Класс

Класс

05 июля 2016 11.00Статьи

Деконструкция Чехова: рецензия на спектакль «Чайка» от японского театра

В рамках фестиваля «Академия» на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Четвертый из них — от театра «Читен» (Киото).

Деконструкция Чехова: рецензия на спектакль «Чайка» от японского театра

Публика в большинстве своем уже расселась. Следом захожу я, думая, естественно, о том, как бы сейчас найти свободное место, чтобы смотреть спектакль можно было без вмешательства в мое поле зрения чьей-нибудь головы. Однако, все эти мысли быстро улетучиваются, потому как на встречу идет японский актер с подносом, на котором в маленьких картонных стаканчиках налит чай. Вежливо отказавшись от предложенного напитка (а судя по количеству наполненных стаканов так поступили многие), я прошел ближе к сцене, окинул взглядом центральные места (всеоказалось занято) и понуро присел на свободное кресло сбоку.

Все это время японские актеры в полном составе уже находились на сцене, где в центре стоял длинный стол со стульями, над ним лениво крутились лопасти вентилятора, а Сатоко Абэ (Нина Заречная) рассказывала на японском, кто есть кто из актеров, как впервые была поставлена «Чайка» и что случилось с Всеволодом Мейерхольдом. Перевод на ломанный русский осуществляла другая японка.

Спектакль шел на японском. Субтитры транслировались проектором на стену напротив зрительного зала. Подобная экзотика (мы кино-то смотрим исключительно в дубляже), конечно, несколько мешала восприятию. Во время монологов гиперактивного Кости Треплева (Йохэи Кобаяси), вокруг которого строится все действие, можно было видеть, как взгляд зрителей мечется между актером и субтитрами, что разрывало эффект чистой сценичности. Но все это — придирки, ведь возможность получить хайдеггеровский опыт преодоления языка и услышать привычное произведение на столь далеком нам языке с лихвой нивелирует все неудобства. В конце концов можно плюнуть на классический текст и наслаждаться чистой изобразительностью.

Интересно при этом, что театр «Читен» предлагает нам не дословную постановку Чехова, а, скорее, его деконструкцию. Концентрируясь на главных мотивах, отталкиваясь от фраз и кусков, они инъецируют в них японскую традицию, не оскорбляя при этом текст. К примеру, сидящая практически весь спектакль Маша в черной вуали, то завывающая, то издающая лай, заставляет буквально вгрызаться в подтекст. Или сама Нина Заречная, чья мимика в одной из сцен буквально застыла на одном выражении лица, будто кто-то вселился в нее. В целом после спектакля остается впечатление, что «Чайку» как-будто «нарядили» в японскую мангу, но затем быстро вернули назад.

За такой эксперимент над Чеховым, за этот ассамбляж текста русского классика и японской традиции, за бесценную практику вывода из зоны комфорта провинциального зрителя (который по определению консервативен, а значит, старомоден), театр «Читен» из Киото заслужил свои овации. Они, собственно, и раздались. И уже не было ясно, на русском или японском.

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.