Деловой Омск

Деловой Омск

12 августа 2014 05.34Статьи

Роковые гастроли

Известный организатор выступлений российских и западных звезд Роман Семенов устал от того, что в Омск приезжают только «звезды для бабушек», и занялся подготовкой концертов для молодежной рок-аудитории. В итоге этот сегмент рынка активно развивается, и уже удалось заманить в Сибирь исполнителей уровня Limp Bizkit или Placebo.

Роковые гастроли

Как рассказывает Роман Семенов, в промоутерский бизнес его привело хобби. Он со студенческих лет организовывал вечеринки. Потом уже как директор компании «Мегаполис Music» стал заниматься подготовкой концертов иногородних артистов. А недавно вместе с партнерами по бизнесу создал продюсерский центр «У Пушкина», где работает в должности арт-директора.

«Я сам вышел из рок-тусовки, и меня никогда не удовлетворяла ситуация в этой среде в Омске. Организаторы, которые работали тогда на рынке, ориентировались на понятных им артистов. И у нас постоянно были выступления Моисеева, Киркорова. А когда для нас раз в 3 года приезжала группа «Ария», это становилось настоящим событием», — вспоминает арт-директор. — И мне всегда хотелось, чтобы подобных мероприятий для субкультуры было больше. Когда я понял, что эта ниша вакантна, я сам решил этим заняться. Сначала задача заработать не ставилась. Но когда появились первые успехи, стало понятно, что это может стать бизнесом. Хотя и сейчас я твердо убежден, что в основе бизнеса должна лежать позитивная идея».

Идея открыть свое дело пришла к Роману, когда у него уже была постоянная работа. В 2006 году будущий известный организатор концертов зарубежных групп работал супервайзером в сети «Наш магазин» и даже окончил в отделе кадров курсы на должность замдиректора магазина. Но отказался от наметившегося карьерного роста, чтобы сосредоточиться на собственном бизнесе.

Металлическое разнообразие

На первом этапе Роман Семенов столкнулся с трудностями налаживания базы контактов. В первые годы работы ему не у кого было спросить совета. Выбранный сегмент артистов другими организаторами востребован не был, а те промоутеры, которые все-таки привозили в Омск металлические группы, устраивали выступления в Домах культуры, где атмосфера не соответствовала мероприятию. Для многих зарубежных артистов выступления в сидячем зале немыслимы по определению. Индустрию нужно было создавать практически с нуля.

Особенно тяжело было в 2009-м, когда ударил кризис и люди стали очень плохо ходить на концерты. Но именно в этом году и началась работа по развитию бизнеса — от молодежных альтернативных групп до медийных артистов, таких как «Каста» и Вячеслав Бутусов.

«Даже когда мы выросли до больших проектов и готовили концерт Limp Bizkit, — говорит Риоман, — нам было тяжело из-за того, что в Омске мы были первыми организаторами выступления артистов такого уровня. Можно, конечно, вспомнить и о концерте Scorpions. Но, что там ни говори, а Scorpions — группа вчерашнего дня, позиционирование и публика у них совсем другие. Можно было, конечно, ориентироваться на опыт более продвинутых Екатеринбурга или Новосибирска, но в этих городах сборы от концертов и бюджеты мероприятий с нашими несопоставимы. Поэтому мы действовали по собственному расчету. Зато приобрели опыт, и уже другой масштабный проект — концерт группы Placebo в СКК им. Виктора Блинова — организовывать нам было значительно проще».

С самого начала Роман Семенов выбрал стратегию постепенного развития, поэтому первоначальный капитал привлекать не пришлось. В бизнес вкладывались деньги, заработанные на организации вечеринок. Когда средств стало хватать, появились и первые приглашенные группы из других городов.

Для проведения больших мероприятий время от времени приходилось брать кредиты. Но, по словам Семенова, кредитоваться — это нормально для любого бизнеса. С той лишь оговоркой, что в шоу-бизнесе всегда выше риски — может возникнуть очень много форс-мажоров. И чтобы кредит себя оправдал, проект нужно просчитывать детально.

«Бывают совсем непредсказуемые моменты, — говорит Роман. — Например, ряд западных исполнителей этой весной отказались от концертов в России. Они не видят разницы между Россией и Украиной, для них и Донецк, и Омск — это все Россия. Менеджмент исполнителей расценивает концерты в такой обстановке как риск и беспокоится о безопасности артистов. А кто-то из артистов имеет свои политические убеждения, это тоже стало причиной трудностей. А введение санкций повлияло на рост курса валют, что привело к непредвиденному росту издержек. Отразилось это и на публике — при любой нестабильности люди начинают осторожно тратить деньги. И многие организаторы в стране закончили сезон в минусе».

Средний годовой оборот промоутерской фирмы в регионе Роман оценивает в 15 млн рублей. В то же время оборот одного концерта группы уровня Limp Bizkit или Placebo может составлять сумму примерно такого же порядка. Но подобные проекты в Омске организуются нечасто. Есть в регионе и организаторы с оборотами в десятки миллионов. Но в этом бизнесе большой оборот не говорит о высокой доле прибыли — слишком много средств уходит на техническую организацию мероприятий, рекламу и гонорары артистов. А поскольку основой отношений здесь все-таки является предоплата, то большие суммы всегда вкладываются еще до продажи билетов. Все риски тоже падают на долю промоутера, поэтому большую часть денег зарабатывают артисты. Так что неокупаемость мероприятий в этой сфере не редкость.

Ротару дороже «Зверей»

Роман рассказывает, что на столь неустойчивом рынке особое значение имеют даже не финансовые возможности организаторов, а их репутация.
«Репутация — 90% нашего ресурса в бизнесе, — говорит организатор концертов. — Твое имя знают партнеры, группы, агенты и артисты. И если ты порядочный человек, с тобой хотят работать. Часто бывает так, что артист выбирает не самый большой гонорар, а поездку к проверенным организаторам».

Рынок шоу-бизнеса охватывает весь мир, и приходится договариваться с людьми из разных городов и регионов. По словам Семенова, в среде промоутеров часто появляются современные Остапы Бендеры, которые хотят сорвать джек-пот на организации концерта всеми забытого исполнителя, по которому соскучилась публика. Но чаще получается, что этим ожиданиям не удается сбыться — люди прогорают и срывают все договоренности с партнерами и артистами.

«Мы стараемся учитывать предпочтения публики. Опытный организатор всегда может определить, какой артист наиболее актуален в данный момент. В творческом цикле артиста предсказуемы и взлеты, и падения. Например, если у исполнителя выходит новый альбом, то очевиден всплеск интереса к его персоне. Можно анализировать также результаты последнего концерта — сколько собрано денег, сколько стоил билет, успела ли аудитория соскучиться», — поделился профессиональными секретами Семенов.

Немаловажными факторами будущего успеха могут стать и уровень артиста, и платежеспособность его аудитории. Если концерт Софии Ротару стоит несколько миллионов рублей, то в пересчете на количество мест в зале билет на ее концерт может стоить от 2 до 6 тыс. рублей. Для социально-возрастного сегмента этой певицы — это приемлемая цена. А вот молодая аудитория группы «Звери» такие расходы не потянет. Это прекрасно понимает и руководство артиста, поэтому гонорар «Зверей», конечно, в несколько раз ниже.

По словам Семенова, на клубные концерты российских звезд для молодежи приемлемая средняя цена билета в Омске — 1200 рублей. Правда эта цена постоянно растет вместе с популярностью артистов и их требованиями. В скором будущем средняя цена достигнет полутора тысяч. Для зарубежных артистов средняя цена билета — 2 тыс. рублей.

«Платежеспособность омской публики, конечно, ниже, чем в Новосибирске и Екатеринбурге. Поэтому не всегда удается договориться с артистами. И есть определенная разница между отечественными и западными исполнителями: первые сразу называют свою цену, а вторые спрашивают, сколько мы можем им предложить. И это правильно, ведь на каждом этапе жизненного цикла проекта цена билета не может быть фиксированной».

Стадионный потолок

Ежемесячно Роман организует 4-5 концертов. Если исключить летний сезон, то получается примерно 50 концертов в год. Однако речь идет о разных форматах выступлений. В статистику попали и камерные мероприятия в ресторане «У Пушкина», где в зале может поместиться примерно 300 человек. Но зато сюда приглашают артистов для элитарной аудитории. Больших стадионных концертов в прошлом сезоне было организовано всего два — выступления уже упоминавшейся группы Limp Bizkit и Placebo.

«Для Омска два стадионных концерта в году — это потолок, — поясняет Семенов. — Поэтому этой осенью мы ничего большого организовывать не будем. Более того, мы идем по пути сокращения концертов. Рынок перенасыщен местными игроками, и многие иногородние организаторы начинают достаточно активно работать в Омске. Эта сверхконкуренция приводит к ситуации выжженной земли. Берут всех мало-мальски известных исполнителей и возят их очень часто. Из-за этого артисты перестают собирать залы, и при этом падают сборы в смежных сегментах».

Проявляется и опосредованная конкуренция. Бывает, что один продюсер привозит в Омск артиста из своего сегмента, но забирает аудиторию другого организатора. Роман рассказывает, что чем дольше он работает на рынке, тем больше удивляется разнообразию музыкальных вкусов аудитории.

Главных конкурентов Роман Семенов насчитал 6-7. Точнее сказать сложно, потому что у всех разная стратегия. Кто-то возит артистов часто и перенасыщает рынок, а кто-то, наоборот, организует в Омске один концерт в год, и его трудно назвать постоянным участником рынка.

«Из крупных игроков в первую очередь назову организацию Станислава Заборовского, которая работает на рынке уже 17 лет, — говорит Роман. — Эта компания стабильно привозит в Омск Григория Лепса, шоу «Уральских пельменей», «Машину времени». Серьезных исполнителей привозят Тимофей Назаров, Алексей Ежов и Василий Груя. Илья Макаров также работает над множеством эстрадных проектов».

Экспансия в Новосибирск

Серьезной составляющей успеха рок-концерта является реклама. Билеты на концерты таких групп, как Lacrimosa — товар очень нишевый, и его нужно продвигать по специфическим каналам. Например, развешивать объявления в магазинах рок-атрибутики и в районах, где тусуется много молодежи, рядом с вузами, использовать интернет, в частности соц-сети.

О планах на будущее Роман рассуждает осторожно. Он утверждает, что на таком рискованном рынке нужно всегда задумываться об открытии страховочного бизнеса в других сферах деятельности.

«Рынок нестабилен. И даже если у тебя есть проверенные артисты, то надеяться на них трудно. Они сегодня есть, а завтра могут завершить свою карьеру, как «Ляпис Трубецкой», — подчеркивает арт-директор продюсерского центра.

Характеризуя ситуацию на рынке, Роман утверждает, что Омск уже достиг потолка по уровню приглашенных артистов:

«Limp Bizkit — это предельный уровень исполнителей для нашего города. Проекты такого уровня очень рискованны, но реальны. Артистов более высокого уровня не вижу смысла рассматривать. Например, концерты группы Depeche Mode с затратником в районе 50 млн рублей возможны только при наличии серьезных заинтересованных спонсоров.

По горизонтали мы тоже хорошо понимаем свои сегменты: субкультурные артисты и определенные музыканты «широкого потребления». Единственный выход для расширения бизнеса — выход на рынки других городов, особенно более платежеспособных Новосибирска и Екатеринбурга».

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №30 (034) 12 августа

Добавить комментарий
Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.