грамотнее. Он уже не покупает бытовую технику в магазине сразу. Сначала он зайдет в интернет, прочтет, что такое климатическая установка, какие они бывают. Вот для такого потребителя вся информация есть на нашем сайте», — поясняет Мушиц.

Участники рынка говорят, что на продажи кондиционеров серьезное влияние оказывает погода за окном. Директор компании «ОмКомфорт» Роман Бархатов рассказал корреспонденту «ДО», что в последние два года на этом рынке резко упали продажи. Если в жарком 2012 году было продано 8 тыс. бытовых кондиционеров, то в этом году можно прогнозировать невысокие показатели — на уровне 2-3 тыс. проданных экземпляров вентиляционной техники.

Если учесть минимальную цену кондиционера на уровне 10 тысяч рублей и умножить на 2000 проданых экземпляров, то минимальный годовой оборот омского рынка составляет 20 млн рублей. При этом покупателю предлагается техника по цене в несколько раз превосходящая минимальные значения, поэтому показатель оборота может значительно увеличиться.

С ним не согласен менеджер интернет-магазина «Онлайн-Климат» Александр Бучельников. По словам эксперта, говорить о резком падении не следует. А небольшой спад продаж можно объяснить тем, что на рынок выходят все новые и новые игроки, отчего конкуренция между магазинами возрастает.

«Погодные условия не сильно влияют на продажи подобной техники. Люди с помощью кондиционеров не только охлаждают свои помещения в жару, но и греются, и просто очищают воздух в доме», — говорит Бучельников.

Менеджер «Онлайн-Климата» поясняет, что при покупке кондиционера потребители в первую очередь обращают внимание на мощность техники и бренд изготовителя. Вместе с тем им очень важно и качество изделия.

«Вот в этом может скрываться существенное преимущество омского предложения, — уверен Александр Бучельников. — Если отзывы об устройстве будут положительными и кондиционер хорошо зарекомендует себя у первых клиентов, то сможет конкурировать и с раскрученными аналогами на нашем рынке».

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №29 (033) 5 августа

Добавить комментарий
Новичок омского «Авангарда» Денис Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Денис Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.