Класс

Класс

27 июля 2016 13.32Интервью

Евгений Груздов, автор словаря омской мифологии: «Славу Омску может принести бестселлер с нашим городом в главной роли»

Евгений Груздов давно занимается изучением феномена «омскости» и собрал ее проявления в целое учебное пособие по нашему городу. О периоде «омского негатива», грядущем юбилее и урбанистических мифах он рассказал «Классу».

Евгений Груздов, автор словаря омской мифологии: «Славу Омску может принести бестселлер с нашим городом в главной роли»

Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?

— Как любой культурообязанный призван на срочную 300-летнюю службу. Завершаю вместе с коллегами выставочно-конкурсный проект «Мой город». Являюсь автором-составителем итогового альбома каталога и координирую итоговую выставку, которая пройдет в Доме художника и выставочном зале музея «Искусство Омска». «Отработаем» юбилей, будет дальнейшая дежурная работа заместителя директора музея по научной и выставочной работе.

Какими своими проектами гордитесь?

— Безусловно, Словарем мифологии Омска (2005). Эмблематико-топонимическим проектом «Я живу в Омске» (2006). Серией музейных выставок, отрабатывающих городские мифы, например, «Какого цвета Омск?» (2012), «Пыль или, Где-то есть город…» (2014). Выставкой-романом «Геральдика женского тела» (2012). Участием в реконструкции исторического герба Омска (2014).

Вырезки из словаря мифологии Омска: «Омсква— каламбур по поводу названий городов, в результате чего Москва трансформируется в Омск. Выражение столичного мифа, элемент соревновательной его формы — мифа о Третьей столице. Впервые данная игра возникла среди москвичей по поводу пребывания в Омске в эвакуации Московского театра им. Вахтангова. Самостоятельно открыл эту формулу художник — концептуалист Д. Муратов, который вообще отличается любовью к словесным играм».

Расскажите, почему возникла идея создать Словарь омских мифов? С какой площадки начинали, на каких платформах он существует сейчас?

— Интерес к городской мифологии — повсеместный тренд нового века. В саму концепцию городского музея «Искусство Омска» через понятие Genius Loci (гений места) включено такое направление научной и выставочной деятельности. По-музейному эту тему интересно разрабатывала Галина Мысливцева — мой учитель в музейном деле. Но конкретно поводом послужила необходимость организовать третью выставку-конкурс современного искусства «Новая кровь», в галерее «Лошадь Пржевальского» под руководством Людмилы Дебус в 2005 году.

Тогда словарь появился как пособие для конкурсантов. Сразу было понятно, что статьи словаря — это не сама мифология, а ее экспликация. А мифология разлита в текстах, в том числе и визуальных. Поэтому возникла идея иллюстрированного словаря. В печатном виде для гуманитариев-урабанистов он был издан в Омске и Москве в научных сборниках. Для широкой публики с иллюстрациями существует в соцсети «ВКонтакте».

Как собирали истории для словаря? Кто создавал тексты?

— В словаре нет историй. Там есть мифы. Причем конкретный миф может быть проявлен несколькими историями и не только ими. Тексты писали я, на тот момент — старший научный сотрудник музея, и мой друг и коллега — тогда кандидат, сейчас доктор исторических наук из ОмГУ Антон Вадимович Свешников. Дописываю, добавляю тексты я уже в одиночку.

Вырезки из словаря мифологии Омска: «...создается впечатление, что плоский растянувшийся вдоль Иртыша, город, задыхающийся от транспортного кризиса, боится Метро. На это указывает миф о том, что омские чиновники из-за своей халатности подарили омское метро Новосибирску, власти которого и технически, и идеологически были лучше к нему готовы. Подобное масштабное строительство не под силу одному городу. В условиях относительной стабильности в советское время Омск упустил свой шанс. В 90-е годы, казалось бы, начавшееся строительство объективно не могло продолжаться. Заборы с буквой «М» напоминали горожанам об утраченных возможностях».

Где омичи могут найти печатную версию издания? Когда планируется выпустить вторую редакцию словаря?

Омичи — только в сборнике Пятых искусствоведческих (культурологических) чтений. В печатном виде выпуск не планируется. Тогда, в 2005 году, на обсуждении Виктор Корб сказал, что это должно быть копеечное издание на газетной бумаге миллионным тиражом. А я полагал, — богато иллюстрированное альбомное издание. Время и для того, и для другого формата прошло. Нормальная интернет-версия в самый раз.

Кто на данный момент работает над словарем? Вы обещали отблагодарить всех, кто поможет, каким образом?

— Да, когда затевал группу в соцсети «ВКонтакте», еще мечтал об альбомном издании. Главных помощников им бы и отблагодарил. Не случились ни помощники, ни издания. Да, есть люди, которым интересно, кто понимает материал, художники, разрешающие использовать их произведения. С миру по нитке, как и должно быть.

Сейчас модно собирать средства на проекты посредством краудфандинга. Не думали запустить такой сбор для словаря?

— Не думал. Сначала нужно его переработать, собрать «иллюстрации». Причем теперь главная сложность — в проработке литературного (поэтического) массива.

Вырезки из словаря мифологии Омска: «Едрена мать (Зеленая баба, Зеленая глыба, Белоснежка) — персонаж уличной жизни города Омска кон. 80-х — нач. 90-х гг., «городская сумасшедшая». Всем известен ее фирменный стиль: вязаная шапка и длинное зеленое пальто, которое она носила круглый год и которое становилось все более и более ветхим. Ее поведение отличалось откровенным эпатажем, Е. М., не стесняясь, бранилась в публичных местах, для достижения своих целей использовала физиологическое отвращение, которое она вызывала. Чаще всего ее можно было встретить в студенческих столовых, в общественном транспорте или на остановках».

Какие ваши любимые мифы об Омске и почему? Нравится ли вам делиться этими историями с людьми? Нужно ли их популяризовать?

 — Городская мифология универсальна. Только в одном городе миф проявлен через одно, в другом — через другое. Есть обязательные формы-сосуды, например, топонимика или геральдика, которые наполняются тем или другим мифологическим содержанием. Поэтому «люблю» (условно), те, где «омскость» ярко проявлена. Так, мне интересен миф об омском поэте. Мифы о названии города.

Какое бы определение вы дали этому термину?

— Омскость — некий исторически изменчивый код, коэффициент, который сопрягаем с любым универсальным или уникальным объектом, после чего тот обретает узнаваемые специфические омские черты.

Будете ли вы готовить какой-то проект к 300-летию города?

— Уникальное, авторское, буду, но уже не к 300-летию, а к замечательной дате 301-летию, 302-летию.

Вырезки из словаря мифологии Омска: «Белая столица — мифологический образ связан с фактом размещения в Омске в 1918-19 годах Рос. пр-ва во главе с Верховным правителем России адмиралом Колчаком. Важнейший элемент столичного мифа, давший объективные исторические основания на столичные претензии общероссийского масштаба политического содержания. Так как факт столичности связан с гражданской войной и расколом российского общества на белых и красных, миф имеет двойственное — и позитивное, и негативное — содержание, актуальное в той или другой своей части в разные исторические периоды для разных социальных групп».

Омск знают по всей стране, благодаря сумасшедшим омским новостям, сырку «Омичка» и омской птице. Какой из мифов вы бы попытались продвинуть на уровне страны, чтобы несколько очистить репутацию нашего города.

— Внешнее мифологическое позиционирование, конечно, важно, но когда его делают специально позитивным, получается натужно и часто с обратным эффектом. Должно само родиться, хорошо бы, в беллетристике. Появится роман-бестселлер, где не просто действие будет проходить в Омске, а наш город будет действующим лицом, — придет слава! Сейчас ближе всего к этому то, что делает Дамир Муратов.

Какой главный омский миф, по вашему мнению.

— Город-сад. Город-крепость.

Почему вы до сих пор в Омске? Чем вам нравится и не нравится наш город?

— Я и Омск — вместе это что-то большее, чем по отдельности. Нравится тем, что он Город, т. е. созидающая эмансипирующая система. Не нравится много чем таким, что можно исправить. Но есть и то, что фатально по-омски. В разные эпохи оно срабатывает по-разному. Сейчас период омского негатива. Раз уж мы консервативны и традиционны, нужно научиться превращать это в источник энергии и созидания. Быть урбанистическим оксюмороном.

Как думаете, изменится ли в городе что-то после юбилея?

— Уже изменилось. Меньше иллюзий и упований, больше ответственности. Учимся жить по собственному креативу и трудолюбию. Это очень трудно!

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.