Новый Омск
10 августа 2016 23.19
Не так хороши, как их малюют: что не так с новыми омскими граффити?
Корреспондент «Нового Омска» объясняет, почему не все работы в рамках «Стенограффии» получились удачными.
Фото: vk.com
Перед Днем города в Омске прошел фестиваль граффити «Стенограффия». Художники из разных городов расписали несколько омских зданий. Организаторы обещали, что граффити, нарисованные местными и иногородними художниками, впишутся в городскую среду, и уверяли, что тщательно выбирали для этого здания.
Судя по откликам в соцсетях, горожане восприняли уличную живопись позитивно, чего от омичей можно дождаться не часто. Однако ложку дегтя в эту идиллию добавить все-таки стоит. Не нужно быть профессиональным художником, чтобы увидеть, что с «вписыванием в городскую среду» у некоторых работ явные проблемы. А хвалить их лишь по принципу «наконец в сером скучном Омске сделали хоть что-то» как-то неправильно.
Испортить каким-либо рисунком подсобное помещение на территории больницы или старый коллектор, пожалуй, невозможно, поэтому на них граффити действительно смотрятся хорошо. А вот с многоэтажными зданиями в центре города совсем другая история. «Стенограффия» подарила нам рисунок на углу одного из корпусов «шебалинки» на улице 10 лет Октября и просто необъятную картину на торце жилого дома на Чокана Валиханова. Вот именно с ними и получилась беда: рисунки на них выглядят также уместно, как аниматор в костюме клоуна на похоронах.
Граффити на стене музыкального училища оправдывает ироничный и хорошо подходящий по смыслу сюжет, хотя нуждалось ли и без того красивое и строгое здание в каком-либо рисунке — большой вопрос. Если бы к юбилею города корпус училища просто отреставрировали, оно бы смотрелось не хуже.
Появление гибрида Бэтмена и Ильи Муромца на улице Валиханова для рядового омича вообще сложно объяснимо. Чтобы докопаться до причины его появления, нужно отыскать короткое интервью с автором рисунка. Согласитесь, сделают это единицы. Валиханов известен как фольклорист, но в основном он интересовался культурой казахов и киргизов, а богатырь, на первый взгляд, явно русский. Нет ничего навевающего древнерусские мотивы ни в самой советской пятиэтажке, принесшей свою стену в жертву современному искусству, ни в соседних зданиях, ни во всем «омском Арбате». Из-за диковинных фонтанов и стеклянных арок эта улица, напроти,в приобрела какой-то футуристический вид.
Потом выяснилось, что человек на коне вовсе не русский богатырь, как наверняка подумало 100% увидевших его омичей, а киргизский герой Манас. Догадается ли об этом не эксперт? Явно нет. А надеяться на то, что это побудит горожан окунуться в биографию Валиханова, наивно.
Несмотря на свой простенький экстерьер, маленькая советская пятиэтажка радует глаз интересными балконами, ее красиво отреставрировали, покрасили в удачный цвет, и она стала отличным спокойным фоном для буйства красок, которое начинается на ЧВ с наступлением темноты. Разрисованная стена настолько не сочетается с этим умиротворенным домом, что того и гляди ускачет на стилизованном коне в стилизованное поле. Киргизский супергерой так отчаянно вырывается из этой среды, что, скорее всего, рано или поздно на помощь ему придет киргизский Робин. Этот рисунок не украшает дом или улицу, он словно живет отдельной жизнью. Удержать богатыря в панельной темнице мог выбор более спокойных цветов (см. рисунок ниже. — Прим. ред.), но этого, увы, не произошло.
А между тем стрит-арт уже давно перестал быть чем-то хулиганским и граничащим с вандализмом, как было тогда, когда культура граффити только зарождалась. Сегодня это отличный инструмент для преображения среды. В любом современном городе он, конечно же, нужен. В мире можно найти массу примеров того, как один удачно подобранный рисунок дает новую жизнь зданию и целой улице.
Есть среди них работы и российских, и зарубежных художников. К примеру, славится своим стрит-артом Пермь, превратившаяся со временем в один большой уличный холст. Нельзя сказать, что весь пермский арт гениален, этот город настолько им перенасыщен, что многие жители стали всерьез тревожиться за архитектуру. Однако все удачные рисунки объединяет одно: их авторы очень тонко чувствуют специфику города, улицы и здания на котором рисуют. Они не просто создают картину на рандомной поверхности, а делают так, что изображение и среда дополняют друг друга. Вот несколько примеров:
Организаторы «Стенограффии» тоже заявляли о том, что будут преобразовывать городскую среду, но в некоторых случаях явно преобразовали ее не в лучшую сторону.
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 4819
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 19):
Поди, уж как-нибудь побольше Олеси Мельник в композиции, цветопередаче и так далее понимают. Вот повезут ли к нам фестиваль в следующем году после таких статеек? Вопрос