Деловой Омск

Деловой Омск

23 июля 2016 07.00Статьи

Юрий Провкин окончил Кингстонский университет в Лондоне по специальности «управление бизнесом». Работает в финансовой сфере с 2008 года, успешно реализовывая проекты в области корпоративного развития и венчурного инвестирования. Создал и развил с нуля первую в России микрофинансовую организации в сегменте займов до зарплаты. Под его руководством компания «Быстроденьги» стала крупнейшей федеральной сетью офисов финансовой помощи. С 2013 года Юрий также является учредителем и членом совета директоров сети агентств недвижимости «Century 21 Россия».

Юрий Провкин: «Негатив о коллекторах в СМИ лишь разбаловал должников»

Генеральный директор группы компаний «Быстроденьги» Юрий Провкин в эксклюзивном интервью «ДО» рассказал, кто является основным потребителем займов под огромный процент.

Юрий Провкин: «Негатив о коллекторах в СМИ лишь разбаловал должников»

Фото: пресс-служба ГК «Быстроденьги»

В СМИ появляется много негативной информации о работе коллекторов. Нередко в новостях подчеркивается, что их жертвами стали именно заемщики микрофинансовых организаций (МФО). Мешает ли эта волна негатива работе МФО, сказывается ли это как-то на привлечении новых заемщиков?

— Мы отмечаем, что освещение в СМИ деятельности коллекторов привело к снижению финансовой ответственности и ухудшению финансовой дисциплины должников. Это связано с тем, что под влиянием негативной информации, распространяемой СМИ, заемщики воспринимают сотрудников служб взыскания и коллекторских агентств неоднозначно и отказываются от любого взаимодействия с ними. Также появилось большое количество должников, которые пишут жалобы в ЦБ РФ и СРО, чтобы не погашать свою задолженность.

При этом количество займов, выданных группой компаний «Быстроденьги» за 2015 год по сравнению с 2014 годом, сопоставимо, существенных изменений не наблюдается и за 5 месяцев 2016 года. Мы видим, что рынок подходит к этапу насыщения и его рост замедляется. Сейчас очень высокая конкурентная среда как в онлайн, так и в офлайн-сегментах. При этом онлайн-ниша очень маленькая, но ее пытается освоить большое количество игроков. Конкуренция проходит в основном за счет предложения привлекательных условий договора займа. Например, МФО продолжают запуск льготных программ, акций с подарками и бонусами, ограниченных по времени. Стоит отметить, что у региональных игроков ставка обычно выше среднерыночной. Активности федеральных компаний сейчас направлены на разделение ставок для новых и постоянных клиентов. Важными конкурентными преимуществами становятся отсутствие комиссий и качественное обслуживание заемщиков.

По данным easyfins.ru, с начала года число МФО, зарегистрированных в Омской области, сократилось на 6,52%. Сокращается число местных игроков и уменьшается индекс плотности МФО на душу населения. А как ваша компания чувствует себя на сибирском, в частности, омском рынке?

— Число офисов компании «Быстроденьги» в Омске остается неизменным с 2015 года: 19 штук — это 15% от числа всех игроков на региональном рынке. В целом в Сибири «Быстроденьги» представлены 88 офисами в 26 городах, в том числе в крупных населенных пунктах, таких, как Новосибирск, Омск, Барнаул, Томск, Кемерово, Новокузнецк и Красноярск.

Количество конкурентов в Омске относительно 2015 года сократилось. На первый квартал 2016 это 18 компаний, представленных 108 офисами, в то время как в первом квартале 2015 года на 23 компании приходилось 143 офиса.

Участников рынка волнует и возможное ограничение количества займов, которые МФО может выдать одному заемщику.

Возможно, сокращение числа игроков связано с новыми законами, призванными очистить рынок от некоторых недобросовестных фирм. Какие изменения в законодательстве стали самыми значимыми для микрофинансовых организаций за последнее время?

— В последнее время появилось достаточно много законопроектов и законов, ограничивающих деятельность МФО. Такое регулирование способствует росту доверия инвесторов к МФО. Самим же участникам рынка теперь необходим период подготовки и адаптации своих бизнес-процессов к новым требованиям, потому что резкое ограничение начисления процентов и иных платежей в краткосрочных займах значительно скажется на рентабельности некоторых бизнес-моделей. Для заемщиков ужесточение надзора на рынке — это положительный тренд, который повышает надежность самих займов.

Каких еще изменений больше всего ждут участники рынка?

— Главное, чего ждет рынок, — это, конечно, закона о коллекторской деятельности, который бы помогал бороться с неправильным взысканием. Еще важно разграничить резервы в зависимости от типов финансовых продуктов, так как резервирование значительно влияет на оценку реального экономического состояния как с точки зрения регулятора, так и для частных инвесторов. Участников рынка волнует и возможное ограничение количества займов, которые МФО может выдать одному заемщику. При таком подходе клиент все равно не получит меньше кредитов, он просто пойдет в серую компанию, а законопослушные МФО потеряют значительную долю заемщиков.

Изменился ли за последние пару лет портрет заемщика МФО? Кто чаще всего пользуется микрокредитами и на какие цели их берут?

— Нет, за этот период портрет заемщика не претерпел больших изменений. Наши клиенты — это молодые люди 21-35 лет со средним специальным образованием. Их трудовой стаж на текущем месте работы составляет не менее 3 месяцев, уровень дохода — от 13 до 30 тысяч рублей. У них нет сбережений, так как все деньги уходят на ежедневные нужды. Большая часть заемщиков — рабочие: 41% квалифицированные и 17% неквалифицированные; 10% от общего числа заемщиков являются работниками бюджетной сферы. Чаще всего у них уже есть потребительский кредит в банке, например, на бытовую технику. Они обращаются за займом, когда срочно нужна небольшая сумма денег.

Чаще всего в МФО идут для того, чтобы купить продукты питания и товары повседневного спроса (34%). Остальные цели имеют меньший вес. Так, на оплату долгов берет займ десятая часть клиентов. При этом половина из них с помощью микрозайма оплачивает обязательный платеж по кредиту в банке или другой МФО. Вторая половина берет займ, для того чтобы закрыть свои долги в ЖКХ, оплатить штрафы, аренду жилья, страхование автомобиля, оформление документов. Следующие по популярности цели займа — оплата медицинских услуг, лекарств (10%), ремонт автомобиля (10%), покупка подарков (9%), покупка одежды, обуви (7%).

Что касается портрета онлайн-заемщика из Омска, то в 2016 году мы видим небольшой рост числа женщин среди заемщиков (53%), в 2015 году их было 51%. Средний возраст за год снизился на 2 года и составил 34 года. Запрашиваемая сумма выросла на 4%, а средняя сумма займа— на 22%. Срок займа в 2016 году составляет в среднем 20 дней, в прошлом году он равнялся 19 дням.

Насколько активно вообще развивается сегмент онлайн-займов? Можно ли сказать, что у этого направления большое будущее?

— Мы отмечаем стабильный рост интереса заемщиков к дистанционным способам получения денег. Уже 55% всех займов клиенты получают на предоплаченную карту компании, позвонив по телефону горячей линии. Постоянно растет число заемщиков нашего онлайн-сервиса «Турбозайм». В 2015 году данный показатель по Омской области вырос в 3 раза по сравнению с 2014 годом, что, в первую очередь, объясняется развитием самого сервиса после завершения пилотного года работы. В настоящий момент темпы роста несколько замедлились, но за 5 месяцев работы в 2016 году число заемщиков уже превышает прошлогодний показатель за тот же период. На конец 2016 года мы ожидаем получить рост примерно на 25%.

Отмечу, что офлайн-игроки высоко оценивают потенциал онлайн-займов и продолжают выходить на этот рынок со своими проектами. Однако в денежном выражении онлайн-сегмент сегодня составляет не более 30% от всех займов до зарплаты. Думаю, что рынку потребуется около 3 лет, чтобы соотношение онлайн и офлайн выровнялось.

Насколько сильно изменился рынок МФО с тех пор, как надзор за ним перешел к ЦБ? Пошло ли это на пользу?

— Мы все солидарны в том, что регулирование ужесточилось: ЦБ готов развивать те МФО, которые строго следуют новым требованиям законодательства и следуют социальноответственному подходу к микрофинансированию. Важно подчеркнуть, что при таком регулировании наш рынок продолжает расти, хотя темпы роста и замедляются. Он более гибкий и быстрее реагирует на перемены в экономике. Отказ банков от мелких потребительских кредитов и займов малому бизнесу вызвал некоторый переток физических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферу микрофинансирования. Рынок МФО активно совершенствует формы работы с клиентами, в результате чего его участники в 2015 году расширили свою клиентскую базу и пополнили портфель микрозаймов. Тем не менее мы уже подошли к тому этапу, когда необходимо шире смотреть на регулирование, использовать другие методы, потому что дальнейшие ограничения могут привести к сокращению финансовой доступности.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №28 (131) от 18 июля 2016

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Andrey
Личное банкротство не должно быть дороже, чем 50 тыс. рублей со всеми судебными расходами.

По результатам опросов получается, что сегодня стоимость банкротства на рынке более 80 тыс. рублей, а каждый третий сказал, что ему предлагали заплатить более 150 тыс. Почему такой заоблачный ценник? Ведь на торговой площадке личных банкротств арбитражные управляющие, чтобы выиграть заказ, часто предлагают 30 тыс рублей + судебные расходы, т.е. всего не более 50 тыс рублей, что вполне соответствует ценнику в стране — безусловном лидере по личным банкротствам США, где каждый год банкротится более 1 млн человека и стоимость услуг по сопровождению процедуры в среднем 1 тыс долларов, т.е. 60 000 рублей при переводе на наш курс. Поэтому, моё мнение такое - только если должник сможет добиться конкуренции за свой заказ, только в этом случае цена на услугу банкротства начнёт снижаться. Ведь неоплаченный долг это не грех и не преступление, в большинстве случаев это тяжёлая жизненная ситуация, в которой каждый может оказаться.
15 октября, 22:31 | Ответить
стрелка разин
Можно было сказать коротко мы развиваемся на нищий судьбе народа и будем его доить пока он не возьмет вилы и тапоры в руки
23 июля, 12:11 | Ответить
088
Топоры, друг!
23 июля, 12:34 | Ответить
#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

В новой рубрике гости «Нового Омска» узнали, куда можно поехать из Омска в этом сезоне, и поделились впечатлениями от своих лучших поездок.

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.