Деловой Омск

Деловой Омск

06 июля 2016 07.00Статьи

Доктор сказал «В торг», значит, в торг: чем грозят бизнесу поправки в закон «О торговле»

Ровно за месяц до профессионального праздника — Дня работников торговли — депутаты Государственной Думы преподнесли сюрприз отрасли. 24 июня в окончательном чтении приняты поправки в их профильный закон. Спустя неделю они одобрены и Советом Федерации. Ритейлеры все-таки не смогли выторговать себе бонусы и уже начали заявлять о повышении цен и перебоях с поставками продукции.

Доктор сказал «В торг», значит, в торг: чем грозят бизнесу поправки в закон «О торговле»

Вадим Харламов

Сенаторы не помогли торговле

Недовольство среди ритейлеров вызывают два изменения — снижение совокупного размера выплат, взимаемых ими с поставщиков, а также снижение сроков для оплаты поставленных товаров.

«Почти год не умолкают баталии по поводу поправок к закону, предложенных Ириной Яровой, — говорит президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец. — Обратите внимание на тот факт, что обычно поправки Ирины Анатольевны принимаются чуть ли не в трех чтениях за один присест. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) — мощный лоббист и применяет все известные обществу моральные и не совсем способы защиты своих интересов. Но в этот раз не получилось».

АКОРТу все же не хватило сил и возможностей выторговывать более выгодные условия. Даже обращение к главе Совфеда Валентине Матвиенко не возымело должного действия. В нем председатель президиума Ассоциации Илья Ломакин-Румянцев заявлял о негативных последствиях. Руководство огласило огромный список проблем, которые могут возникнуть не только у сетей, но и поставщиков и, безусловно, потребителей. Это и падение объемов производства и загрузки производственных мощностей, сокращение рабочих мест, сужение ассортимента товаров на полке, снижение общей прибыльности сетей и объема налоговых отчислений. В общем, со стороны представителей сферы торговли начались определенные спекуляции. Если нас не услышат, будем сеять панику.

«Сети массово стали поглощать потребительский рынок еще в начале 2000-х, — продолжает Ольга Косец. — Малому бизнесу одновременно внушали, что это и есть цивилизованная торговля. Еще 3-4 года назад мы умоляли обязать сети выделять 20-30% полок для местных товаропроизводителей. Из-за санкций и эмбарго ситуация немного изменилась в пользу поставщиков, но требовать полки бессмысленно. Поэтому для уравновешивания отношений в полном объеме и выстраивания партнерских связей снизить премии для сетей и установить жесткий контроль за договорными отношениями было необходимо».

Бонусы сгорели

В результате ожесточенной, но все-таки невидимой «войны», поправки в закон корректировались. Изначально планировалось размер максимальных выплат ритейлерам снизить с 10 до 3%. В эту сумму, как правило, входят стоимость логистических, маркетинговых, рекламных услуг и так называемый ретробонус (премия за объем закупки). По действующему законодательству сама премия могла только составлять 10%, остальные расчеты не регламентированы вообще. Однако после бурных дискуссий порог все же решено было повысить до 5%.

«Судя по тому, что правительство предложило увеличить ретробонус с 3 до 5% и не включать в него логистику, сетевики продолжат выламывать руки поставщикам. Это торговая война никак не вписывается в рамки Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров», — резюмирует Ольга Косец.

Президент омского Союза организаций торговли Борис Сватков полагает, что самый оптимальный вариант наценки, который может устанавливаться организациями торговли, — от 30%.

«Наценка в 10-20% — это убыток. У каждого предприятия есть определенная сумма издержек, от которой никуда не деться. Поэтому организациям торговли нужно дать возможность развиваться. Как? Стимулировать конкуренцию и покупательский спрос. Трудности в нашей сфере так и будут, пока закон «О торговле» не доработают комплексно, его отдельные положения просто не работают».

Однако руководители магазинов формата «жесткий дискаунтер» никаких возможных проблем в будущем ни с перебоями продуктов питания, ни с их удорожанием не видят.

«Любые изменения со стороны государства влекут сложности. В данном случае для тех, кто вводит определенные наценки. Мы же никогда не использовали ретробонусы, у нас отсутствует «плата за вход» и прочие вознаграждения, приводящие к удорожанию товара, — объясняет директор сети магазинов «Светофор» Андрей Подданец. — Расчет с поставщиками тоже проходит в приемлемые сроки, и повода для беспокойства не вижу».

«Регионалов» ожидает тяжкая доля

Жалобы сетевого бизнеса особенно в существующих экономических условиях понятны. Оборот розничной торговли падает, а цены неуклонно растут. Хотя, как уверяют ритейлеры, с помощью их усилий цены удавалось сдерживать чуть ли не год после скачка валютного курса. Благодаря конкуренции и проведению определенной работы с поставщиками, которым объяснили, что стоимость их продукции нельзя повышать более чем на 5%.

«Грядущие изменения пока комментировать рано, — поясняет директор сети «Холлифуд» (сеть магазинов «Низкоцен») Вадим Солобоев. — Вообще наше правительство за этот год уже создало две проблемы ритейлу. Первая — введение Единой государственной автоматизированной информационной системы, с ней до сих пор возникают проблемы, и вторая — внесение поправок в законодательство о торговле. То, что сейчас происходит, ни к чему хорошему не приведет. Сети будут вынуждены искать пути решения проблем. И определенным образом это скажется на потребителе».

Как полагают эксперты, нововведения в большей степени ударят по сетям региональным. У федералов все-таки больший запас прочности. За последний год и так начали закрываться мелкие магазинчики, располагаемые в шаговой доступности, из-за вынужденного перехода на ЕГАИС. У федеральных игроков появляется больше возможностей обзавестись новыми площадями. Следствие — снижение конкуренции и очередное повышение цен.

На самом деле, как говорят представители крупных компаний-производителей, изменения обсуждаются больше года и на этой волне торговые сети уже вовсю вели подготовку, предполагая решение не в их пользу. Определенное недоумение у них вызывают и все спекуляции на тему повышения цен и недоступности продуктов для малообеспеченных слоев населения. Новые схемы обхода запретов ретробонусов придуманы, и сети в минусе в любом случае не останутся.

Сами же поставщики, о чьих интересах заботились депутаты, тоже пока не готовы к комментариям, призывая дать им время проанализировать ситуацию и взвесить все плюсы и минусы. Однако и омские ритейлеры, и производители призывают не верить заявлениям о грядущем дефиците и не поддаваться панике.

Комментарии

Араик ТатоянАраик Татоян,председатель совета директоров ООО «Птицефабрика «Любинская»Мы работали с теми сетями, где как раз не было бонусов, платы за вхождение и так далее. На данный период пока ничего не поменялось. Но позитивных изменений, безусловно, ждем, ведь мы не могли заходить в крупные федеральные сети именно из-за этой политики по установлению различных наценок. Теперь, уже опираясь на букву закона, возможно, будем пробовать снова.
Ольга КосецОльга Косец,президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди»Неудивительно, что именно самый пикантный вопрос — размер ретробонуса, который предложено было снизить с 10 до 3%, вызвал столь бурную дискуссию. Сетевики вбрасывают информацию о том, что пострадают все звенья товарооборота, в том числе и потребители. В прессе стали появляться статьи-«страшилки». В них ритейлеры выполняют функцию кормильцев Родины, создают логистические цепочки и обеспечивают производителей всем необходимым для реализации товаров. Поставщики без сетей вымрут, как мамонты. Виноваты депутаты, решившие проконтролировать многомиллиардные заработки сетей.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 26 (129) 5 июля

Добавить комментарий
Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.