Деловой Омск

Деловой Омск

10 февраля 2014 06.04Статьи

Агрессивная среда

Четыре часа утра. На улице Масленникова догорает никем не охраняемая служебная «девятка» — автомобиль владельца частного охранного предприятия. Машина успела превратиться в угли еще до приезда пожарных. Это один из эпизодов того, как происходил передел рынка охранного бизнеса в Омске 6 лет назад. Владелец и президент НП ассоциации «Свои» Игорь Горев в беседе с «ДО» вспоминает, как развивал свое дело.

Агрессивная среда

 В охранном бизнесе Горев с 93-го года. К тому времени выпускник омского политеха уже успел уволиться из силовых структур. Коллеги, оказавшиеся в аналогичном положении, предложили совместно открыть охранное агентство. Существенных вложений это не потребовало. «Покопошусь пока здесь»,  — принял решение Горев.

Период до 2001 года предприниматель описывает как самый благоприятный. На рынке всего несколько крупных компаний, места для работы хватает всем. Не возникает проблем и с кадрами. По словам Горева, в 90-е было важно, чтобы охранники могли «разрулить» ситуацию. Замами работали лица, имеющие судимость, те, кто прежде занимался рэкетом. Зато была стабильная зарплата, в то время как заводчане ее месяцами не получали.

«Время было такое. Со мной могли рассчитаться бартером, и приходилось где-то цемент фасовать, менять на кирпич, его в свою очередь менять на водку или проездные билеты. В общем намешано было всего, но по факту зарплату платили в срок и если не деньгами, то ликвидным товаром».

Имея всего несколько клиентов, ЧОП существовало относительно спокойно. Однако в 2001 Горев поставил перед собой амбициозную задачу вырваться в лидеры.

После этого решения многое изменилось.

Для начала бизнесмен поменял имидж своей компании. Из «OmBee» ЧОП было переименовано в «ОСО», чтобы вызывать положительные ассоциации у клиентов. ОСО — отряд специализированной охраны, почти как ОВО (отдел вневедомственной охраны — подразделение МВД). Ассоциативные связи с правоохранителями вызывала и эмблема — щит. «Больше никаких связей с бандитами, время изменилось», — поясняет бизнесмен. В штат по большей части набираются бывшие силовики. Теперь их 80% сотрудников и 95% руководящего состава.

Рука на пульте

В начале двухтысячных упростилась процедура получения лицензии на ведение охранного бизнеса. Это приводит к росту конкуренции. «ОСО» планомерно набирает объекты.

«Насколько помню, самой крупной компанией тогда был «Правоохранительный центр», они имели в штате 500 человек. У нас же было не больше 50».

В течение двух лет Горев активно работает на увеличение клиентской базы, сам ездит на встречи и подписание договоров. К 2004 году предприниматель достиг определенного успеха — количество объектов выросло с 10 до 300, штат увеличился до 500 человек, в 10 раз вырос оборот компании.

«Моя жена как-то сказала мне: «У тебя было три объекта под охраной. Ты лежал на диване, чувствовал себя хорошо. Себе ни в чем не отказывали. Сейчас у тебя триста объектов. Тебя дома нет. Какой в этом смысл?». Но я сам такую позицию выбрал».

В 2005 ЧОПы осваивают новое направление бизнеса — пультовая система. Это распространенная ныне кнопка вызова охраны, а также датчики движения на охраняемых объектах. Преимуществом этого направления было снижение расходов на содержание штата сотрудников. Вместо 500, достаточно было иметь несколько бригад общим количеством до 50 человек. К 2007 году все крупные ЧОПы (порядка 12 компаний) имели собственные пульты.

«Когда выходил на рынок в 90-е, я подсчитал, что по городу надо иметь 7-10 групп реагирования. Каждая группа обходится примерно в 100 тысяч. То есть в целом прямые ежемесячные расходы — 700 тысяч рублей. Тогда средний ценник по городу был в районе 5 тысяч рублей за объект. Получается, что нужно минимум 100 объектов, чтобы работать в ноль. В 2005-м на собственные накопления приобрел пульт (порядка 1,5 млн рублей). Мы увеличили количество с 5 до 20 объектов в месяц. Я предполагал, что за год смогу преодолеть точку безубыточности. Но к 2007 году цена за объект опустилась до 3,5 тысяч».

Битва конкурентов

Рынок оказался переполнен. Владельцы 12 крупнейших компаний в тайне от антимонопольной службы предприняли попытку договориться о едином тарифе. В конце 2007 года было заключено джентльменское соглашение не опускать цену ниже 3,5 тысяч с объекта. Однако рыночные отношения оказались сильнее мужских обе-щаний, и к 2008 году компании откровенно воевали друг с другом за клиентов.

«Было так: из 12 руководителей на встречу пришли 11. И все шишки достались тому, кто не пришел. Вот он скотина, вот он негодяй и так далее. В следующий раз не пришел другой и досталось ему. Такой цирк не для меня. Вот ешь ты два бутерброда с икрой, ну три. Но восемь ты же в себя не запихаешь! Ради чего вести себя недостойно? Я сказал это им в лицо и больше не приходил. Потому даже не удивился, когда на следующем собрании меня назвали скотиной, негодяем и обвинили во всех грехах».

Игорь Горев сегодня с улыбкой описывает эпизоды тех войн. Чтобы вытеснить конкурентов с объекта, руководители ЧОПов считали незазорным пойти на хитрость, к примеру, нарядить человека откровенно скверной наружности в футболку охранника. Пьяный псевдостраж дебоширил на участке, компрометируя своим поведением своего якобы работодателя, наносил клиенту материальный ущерб. После чего клиент, конечно же, отказывался от услуг такого предприятия.

Или другой пример: к пользователю услугой подсылался подставной агент продаж, который от имени конкурента предлагал охрану по невероятно низкой цене. «Клиенты мне звонят, заявляют, что согласны работать с нами по той цене, которую назвал им агент. Я пытаюсь объяснить, что таких менеджеров у меня нет, что такого предложения я сделать не мог, но во-первых, уже запущен слух, что я демпингую, во-вторых, подорвано доверие клиентов».

Применялись и более серьезные приемы. Бизнесмен рассказывает, как в прокуратуру стали поступать заявления, подписанные директорами конкурирующих ЧОПов, требующими проверить то налоговую отчетность «ОСО», то их лицензию. Клиентам вбрасывался слух, что Горев — банкрот.

«Как-то дошло даже до возбуждения уголовного дела за экономические преступления. 31 мая, когда напечатаны счета и графики зарплаты, в офис нагрянули оперативники, понятые... В постановлении написано, что есть нарушения по выплатам НДС. Но мы не являемся плательщиками НДС. Съездили, привезли новое постановление о выемке документов на общих основаниях. Работали очень непрофессионально».

Конфликт завершился сгоревшим автомобилем владельца «Своих». По этому эпизоду Игорь Горев обратился в прокуратуру, обвинив в поджоге директора конкурирующего ЧОПа. «После этого мы созвонились и заключили перемирие».

Федералам Омск не нужен

Сейчас в Омске зарегистрировано 120 частных охранных предприятий. Около 15 из них используют пультовую систему, остальные охраняют по старинке.
«Услуга специфическая. Клиенты, как правило, не меняют охранное агентство. Если все устраивает, то проще продлять договор, чем соглашаться на предложения конкурентов. Это большой плюс и одновременно огромная угроза для бизнеса. К примеру, если Москва выкупила омскую компанию, охраняемую нами, то с собой приводят и охранников. Для нас такой объект потерян. А если это была, к примеру, сеть супермаркетов? Тогда сразу 5-10 объектов потеряны. И может оказаться так, что сегодня у тебя пять объектов и ты счастлив. А завтра ни одного объекта — и ты банкрот. Изменения происходят в один день».

Небольшие ЧОПы наиболее подвержены риску. Теряя 7 из 10 клиентов, они не могут существовать самостоятельно и вынуждены продаваться крупным компаниям. Последнее время разоряющиеся компании становятся добычей федеральных гигантов. Хотя Игорь Горев в свою очередь уверяет, что здесь нет основания говорить о тенденции.

«Омск им неинтересен из-за низких цен. В городе более 6 000 предприятий и 5 000 из них уже охраняются. Ладно, если бы цены держались, как в других регионах, по 6-8 тысяч с предприятия, так у нас средний тариф — всего 1,5 тысячи. Падать некуда, цену ронять некуда, и федералам здесь нечего ловить».

Новые правила

Последним маркетинговым решением в борьбе омских ЧОПов за клиентов стало предоставление охранного оборудования в бесплатное пользование.

«Это при том, что цена на услуги на протяжении пяти лет падает. В каком еще сегменте такое возможно? Единственный способ выжить — полностью переходить на пультовую систему. Техника не подводит. Наш главный конкурент — сторож. У него зарплата в черную, он может быть устроен по совместительству кем угодно. Так же цены на рынке подрывают серые компании, работающие без официального оформления и налоговых выплат. Много объектов они себе не берут, но цену опускают».

Еще одной проблемой рынка охранных услуг стала нехватка кадров. Зарплата охранника в среднем 8-12 тысяч рублей в месяц. В соседних регионах зарплаты выше, и крепкие ребята уезжают на вахты. «Тенденцию может отследить любой наблюдательный человек. Раньше в группах ездили ребята крупные, крепкие, готовые и в морду получить, когда понадобится. Затем стали приходить все больше щуплые. Сегодня любого добровольца с руками и ногами заберут. Недобор страшный».

Как пояснил владелец «Своих», агрессивное противостояние ЧОПов сегодня несколько сглажено. Рынок по-прежнему разделен между крупнейшими игроками, хотя давние оппоненты порой подкладывают друг другу экономическую свинью.

«Просто так тендер не выиграть. Даже если ты его выигрываешь, тебе цену опустят так, что осуществлять контракт будет нерентабельно. В пример приведу аукцион на охрану одного государственного объекта. К участию заявились три компании. Сперва соревнуются компании А и Б, компания В в торгах фактически не участвует. Как только Б доходит до определенного минимума и останавливается, в игру вступает В. Этот участник бьется до последнего — какую сумму не указал бы А, В сделает следующий шаг. В конце концов, А прекращает участие, и В формально выигрывает конкурс. Но спустя неделю компании А сообщают, что в заявке компании В неверно были оформлены документы и фактическим победителем выходит А. Но цена-то уже нерентабельна», — сетует бизнесмен.

«Что ж, — подводит итог Горев, — новое время — новые правила».

По крайней мере машины конкурентов уже не сжигают.

Справка

По данным Картотеки.ru, в Омске зарегистрировано ООО «ЧОП «Свои» и ООО «ОП Свои» с уставным капиталом 250 тысяч и
10 тысяч рублей. Единоличным собственником обеих организаций является Игорь Горев.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №03 (007) 28 января

Добавить комментарий
Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Областное правительство недавно отпраздновало 13 лет. Все мы любим критиковать власть, давать ей советы, как нужно работать. А давайте проверим, присущи ли вам качества среднестатистического чиновника.

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Десять омичей на десяти разных интернет-платформах.

Новогоднее послевкусие: что делать с елкойИнфографика

Новогоднее послевкусие: что делать с елкой

Инструкция по экологичному использованию новогодней красавицы, освободившейся от мишуры.

Восстать за 24 часа: как подготовиться к понедельнику после праздников

Восстать за 24 часа: как подготовиться к понедельнику после праздников

Советы косметолога, спортсмена, психотерапевта и специалиста по здоровому питанию.

Рождественские предсказания от губернатора Омской области

Рождественские предсказания от губернатора Омской области

Не знаете, как поступить? Хотите заглянуть в будущее? Желаете узнать, как сложится год Петуха? Виктор Назаров знает правильные ответы. 

Креативный класс: Топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2016

Креативный класс: Топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2016

«Класс» выбрал самые яркие ивенты и заведения, за которые рублем, временем и «лайком» голосовали хипстеры в ушедшем году. 10 номинаций, 10 победителей и наши аплодисменты.