Деловой Омск

Деловой Омск

14 июня 2016 12.30Спецпроекты

Звонки за услуги

Мобильная связь в России стоит очень дешево, это подтвердит любой эксперт рынка. Однако жадным потребителям всегда мало, в своих мечтах они надеются полностью отказаться от платы за разговоры, СМСки и даже за мобильный интернет. Их надежды могут оправдаться, правда не так уж и скоро.

Звонки за услуги

Фото: Петр Ковалев

Минувшая неделя прошла под разговоры о бесплатной мобильной связи. Сначала появились новости о скором запуске давно анонсированного проекта «Атлас», который позиционирует себя как условно бесплатный оператор. Правда оператором его можно считать лишь в виртуальном смысле. Своей инфраструктуры у «Атласа» нет, да и лицензии на оказание подобных услуг тоже, а значит, единственный шанс для работы — это присоединение к чужим сетям по принципу MVNO (Mobile Virtual Network Operator). При этом нет информации, что хоть кто-то из «большой четверки» операторов (МТС, «Билайн», «МегаФон» и Tele2) готов допустить «Атлас» к своим ресурсам.

Халява приди!

По задумке идеолога «Атласа» Евгения Гордеева, оплачиваться связь будет виртуальной валютой — атласами, которые пользователи получат от партнеров компании за использование их услуг. Проще говоря, за вас платит рекламодатель, услуги которого выбрали именно вы. Так, например, за бронирование номера в отеле через партнерское приложение пользователь может получить до 5000 атласов, заказ столика в ресторане стоит 100 атласов и т.д. В среднем пользователь может накапливать 500-2000 атласов в месяц, чего, по мнению создателей проекта, должно хватить и на разговоры, и на СМС, и даже на мобильный интернет.

Наблюдатели и эксперты рынка скептически относятся к проекту и ждут какого-то подвоха от «Атласа». Все-таки разговоры о бесплатной услуге всегда вселяют недоверие. Хотя о схожем подходе к ценообразованию внезапно заговорили и крупнейшие игроки традиционного мобильного рынка. В частности, президент МТС Андрей Дубовсков уверен, что в недалеком будущем операторы смогут не брать деньги с клиентов за звонки, передачу данных и СМС. Источником для заработка операторов станут все те же партнерские программы и реклама.

Подобные перемены могут произойти в течение 5-10 лет, но не только рекламой хотят жить крупные компании. Ведь у них скопились большие массивы данных о своих абонентах. Это тоже можно монетизировать.

«Будущее мы видим в развитии для корпоративного и массового сегмента услуг, основанных на знаниях операторов о клиенте (в частности, rtb). При успешном развитии этих дополнительных услуг базовые сервисы могут стать бесплатными», — сообщили «ДО» в пресс-службе сибирского филиала «ВымпелКома».

Другие ценности

Пресс-секретарь сибирского филиала ПАО «МегаФон» Михаил Ивонин, рассуждая о перспективах развития мобильной связи в целом, отметил, что сегодня мы являемся свидетелями изменения ценностного восприятия услуг связи потребителем:

«Мобильный телефон решал основную задачу, связанную с потребностями в общении и передаче информации на дальние расстояния. И за эту ценность (минута разговора) абоненты готовы были платить. С тотальным распространением интернета мы перешагнули в следующий этап, где главной ценностью для нас является неограниченный объем информации, доступный в любом месте в режиме 24/7. Интернет сам стал ценностью».

Михаил Ивонин прогнозирует, что интернет разделится на две составляющие: бесплатный с обилием рекламы и интернет с премиальным контентом, за который пользователи будут готовы платить. Первый будет все менее ценным для пользователя, и доступ к нему будет или бесплатным, или продаваться за символическую цену. Второй — возьмет за основу модель ежемесячной абонентской платы: плата за неограниченную почту или безлимитный доступ к новым сериалам.

«Пользователь не будет думать, сколько гигабайт он скачает, он будет только выбирать, какие подписки в этом месяце ему нужны больше всего. Тарификация уйдет в прошлое», — прогнозирует Ивонин.

 

Комментарии

 

Нигматуллин ТимурНигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ»Проект «Атлас» в текущих условиях не может быть реализован в принципе. Никто из операторов «большой четверки» не согласился работать с ним в рамках MNVO из-за прямой конкуренции (собственных частот и инфраструктуры у «Атласа» нет). Если бы у «Атласа» даже была собственная инфраструктура и лицензии, оператор бы вряд ли смог эффективно работать по модели, основанной на партнерских программах. Весь годовой объем российского рынка рекламы (ТВ, радио, пресса, интернет и прочее) составляет около 310 млрд рублей, когда выручка только одного оператора МТС превышает 431 млрд рублей. Я сомневаюсь, что такую модель действующие операторы возьмут на вооружение, и, соответственно, она никак не повлияет на ситуацию в отрасли.
Солонин ВиталийСолонин Виталий,руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners ConsultingЕсли запуск проекта состоится, то в краткосрочной перспективе не окажет заметного влияния на конкурентную среду, поскольку ему, скорее всего, просто не хватит масштаба. И рассчитывать на то, что за год после старта проект привлечет 1% абонентов, не стоит. Тем не менее модель, основанная на партнерских программах, а также таргетированной рекламе, может быть использована как традиционными, так и виртуальными операторами в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Сначала это будут своего рода экспериментальные проекты, а впоследствии, путем проб и ошибок, возникнут новые бизнес-модели. Скорее всего, сервисы типа «Атласа» и традиционная мобильная связь какое-то время будут существовать параллельно друг другу. У людей действительно появится возможность звонить, отправлять/получать данные бесплатно за счет просмотра таргетированной рекламы или потребления других товаров и услуг.
Самсонова АнтонинаСамсонова Антонина,руководитель направления «Мобильная связь и Интернет» портала Банки.руПредложенная «Атласом» модель, когда услуги оплачиваются не реальными деньгами, а потреблением каких-либо иных услуг, не нова на рынке. Так работают онлайн-игры и приложения для телефона и ПК. На рынке сотовой связи давно существуют программы лояльности, акции и прочие возможности, позволяющие часть услуг связи оплачивать некими «бонусами». Но только часть. В любом случае, любая коммерческая организация заинтересована в получении реальных денег за свои услуги. Поэтому к применению полностью «бонусной» модели для оплаты услуг я отношусь скептически. Мы с интересом следим за проектом. И если он окажется успешным, многие компании смогут взять предложенную модель на вооружение. По моему мнению, в ближайшем будущем мобильная связь не станет бесплатной. Рынок меняется, компании подстраиваются под изменения рынка и потребности клиентов. Одни схемы оплаты сменяют другие. Но базовых постулатов экономики это не отменяет. Сотовый оператор — большая компания, которая должна поддерживать и развивать инфраструктуру, оплачивать труд работников, платить за рекламу. Возможно, изменится доля услуг связи в общих расходах пользователей. Но полностью бесплатными услуги связи вряд ли станут.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 23 (126) 14 июня

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».