Класс

Класс

05 июля 2016 11.00Статьи

Деконструкция Чехова: рецензия на спектакль «Чайка» от японского театра

В рамках фестиваля «Академия» на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Четвертый из них — от театра «Читен» (Киото).

Деконструкция Чехова: рецензия на спектакль «Чайка» от японского театра

Публика в большинстве своем уже расселась. Следом захожу я, думая, естественно, о том, как бы сейчас найти свободное место, чтобы смотреть спектакль можно было без вмешательства в мое поле зрения чьей-нибудь головы. Однако, все эти мысли быстро улетучиваются, потому как на встречу идет японский актер с подносом, на котором в маленьких картонных стаканчиках налит чай. Вежливо отказавшись от предложенного напитка (а судя по количеству наполненных стаканов так поступили многие), я прошел ближе к сцене, окинул взглядом центральные места (всеоказалось занято) и понуро присел на свободное кресло сбоку.

Все это время японские актеры в полном составе уже находились на сцене, где в центре стоял длинный стол со стульями, над ним лениво крутились лопасти вентилятора, а Сатоко Абэ (Нина Заречная) рассказывала на японском, кто есть кто из актеров, как впервые была поставлена «Чайка» и что случилось с Всеволодом Мейерхольдом. Перевод на ломанный русский осуществляла другая японка.

Спектакль шел на японском. Субтитры транслировались проектором на стену напротив зрительного зала. Подобная экзотика (мы кино-то смотрим исключительно в дубляже), конечно, несколько мешала восприятию. Во время монологов гиперактивного Кости Треплева (Йохэи Кобаяси), вокруг которого строится все действие, можно было видеть, как взгляд зрителей мечется между актером и субтитрами, что разрывало эффект чистой сценичности. Но все это — придирки, ведь возможность получить хайдеггеровский опыт преодоления языка и услышать привычное произведение на столь далеком нам языке с лихвой нивелирует все неудобства. В конце концов можно плюнуть на классический текст и наслаждаться чистой изобразительностью.

Интересно при этом, что театр «Читен» предлагает нам не дословную постановку Чехова, а, скорее, его деконструкцию. Концентрируясь на главных мотивах, отталкиваясь от фраз и кусков, они инъецируют в них японскую традицию, не оскорбляя при этом текст. К примеру, сидящая практически весь спектакль Маша в черной вуали, то завывающая, то издающая лай, заставляет буквально вгрызаться в подтекст. Или сама Нина Заречная, чья мимика в одной из сцен буквально застыла на одном выражении лица, будто кто-то вселился в нее. В целом после спектакля остается впечатление, что «Чайку» как-будто «нарядили» в японскую мангу, но затем быстро вернули назад.

За такой эксперимент над Чеховым, за этот ассамбляж текста русского классика и японской традиции, за бесценную практику вывода из зоны комфорта провинциального зрителя (который по определению консервативен, а значит, старомоден), театр «Читен» из Киото заслужил свои овации. Они, собственно, и раздались. И уже не было ясно, на русском или японском.

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.