Новый Омск

26 июля 2016 17.03

Конспекты «Нового Омска»: 10 главных мыслей Майка Тирумана о том, как учить детей по-сингапурски

Вместо стандартной презентации гость из страны с развитой экономикой взял в ученики директоров омских школ и на деле продемонстрировал им свои взгляды на образование.

Конспекты «Нового Омска»: 10 главных мыслей Майка Тирумана о том, как учить детей по-сингапурски

Фото: president.tatarstan.ru

Что? Где? Когда?

Сегодня в региональном минобре собрали несколько десятков директоров омских школ, руководителей других образовательных учреждений и чиновников, чтобы познакомить их с Майком Тируманом — президентом Cоюза преподавателей Сингапура (Educare).

Спикер хорошо знаком в системой российского образования — он пять лет взаимодействует с учителями Татарстана, а также работает с преподавателями из Москвы и Тюмени.

О подобной встрече на прошлом санкт-петербургском экономическом форуме договорились гендиректор «Омскнефтехимпроекта» Игорь Зуга и директор по России и странам СНГ компании IE Singapore, подчиняющейся министерству торговли и промышленности Сингапура, Рахиид Абкар Наргунд.

«Удивительно, что профсоюз в Сингапуре активно занимается содержанием образования», — отметила первый замминистра образования Омской области Татьяна Дернова.

«Лучший метод улучшения рабочих условий — улучшение профессиональных компетенций. Тогда общество начинает понимать, что в школе все хорошо, и обращает внимание на потребности учителей», — пояснил Тируман, сказав, что задачи профсоюза в стандартном представлении они также выполняют.

Как это было?

Кажется, что собравшиеся ждали стандартной презентации, вместо этого Майк Тируман провел для омских учителей-директоров школ урок по-сингапурски. Он совершенно не скупился на эмоции, жесты и шутки. Будто не урок, а выступление стендапера.

Аудиторию учитель заставил работать: директора выполняли задания в парах.

Обращал на себя внимание непривычный западный подход: Тируман заставлял напарников делать друг другу комплименты.

Что Тируман рассказал омским учителям?

1. Первым делом расслабьтесь. Лучше всего мозг работает в состоянии расслабленной готовности.

2. 20 из 180 учебных дней (в году) уходит на то, чтобы учитель привлек внимание ребенка. Потом мы жалуемся, что времени не хватает. Выход — не объяснять, пока все не обратят внимание. Как его привлечь? Я пользуюсь правилом правой руки (сингапурец поднимает руку, растопырив пальцы). Я называю это «вай-фай» — самым близким для детей словом.

3. Нельзя стоять близко к ученику: ученик начинает тихо отвечать учителю, остальные отвлекаются. Для работы в классе надо отойти от говорящего ученика, чтобы он говорил для всех.

4. В Сингапуре в классе все улыбаются, все друг друга поддерживают. Надо создавать обстановку, как в спортивной команде. Я, например, использую кричалку с жестами. Заряд положительной энергии во время активной умственной деятельности необходим. Моменты, в которые мы стараемся выплеснуть эту энергию, приводят мозг в состояние расслабленной готовности (см. пункт 1).

5. Тенденции востребованности и престижа квалификаций таковы (по возрастанию):

— рутинная ручная работа;

— не рутинная ручная (медсестры, официанты);

— рутинная мыслительная деятельность;

— не рутинная аналитическая деятельность;

— не рутинная межличностная деятельность .

5*. (О невысокой востребованности рутинной мыслительной деятельности, которой много в стандартном образовании). Сейчас нам не надо, чтобы дети точно знали, сколько будет 128х128. У нас всегда есть под рукой калькулятор. IT-технологии развиты настолько, что то, чему мы старательно обучаем в школе, выполнит компьютер. Да, надо уметь перемножить два числа, но только за это нас не возьмут на хорошую работу.

5**. (О высоком престиже не рутинной межличностной деятельности). Общаться, убеждать, работать в команде — это необходимые навыки для востребованного работника. Но в теории эти вещи развить нельзя, только на практике. А в школах у нас сегодня, к сожалению, говорят в основном учителя, а дети в основном слушают.

6. Нужно обладать фундаментальными знаниями, но нужно и уметь их применять.

7. На международном экономическом форуме были представлены 16 навыков, которые помогут построить карьеру в XXI веке.  Если с базовыми навыками и компетенциями все более-менее понятно, то развивать такие черты характера, как любознательность, инициативность, лидерские качества, в сложившейся системе достаточно сложно.

Учитель рассказывает — ученик хочет задать вопрос. «Сначала дослушай», — говорит ему преподаватель. У него возникает второй вопрос. «Это не по теме, не по программе», — слышит он. Третий вопрос. «Что ты мне голову морочишь, в ЕГЭ этого не будет», — говорит учитель. Будет ли четвертый вопрос? Не знаю.

И у ученика формируется позиция: «Скажете сделать — сделаю. Нет — так посижу». О каких лидерских качествах при таком отношении может идти речь? А потом говорят: «Нынешнему поколению ничего не нужно, они не хотят обучаться».

Сначала в детском саду отмахиваются от вопросов «почему трава зеленая?», а потом к 11 классу ученики хотят проводить максимально много времени вне школы и учебы. И мы все в этом виноваты.

8. И раньше было непросто, а сейчас стало еще сложнее, потому что у учеников появились гаджеты. Они здорово вовлекают, в том числе за счет интерактива и визуальной стимуляции. Теперь мы уже не можем обучать, как в 90-е или в 2000-е. Никто не говорит, что преподавать не нужно. Нужно! Но нам следует адаптироваться.

9. К 2020 году будут цениться:

— решение комплексных задач;

— критическое мышление;

— креативность;

— управление кадрами;

— согласованная работа с другими;

— эмоциональный интеллект;

— принятие решений;

— ориентированность на предоставление услуг;

— ведение переговоров;

— познавательная гибкость.

(Также по материалам экономического форума).

10. Сейчас я могу нанять на работу любого человека из любой страны, например, талантливого китайца или индонезийца. Благодаря глобализации формируется «глобальный резерв талантов». Будут ли ученики из Омска в этом резерве? Смогут ли они работать с индонезийцами, например? Смогут ли наши ученики конкурировать в этих условиях?

Так, 25% жителей Индии с высоким IQ — это больше, чем все население США. Вывод: в Индии больше умных детей, чем детей в США вообще.

Мини-интервью для «Нового Омска»

Есть мнение, что российская система образования, вслед за советской, пичкает ребенка знаниями, но почти не учит решать задачи в широком смысле слова. Эта проблема значима?

— Не говорю, что российская система образования плоха. Она дает очень глубокие знания. Надо это сохранить. ЕГЭ все равно придется сдавать. Но нужно и привносить новое в систему преподавания — уделять особое внимание навыкам обработки информации. Без знаний компетенции бесполезны: критически мыслить ни о чем невозможно.

В вузе все больше времени в учебных планах отводится на самостоятельное обучение. Студентам это не нравится. Как быть?

— Проблема самостоятельного обучения нам очень знакома. Нас научили есть с ложечки, учителя 11 лет диктовали, что читать, давали конкретную информацию. К вузу молодые люди оказываются не готовы к самостоятельному обучению. Этот навык нужно развивать с самого начала, дети должны чувствовать ответственность.

Насколько охотно российские учителя внимают вашим советам?

— Что подкупает — они все открыты и хотят что-то узнать. Но перемены требуют времени. Управлять изменениями не так-то просто. Надо постоянно над этим работать.

Что дальше?

Сингапурский профсоюз учителей проводит платные курсы повышения квалификации во многих странах мира. Переводчик Майка Тирумана пояснила, цели прорекламировать курсы для омских учителей у них не было. Как ранее говорилось, Тирумана через Рахиида Наргунда пригласил Игорь Зуга.

«Мы здесь, чтобы поделиться наработками», — сказал Тируман тележурналистам.

Пресс-секретарь регионального минобра Илья Крылич пояснил, что если омские учителя и будут повышать квалификацию с помощью Союза преподавателей Сингапура, то решение об этом будет приниматься не на уровне региона, а на уровне отдельных школ.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Ия
Зуга - молодец, конечно. Он в будущее смотрит. Кстати, то, что визит сингапурцев поддержал губернатор, очень верное решение - для региона это большой плюс
27 июля, 11:49 | Ответить
Умница-Красавица
Я побывала на аналогичном мероприятии, организованном для школьников. Интересно, конечно, и много полезной практической информации. Для детей у нас вообще ничего подобного не проводится. Ну, это только Зуга мог такой креатив сюда притащить. Это вам не пьянку с московскими артистами закатить
26 июля, 21:43 | Ответить
Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.

Поступи в пятый класс

Поступи в пятый класс

С Днем знаний, друзья! 1 сентября «Новый Омск» решил проверить, насколько хорошо вы помните программу начальной школы. Пройдите тест и узнаете, перевели бы вас в пятый класс или оставили еще прогрызть ...