Деловой Омск

Деловой Омск

10 февраля 2014 06.43Статьи

Реклама по правилам и без

С отставкой регулятора рынка наружной рекламы Любови Бриневой его участники ожидают существенных перемен. Игроки, с одной стороны, надеются, что правила на рынке наконец станут цивилизованными и прозрачными, с другой, — опасаются необдуманных решений властей и повышения цен на аренду земельных участков.

Реклама по правилам и без

 В начале января стало известно, что своего поста лишилась начальник управления дизайна городской среды и рекламы департамента имущественных отношений мэрии Любовь Бринева. Ее сменила Елена Карпова, которая долгое время занималась аналогичными вопросами в ныне расформированном главном управлении по земельным ресурсам. Объясняя отставку Бриневой, градоначальник Вячеслав Двораковский заявил, что за время ее работы рекламный рынок не претерпел никаких изменений. «Мы как были похожи на Шанхай, так и остаемся, хотя задача была поставлена другая», — прокомментировал ее уход Двораковский.

Сегодня на рынке Омска три крупных игрока, еще три компании имеют не более 5% доли рынка каждая. Всего же организаций, владеющих собственными рекламными конструкциями, около сотни.

Говоря о схожести с китайским мегаполисом, мэр, очевидно, имел в виду отсутствие порядка в системе размещения наружной рекламы. На сегодняшний день муниципалитет периодически проводит торги, в результате которых омские рекламщики, занимающиеся установкой щитов и других конструкций, получают в аренду земельные участки. При этом четких правил, по которым разрешено размещать рекламу на улицах города, все еще не существует.

В ожидании правил

Из-за этого игроки местного рынка находятся в напряжении. Предугадать, когда тот или иной щит будет демонтирован по решению надзорных органов, практически невозможно. Часто в установке вывесок или щитов отказывают, объясняя это тем, что реклама портит архитектурный облик города. В других городах вопросами регулирования рекламного рынка занимаются давно. Омские бизнесмены считают, что местные власти вполне могут перенять опыт своих коллег. Скажем, в борьбе с пестрыми вывесками, которые и создают основной «рекламный шум», можно опираться на принцип, который сложился в столице:

— Москва запустила пилотный проект по вывескам. Там чиновники разработали для разных типов зданий некие шаблоны — если предприниматель попадает под них, то получение разрешения на установку вывески носит для него, скорее, заявительный характер, — считает гендиректор РА «Компаньон» Егор Сусликов.

Такая система, по мнению господина Сусликова, позволит исключить коррупцию и незаконные вывески, которые появляются, если владелец, скажем, магазина не может согласовать тот или иной вариант. Москва провела эксперимент в прошлом году, запустив проект по фасадной рекламе на 13 улицах, и буквально через 3-4 месяца признала его успешным и решила тиражировать по всей столице.

В Омске также планируется принять несколько важных документов, регулирующих правила рынка наружной рекламы. В начале года должна была появиться специальная схема, по которой будет размещаться вся омская наружка. Однако ее до сих пор нет. Представители этого бизнеса рассказывают, что сейчас практически завершена схема по двум городским улицам, возможно, она увидит свет уже в конце февраля. Принять документ планируют не раньше окончания первого полугодия 2014 года.

Параллельно с этим готовится проект правил, которые помогут урегулировать рынок. В работе над ним участвуют рекламные агентства, торгово-промышленная палата, союз предпринимателей и другие общественные организации. Когда он будет принят, пока тоже никто не может четко сказать.

Единственное изменение, которое в нашем городе уже произошло, касается сроков, на которые бизнесмены могут заключать договоры с мэрией. Теперь статические конструкции (в основном это самые популярные щиты 3?6) могут быть установлены на пятилетний срок, а динамические (это призматроны и видеоэкраны) — на десятилетний.

Будет ли «чистка»?

Важность принятия правил понимают сегодня и предприниматели, и чиновники. Однако, по мнению первых, власть может пойти и на радикальные меры, как в свое время поступил мэр Москвы Собянин, — сократить, а то и вовсе убрать наружку из центра города. Возможно, «чистка» затронет и спальные районы — количество конструкций в городе могут сократить на треть. В первую очередь это, естественно, коснется крупных форматов. Об этом еще в июле прошлого года говорила вице-мэр Елена Бреер:

— Естественно, центральные части Омска, прежде всего, исторические, мы хотим максимально зачистить, — обещала тогда чиновница, — цели по переделыванию рекламы мы не преследуем. Единственная цель — упорядочение.

Сама идея «зачистки» города участников рынка не пугает. Гораздо больше их смущает неясность. Больше всего предприниматели желают понять, каким критериям должны соответствовать носители, которые останутся в городе. В случае чего они даже готовы заменить старые конструкции.

— Если мы договорились, например, что в городе крупный формат должен быть убран, то хочется четко понимать, что имеется в виду, — комментирует гендиректор компании «СТА» Дмитрий Есипенко. — Щит 3?6 занимает 18 квадратных метров, а вот видеоэкран больше по формату — около 24 «квадратов». Если выяснится, что оба этих формата нельзя, то мы перейдем к так называемым сити-бордам. Это формат 2,7? 3,7. Тогда и город для себя поступления в бюджет сохранит (мы будем платить за те же пять «квадратов»), и рекламодатели ничего не потеряют, может, будут немного меньше платить.

Свою готовность перейти на новые носители, среди которых будет, к примеру, уличная мебель, высказывает и генеральный директор новосибирской компании «Дизайн-Мастер» (работает в 13 городах России) Валентин Тихонюк.

Дороже некуда

Помимо проблем с неопределенными правилами игры, а, вернее, их отсутствием, тревожат омских рекламщиков и финансовые вопросы. В 2012 году мэрия резко — почти на 30% — подняла арендную плату на землю под конструкциями. Необходимость этого скачка объяснили тем, что прежние цены держались на одном уровне около пяти лет. В ответ агентствам пришлось повышать цену на размещение, что привело к потере клиентов.

— Тогда мы лишились нескольких конструкций, часть щитов просто демонтировали, а часть удалось продать компании «Титан», которая тогда собиралась ставить рекламу в области, — рассказывает один из участников рынка.

По словам его коллег, омский рекламодатель обладает предельно скромными ресурсами, поэтому определенная часть городских площадей всегда остается пустующей. В среднем максимальная заполненность щитов, на которую могут рассчитывать рекламные агенства, — 70%. Лишь перед выборами появляется редкий шанс закрыть почти все носители в городе.

Сегодня над рынком наружной рекламы снова нависла угроза повышения цен. Причем муниципалитет, судя по всему, планирует сделать этот скачок достаточно резким. Не исключено, что цены опять поднимутся примерно на 30%. Это обернется для рынка практически катастрофой, так как поднимать цены на размещение рекламы, по мнению предпринимателей, не представляется возможным. Некоторые федеральные компании, установившие щиты в Омске, уже сейчас ратуют за снижение цен: получать от клиентов хоть какие-то копейки лучше, чем впустую платить арендную плату.

При этом омская наружная реклама и так признана одной из самых недорогих в стране. По данным «ЭСПАР-Аналитик», еще год назад Омск занимал 10 место из 15-ти по доходам от наружки. 4820 поверхностей площадью в 81227 «квадратов» принесли доход примерно в 515 млн руб. Один квадратный метр омской рекламы приносит в год примерно 6,3 тыс. руб. В занявшей первое место Москве этот показатель в несколько раз выше. Там один квадрат стоит около 23 тыс. рублей.

Если аренда для рекламных щитов все-таки возрастет, то город может захлестнуть волна нерегулируемой рекламы на обычных листах А4.

— Уже сейчас на заборах и остановках висят не только частные объявления, там появляются салоны связи, финансовые организации и т.д.. С повышением цен на наружку листовок станет больше, и город вообще не будет получать с этого денег, — рассуждают владельцы конструкций.

В пример городские власти любят приводить Новосибирск, где цены на аренду земельных участков гораздо выше. Однако там действует несколько иная система взаимодействия рекламных агентств и местных властей. Для новосибирских агентств действует специальный коэффициент, который уменьшает арендную плату в разы. В зависимости от количества занимаемых площадей у местных бизнесменов есть шанс заплатить в казну сумму в десять раз меньше установленной.

В вопросе пополнения городской казны показания мэрии и бизнесменов также расходятся.

По оценке Егора Сусликова, в год наружка приносит более 120 млн рублей в городской бюджет в виде налогов, аренды. В середине 2013 года, подводя итоги, власти заявили, что за шесть месяцев рекламщики принесли в бюджет около 20 миллионов. Сами предприниматели насчитали тогда около 80 миллионов в год только за арендную плату, к которой следует прибавить ЕНВД и доходы бюджета от проведения аукционов. Бизнесмен Валентин Тихонюк также заявляет, что отчисления омичей превышают средний уровень по стране.

По мнению экспертов, разрыв в цифрах объясняется тем, что некоторые участники рынка работают нелегально. Поэтому скорейшая регламентация в этой сфере пойдет на пользу и предпринимателям, и бюджету.

Комментарии

Дело в законе, а не в фамилии чиновника

Егор Сусликов, гендиректор РА «Компаньон»:

/Фото: bk55.ru/

suslikov


— Будущее рынка наружной рекламы зависит не от ухода или прихода кого-то из чиновников, а от закона. Когда новые схемы будут утверждены, станет понятно, что и как будет выглядеть в дальнейшем. Я надеюсь, что Омск не будет отличаться от основных городов России, в которых уже прошли изменения. Наружная
реклама — это не только щиты 3х6. Они только часть ландшафта. В основном нарекания касаются рекламы на фасадах здания. Город как попало завешан большими, пестрыми полотнами. И когда мэр сказал о лоскутном одеяле, он имел в виду именно такую рекламу. Ее размещение также нужно урегулировать.

Мнение общества остается за бортом

Юрий Шатилов, председатель «Омского медиасообщества»:

shatilov

— Ключевая проблема в том, что обсуждение ситуации с наружной рекламой проходит в стороне от общества. Понятно, что в рабочей группе участвуют чиновники и сами «наружники». Но почему не зовут представителей общественных организаций или экспертов, которые смогут посмотреть на ситуацию с другой стороны?
Пока ничего хорошего от этой работы не видно: город завешан галиматьей, малограмотной и зачастую плохо работающей, но чиновники не могут предложить альтернативы. Никто не проводит серьезного изучения этого вопроса, несмотря на наличие профессиональной кафедры в политехе и ОмГУ. Я ни одного внятного документа не читал за все годы развития этого сегмента в Омске. Профессиональные объединения представляют позицию только самых крупных компаний, но наружной рекламой в Омске занимаются более ста фирм. За них кто скажет? Первое, что надо было бы сделать власти — это создать площадку для серьезного обсуждения этой темы. Например, к экологам власть уже начала прислушиваться. А что, наружная реклама не влияет на общество?

Главное — прозрачность

Валентин Тихонюк, генеральный директор компании «Дизайн-Мастер»:

tihonuk

— Основная проблема современного омского рынка наружной рекламы — отсутствие понятной и прозрачной политики (концепции) развития рынка. Остутствие целей. Нет четких правил, определяющих формы и направление развития «наружки». Отсутствуют гарантии для привлечения инвестиций в рынок и развития новых инновационных продуктов и технологий.

Сейчас рынку нужна реорганизация рекламного пространства, направленная на структурированность и повышение социальной ответственности рынка. Необходимо значительное снижение «рекламного шума». Должны появиться концепция развития рынка «наружки», правила размещения рекламного оборудования, удовлетворяюще основным принципам формирования городской среды и позволяющие развивать целую отрасль. Нужна твердая воля, подкрепленная законодательными актами органов местного самоуправления, в рамках федерального закона о рекламе, позволяющая достичь гармоничного развития рынка наружной рекламы в интересах города, горожан и бизнеса. Надеюсь, что изменения, происходящие сейчас в городской администрации, поспособствуют упорядочению и интенсивному развитию «наружки» во всех ее видах.

Олеся Мельник

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №04 (008) 4 февраля

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.