Новый Омск
26 июля 2016 17.03
Конспекты «Нового Омска»: 10 главных мыслей Майка Тирумана о том, как учить детей по-сингапурски
Вместо стандартной презентации гость из страны с развитой экономикой взял в ученики директоров омских школ и на деле продемонстрировал им свои взгляды на образование.
Фото: president.tatarstan.ru
Что? Где? Когда?
Сегодня в региональном минобре собрали несколько десятков директоров омских школ, руководителей других образовательных учреждений и чиновников, чтобы познакомить их с Майком Тируманом — президентом Cоюза преподавателей Сингапура (Educare).
Спикер хорошо знаком в системой российского образования — он пять лет взаимодействует с учителями Татарстана, а также работает с преподавателями из Москвы и Тюмени.
О подобной встрече на прошлом санкт-петербургском экономическом форуме договорились гендиректор «Омскнефтехимпроекта» Игорь Зуга и директор по России и странам СНГ компании IE Singapore, подчиняющейся министерству торговли и промышленности Сингапура, Рахиид Абкар Наргунд.
«Удивительно, что профсоюз в Сингапуре активно занимается содержанием образования», — отметила первый замминистра образования Омской области Татьяна Дернова.
«Лучший метод улучшения рабочих условий — улучшение профессиональных компетенций. Тогда общество начинает понимать, что в школе все хорошо, и обращает внимание на потребности учителей», — пояснил Тируман, сказав, что задачи профсоюза в стандартном представлении они также выполняют.
Как это было?
Кажется, что собравшиеся ждали стандартной презентации, вместо этого Майк Тируман провел для омских учителей-директоров школ урок по-сингапурски. Он совершенно не скупился на эмоции, жесты и шутки. Будто не урок, а выступление стендапера.
Аудиторию учитель заставил работать: директора выполняли задания в парах.
Обращал на себя внимание непривычный западный подход: Тируман заставлял напарников делать друг другу комплименты.
Что Тируман рассказал омским учителям?
1. Первым делом расслабьтесь. Лучше всего мозг работает в состоянии расслабленной готовности.
2. 20 из 180 учебных дней (в году) уходит на то, чтобы учитель привлек внимание ребенка. Потом мы жалуемся, что времени не хватает. Выход — не объяснять, пока все не обратят внимание. Как его привлечь? Я пользуюсь правилом правой руки (сингапурец поднимает руку, растопырив пальцы). Я называю это «вай-фай» — самым близким для детей словом.
3. Нельзя стоять близко к ученику: ученик начинает тихо отвечать учителю, остальные отвлекаются. Для работы в классе надо отойти от говорящего ученика, чтобы он говорил для всех.
4. В Сингапуре в классе все улыбаются, все друг друга поддерживают. Надо создавать обстановку, как в спортивной команде. Я, например, использую кричалку с жестами. Заряд положительной энергии во время активной умственной деятельности необходим. Моменты, в которые мы стараемся выплеснуть эту энергию, приводят мозг в состояние расслабленной готовности (см. пункт 1).
5. Тенденции востребованности и престижа квалификаций таковы (по возрастанию):
— рутинная ручная работа;
— не рутинная ручная (медсестры, официанты);
— рутинная мыслительная деятельность;
— не рутинная аналитическая деятельность;
— не рутинная межличностная деятельность .
5*. (О невысокой востребованности рутинной мыслительной деятельности, которой много в стандартном образовании). Сейчас нам не надо, чтобы дети точно знали, сколько будет 128х128. У нас всегда есть под рукой калькулятор. IT-технологии развиты настолько, что то, чему мы старательно обучаем в школе, выполнит компьютер. Да, надо уметь перемножить два числа, но только за это нас не возьмут на хорошую работу.
5**. (О высоком престиже не рутинной межличностной деятельности). Общаться, убеждать, работать в команде — это необходимые навыки для востребованного работника. Но в теории эти вещи развить нельзя, только на практике. А в школах у нас сегодня, к сожалению, говорят в основном учителя, а дети в основном слушают.
6. Нужно обладать фундаментальными знаниями, но нужно и уметь их применять.
7. На международном экономическом форуме были представлены 16 навыков, которые помогут построить карьеру в XXI веке. Если с базовыми навыками и компетенциями все более-менее понятно, то развивать такие черты характера, как любознательность, инициативность, лидерские качества, в сложившейся системе достаточно сложно.
Учитель рассказывает — ученик хочет задать вопрос. «Сначала дослушай», — говорит ему преподаватель. У него возникает второй вопрос. «Это не по теме, не по программе», — слышит он. Третий вопрос. «Что ты мне голову морочишь, в ЕГЭ этого не будет», — говорит учитель. Будет ли четвертый вопрос? Не знаю.
И у ученика формируется позиция: «Скажете сделать — сделаю. Нет — так посижу». О каких лидерских качествах при таком отношении может идти речь? А потом говорят: «Нынешнему поколению ничего не нужно, они не хотят обучаться».
Сначала в детском саду отмахиваются от вопросов «почему трава зеленая?», а потом к 11 классу ученики хотят проводить максимально много времени вне школы и учебы. И мы все в этом виноваты.
8. И раньше было непросто, а сейчас стало еще сложнее, потому что у учеников появились гаджеты. Они здорово вовлекают, в том числе за счет интерактива и визуальной стимуляции. Теперь мы уже не можем обучать, как в 90-е или в 2000-е. Никто не говорит, что преподавать не нужно. Нужно! Но нам следует адаптироваться.
9. К 2020 году будут цениться:
— решение комплексных задач;
— критическое мышление;
— креативность;
— управление кадрами;
— согласованная работа с другими;
— эмоциональный интеллект;
— принятие решений;
— ориентированность на предоставление услуг;
— ведение переговоров;
— познавательная гибкость.
(Также по материалам экономического форума).
10. Сейчас я могу нанять на работу любого человека из любой страны, например, талантливого китайца или индонезийца. Благодаря глобализации формируется «глобальный резерв талантов». Будут ли ученики из Омска в этом резерве? Смогут ли они работать с индонезийцами, например? Смогут ли наши ученики конкурировать в этих условиях?
Так, 25% жителей Индии с высоким IQ — это больше, чем все население США. Вывод: в Индии больше умных детей, чем детей в США вообще.
Мини-интервью для «Нового Омска»
Есть мнение, что российская система образования, вслед за советской, пичкает ребенка знаниями, но почти не учит решать задачи в широком смысле слова. Эта проблема значима?
— Не говорю, что российская система образования плоха. Она дает очень глубокие знания. Надо это сохранить. ЕГЭ все равно придется сдавать. Но нужно и привносить новое в систему преподавания — уделять особое внимание навыкам обработки информации. Без знаний компетенции бесполезны: критически мыслить ни о чем невозможно.
В вузе все больше времени в учебных планах отводится на самостоятельное обучение. Студентам это не нравится. Как быть?
— Проблема самостоятельного обучения нам очень знакома. Нас научили есть с ложечки, учителя 11 лет диктовали, что читать, давали конкретную информацию. К вузу молодые люди оказываются не готовы к самостоятельному обучению. Этот навык нужно развивать с самого начала, дети должны чувствовать ответственность.
Насколько охотно российские учителя внимают вашим советам?
— Что подкупает — они все открыты и хотят что-то узнать. Но перемены требуют времени. Управлять изменениями не так-то просто. Надо постоянно над этим работать.
Что дальше?
Сингапурский профсоюз учителей проводит платные курсы повышения квалификации во многих странах мира. Переводчик Майка Тирумана пояснила, цели прорекламировать курсы для омских учителей у них не было. Как ранее говорилось, Тирумана через Рахиида Наргунда пригласил Игорь Зуга.
«Мы здесь, чтобы поделиться наработками», — сказал Тируман тележурналистам.
Пресс-секретарь регионального минобра Илья Крылич пояснил, что если омские учителя и будут повышать квалификацию с помощью Союза преподавателей Сингапура, то решение об этом будет приниматься не на уровне региона, а на уровне отдельных школ.
Самое актуальное в рубрике: Общество
Просмотры: 5204
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 2):