Деловой Омск

Деловой Омск

14 июня 2016 12.30Спецпроекты

Звонки за услуги

Мобильная связь в России стоит очень дешево, это подтвердит любой эксперт рынка. Однако жадным потребителям всегда мало, в своих мечтах они надеются полностью отказаться от платы за разговоры, СМСки и даже за мобильный интернет. Их надежды могут оправдаться, правда не так уж и скоро.

Звонки за услуги

Фото: Петр Ковалев

Минувшая неделя прошла под разговоры о бесплатной мобильной связи. Сначала появились новости о скором запуске давно анонсированного проекта «Атлас», который позиционирует себя как условно бесплатный оператор. Правда оператором его можно считать лишь в виртуальном смысле. Своей инфраструктуры у «Атласа» нет, да и лицензии на оказание подобных услуг тоже, а значит, единственный шанс для работы — это присоединение к чужим сетям по принципу MVNO (Mobile Virtual Network Operator). При этом нет информации, что хоть кто-то из «большой четверки» операторов (МТС, «Билайн», «МегаФон» и Tele2) готов допустить «Атлас» к своим ресурсам.

Халява приди!

По задумке идеолога «Атласа» Евгения Гордеева, оплачиваться связь будет виртуальной валютой — атласами, которые пользователи получат от партнеров компании за использование их услуг. Проще говоря, за вас платит рекламодатель, услуги которого выбрали именно вы. Так, например, за бронирование номера в отеле через партнерское приложение пользователь может получить до 5000 атласов, заказ столика в ресторане стоит 100 атласов и т.д. В среднем пользователь может накапливать 500-2000 атласов в месяц, чего, по мнению создателей проекта, должно хватить и на разговоры, и на СМС, и даже на мобильный интернет.

Наблюдатели и эксперты рынка скептически относятся к проекту и ждут какого-то подвоха от «Атласа». Все-таки разговоры о бесплатной услуге всегда вселяют недоверие. Хотя о схожем подходе к ценообразованию внезапно заговорили и крупнейшие игроки традиционного мобильного рынка. В частности, президент МТС Андрей Дубовсков уверен, что в недалеком будущем операторы смогут не брать деньги с клиентов за звонки, передачу данных и СМС. Источником для заработка операторов станут все те же партнерские программы и реклама.

Подобные перемены могут произойти в течение 5-10 лет, но не только рекламой хотят жить крупные компании. Ведь у них скопились большие массивы данных о своих абонентах. Это тоже можно монетизировать.

«Будущее мы видим в развитии для корпоративного и массового сегмента услуг, основанных на знаниях операторов о клиенте (в частности, rtb). При успешном развитии этих дополнительных услуг базовые сервисы могут стать бесплатными», — сообщили «ДО» в пресс-службе сибирского филиала «ВымпелКома».

Другие ценности

Пресс-секретарь сибирского филиала ПАО «МегаФон» Михаил Ивонин, рассуждая о перспективах развития мобильной связи в целом, отметил, что сегодня мы являемся свидетелями изменения ценностного восприятия услуг связи потребителем:

«Мобильный телефон решал основную задачу, связанную с потребностями в общении и передаче информации на дальние расстояния. И за эту ценность (минута разговора) абоненты готовы были платить. С тотальным распространением интернета мы перешагнули в следующий этап, где главной ценностью для нас является неограниченный объем информации, доступный в любом месте в режиме 24/7. Интернет сам стал ценностью».

Михаил Ивонин прогнозирует, что интернет разделится на две составляющие: бесплатный с обилием рекламы и интернет с премиальным контентом, за который пользователи будут готовы платить. Первый будет все менее ценным для пользователя, и доступ к нему будет или бесплатным, или продаваться за символическую цену. Второй — возьмет за основу модель ежемесячной абонентской платы: плата за неограниченную почту или безлимитный доступ к новым сериалам.

«Пользователь не будет думать, сколько гигабайт он скачает, он будет только выбирать, какие подписки в этом месяце ему нужны больше всего. Тарификация уйдет в прошлое», — прогнозирует Ивонин.

 

Комментарии

 

Нигматуллин ТимурНигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ»Проект «Атлас» в текущих условиях не может быть реализован в принципе. Никто из операторов «большой четверки» не согласился работать с ним в рамках MNVO из-за прямой конкуренции (собственных частот и инфраструктуры у «Атласа» нет). Если бы у «Атласа» даже была собственная инфраструктура и лицензии, оператор бы вряд ли смог эффективно работать по модели, основанной на партнерских программах. Весь годовой объем российского рынка рекламы (ТВ, радио, пресса, интернет и прочее) составляет около 310 млрд рублей, когда выручка только одного оператора МТС превышает 431 млрд рублей. Я сомневаюсь, что такую модель действующие операторы возьмут на вооружение, и, соответственно, она никак не повлияет на ситуацию в отрасли.
Солонин ВиталийСолонин Виталий,руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners ConsultingЕсли запуск проекта состоится, то в краткосрочной перспективе не окажет заметного влияния на конкурентную среду, поскольку ему, скорее всего, просто не хватит масштаба. И рассчитывать на то, что за год после старта проект привлечет 1% абонентов, не стоит. Тем не менее модель, основанная на партнерских программах, а также таргетированной рекламе, может быть использована как традиционными, так и виртуальными операторами в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Сначала это будут своего рода экспериментальные проекты, а впоследствии, путем проб и ошибок, возникнут новые бизнес-модели. Скорее всего, сервисы типа «Атласа» и традиционная мобильная связь какое-то время будут существовать параллельно друг другу. У людей действительно появится возможность звонить, отправлять/получать данные бесплатно за счет просмотра таргетированной рекламы или потребления других товаров и услуг.
Самсонова АнтонинаСамсонова Антонина,руководитель направления «Мобильная связь и Интернет» портала Банки.руПредложенная «Атласом» модель, когда услуги оплачиваются не реальными деньгами, а потреблением каких-либо иных услуг, не нова на рынке. Так работают онлайн-игры и приложения для телефона и ПК. На рынке сотовой связи давно существуют программы лояльности, акции и прочие возможности, позволяющие часть услуг связи оплачивать некими «бонусами». Но только часть. В любом случае, любая коммерческая организация заинтересована в получении реальных денег за свои услуги. Поэтому к применению полностью «бонусной» модели для оплаты услуг я отношусь скептически. Мы с интересом следим за проектом. И если он окажется успешным, многие компании смогут взять предложенную модель на вооружение. По моему мнению, в ближайшем будущем мобильная связь не станет бесплатной. Рынок меняется, компании подстраиваются под изменения рынка и потребности клиентов. Одни схемы оплаты сменяют другие. Но базовых постулатов экономики это не отменяет. Сотовый оператор — большая компания, которая должна поддерживать и развивать инфраструктуру, оплачивать труд работников, платить за рекламу. Возможно, изменится доля услуг связи в общих расходах пользователей. Но полностью бесплатными услуги связи вряд ли станут.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 23 (126) 14 июня

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.