Александр Малькевич о том, как предвыборный «креатив» может уничтожить политическую партию

Колумнист Александр Малькевич в свежем тексте для «Нового Омска» объясняет своим оппонентам нюансы голосования и подсчета голосов американских избирателей и, конечно, не обделяет вниманием предвыборный креатив российских политиков.

Добрый день. После небольшого перерыва я снова с вами, представляю очередной иллюстрированный путеводитель по выборам 2016 года – байки, сценки, зарисовки.

И, конечно, немного заочной полемики с некоторыми активными читателями.

Так, мой прошлый материал возмутил некоторых блогеров, которые предположили, что в США все избиратели голосуют честно (и голоса в избиркомах тоже считают честно). Наверняка. Вот только мои друзья, живущие там уже несколько лет, видели совсем иную картину: нелегальные иммигранты голосуют по… водительским правам. И не по одному разу.

Ответ мой Александру Жирову и Ко будет состоять из нескольких частей:

1) Да, я прекрасно знаю, что в США выборы двухступенчатые. Это означает, что избранные населением штатов выборщики «оформляют» Президента. Вот прямо с 1787 года.

Изначально предлагавшаяся система прямого общенационального голосования не встретила поддержки у многих малых штатов: они опасались, что многолюдные штаты (такие как Нью-Йорк и Вирджиния) будут раз за разом проводить своих кандидатов в президенты США, что ущемит их интересы. Поэтому и была создана коллегия выборщиков. Подразумевалось, что уважаемые граждане, представлявшие свои штаты, способны принять взвешенное решение.

Число выборщиков от каждого штата равно числу его представителей в Конгрессе. Наибольшее количество выборщиков (55 человек) приходится на наиболее населенный штат – Калифорнию, наименьшее – Юта, Монтана, Аляска, Вермонт, Делавэр, Вайоминг и Северная Дакота (по три). В большинстве штатов голоса всех выборщиков автоматически получает тот кандидат, который в штате набирает простое большинство голосов избирателей.

Что же тут непонятного? Вот возьмет Хиллари Клинтон большинство в Калифорнии (пусть даже на один голос) – и все выборщики от Штата будут потом голосовать за нее. А вот как возьмет – так я уже писал об этом.

2) Специально списался со своими коллегами. Они еще раз подтвердили, что в Массачусетсе, Нью-Йорке и большинстве «демократических» штатов (т.е. тех, кто сильны позиции Демократической партии) регистрацией избирателей занимается RMV (отдел регистрации автотранспорта Дептранса). И происходит все именно так, как я рассказал: иммигранты легко получают водительские права, а потом так же легко голосуют. И в ряде штатов именно их голоса помогают определить финальный «цвет» выборщиков (как правило, «синий», за демократов).

Теперь я, как вы понимаете, завелся. Продолжу.

Именно в США, этом «оплоте демократии», с самого начала их существования начали придумывать различные ухищрения, чтобы выиграть выборы «не мытьем, так катанием». И практически все виды избирательных мошенничеств и фальсификаций, в которых сегодня обвиняют друг друга политики разных стран, давно были придуманы, применены и разоблачены американцами. Не говоря уже о богатом арсенале методов, которые до сих пор могут рассматриваться как вполне законные.

Например, перекраивание границ избирательных округов с целью получения выгодных для себя результатов выборов впервые произвел губернатор штата Массачусетс Элбридж Джерри – а было это в самом начале XIX века.

Будучи губернатором, Джерри хотел, чтобы его политические сторонники занимали большинство мест в Законодательном собрании Массачусетса. И – в 1812 году подписал указ о новой нарезке избирательных округов. Основная идея состояла в том, что общины округов, где демократы (а Джерри был выдвиженцем Демократическо-республиканской партии) одерживали победу, перевесили чашу весов. При этом ни один закон не был нарушен.

Другое дело, что внешний вид округов на карте приобрел вычурные формы. Так, один из них по форме напоминал саламандру и огибал по периметру практически весь штат. Губернатор так усердствовал, что его махинации заметили, и в прессе вышла разоблачительная статья с карикатурами и на Джерри, и на его «законодательные инициативы». Газетчики той поры придумали слово «Gerry`s Mander», которое с тех пор стало означать метод проведения границ избирательных округов с целью гарантировать победу политическим сторонникам.

С тех пор термин «джерримандеринг» стал общепринятым политическим термином.

И еще (хотя материала у меня хватит на 10 колонок об истории выборов в США; у меня вообще практически целый двухтомник написан про выборы, начиная с 1598 года) добавлю.

Кстати, про книгу – не преувеличение: она у меня реально написана, называется «Особенности национальных выборов. От Бориса Годунова до Дмитрия Медведева». Название такое несколько странное – только потому, что годом издания планировался 2008. Масштабный труд был сдан в ИД «Питер», но тут весьма некстати грянул кризис. Поэтому продолжаю пока писать «в стол», набираю третий том.

Так вот, в качестве своих «лирических отступлений» писал я там и про «западные штучки». Здесь же приведу пока один пример того, как на «цивилизованном Западе» проходили предвыборные кампании. Кто захочет подробнее ознакомиться, может пока почитать статью Владимира Абаринова «Флип-флоппер» в 12-м номере газеты «Совершенно секретно» за 2004 год.

Президентская кампания 1828 года вошла в анналы как самая грязная в истории США. В поединке сошлись Адамс-младший и генерал Эндрю Джексон. Первым делом Адамс (между прочим, 6-й президент США в 1825-1829 гг.) получил кличку «сутенер» за то, что, будучи американским послом в Санкт-Петербурге (в 1809-1814 гг.), он будто бы способствовал императору Александру I в соблазнении молодой американки.

Противники ответили Джексону публикацией, в которой утверждалось, что его мать была дешевой проституткой, привезенной в Америку в обозе английских войск. Жену Джексона Рэчел обвиняли в двоемужии (она сошлась с генералом до того, как был оформлен развод с ее первым мужем), а его самого – в военных преступлениях и безжалостных казнях дезертиров.

В ответ была оглашена информация о том, что Адамс превратил Белый дом в игорный, закупив за счет налогоплательщиков оборудование для азартных игр. Кстати, он действительно купил бильярдный стол и шахматы, но – на собственные средства. Обмен «любезностями» продолжался до бесконечности. Был момент, когда Джексон, отчаянный дуэлянт, был готов вызвать Адамса на поединок.

В итоге он легко выиграл выборы, но лишился горячо любимой жены: не выдержав диких оскорблений, не отличавшаяся крепким здоровьем Рэчел Джексон скончалась через несколько дней после выборов. Как и его отец, Джон Куинси Адамс не пожелал присутствовать на торжествах по случаю инаугурации своего врага и рано утром покинул Вашингтон. Народное ликование по поводу победы Джексона вылилось в бесчинства; толпа штурмовала Белый дом, как большевики Зимний, и едва не разнесла его по кирпичу: переломала мебель, обратила в черепки столовый фарфор, изгадила ковры. Отпраздновали, одним словом, торжество американской демократии…

Раз уж я начал писать скандальный текст, то остановиться не могу.

Явка на последних президентских выборах в США была 53,6%. Явка на последних выборах в Бельгии – 87,2%. Одна из причин такой высокой причастности граждан к политическому процессу – обязательное голосование. Эта норма действует в 26 странах. Например, в Австралии за неявку на выборы полагается штраф в $15 (явка на последних выборах там составила 80,5%).

Более того, исследования показывают, что в странах с обязательным голосованием большее количество граждан хорошо проинформированы о политическом процессе. То есть обязательное голосование приводит не только к повышению явки на выборах, но и к более равномерному распределению политического знания среди населения.

Вношу предложение (как раз для будущего состава Государственной Думы): надо обязать граждан ходить на выборы. С денежным штрафом для не явившихся в… ну, например, сумму, эквивалентную $15. В общем, тысяча рублей – как вариант.

Вот тогда у нас и со списками избирателей будет порядок, и с пополнением бюджета (треть точно не придёт), да и политическая активность вырастет на порядок.

И последнее – чтобы «закрыть» иностранную тему в моем исследовании. Телеканал HBO снял пародию на предвыборную гонку в США в стиле сериала «Игра престолов»; ролик опубликован на портале Youtube.

Но главное ждет вас на специальном сайте, где поклонникам «Игры престолов» предлагают проголосовать за четырех кандидатов, борющихся за Железный трон. Это Дейенерис Таргариен, Джон Сноу, Серсея Ланнистер и Петир Бейлиш. На сайте также приведена информация о каждом из кандидатов и их предвыборные лозунги. Таким образом HBO рекламирует выход шестого сезона «Игры престолов» на цифровых платформах.

На данный момент лидером предвыборной гонки является Бейлиш (34%), далее следует Сноу (33%), затем Дейенерис (32%). Серсея безнадежно отстает с результатом всего в 1%.

Теперь пришло время вернуться в родные пенаты и обозреть местный «креатив».

И здесь я обязан показать сразу два АПМ «Партии Роста». Меня опять проклянут блогеры, но в социальных сетях эту партию давно и упорно называют «ПРостаТит» – Партия Роста Титова. А то, что они выпускают, порой не нуждается ни в каких комментариях. Но их пишут возмущенные люди.

«Очередной «креатив» от Партии Роста», – написал в Facebook политолог Дмитрий Фетисов. – «Не только отталкивают от себя электорат, но и открыто оскорбляют людей пожилого возраста. Прогнозирую, что светит им максимум 0,5% на выборах».

Пользователи соцсетей предположили, что такой агитационный материал мог выйти только из штабов конкурентов. Однако «титовцы» опубликовали плакат в своем официальном аккаунте в ВКонтакте.

Также выяснилось, что пиарщики и дизайнеры Бориса Титова даже не затруднились сами разработать концепт этой предвыборной рекламы и просто позаимствовали рекламный плакат к голливудскому фильму братьев Коэнов «Старикам тут не место» с Томми Ли Джонсом, Хавьером Бардемом и Вуди Харрельсоном в главных ролях.

Интересно и то, что вслед за этим плакатом появился и второй, на мой взгляд, еще более оскорбительный по отношению к людям пожилого возраста.

 

 

Больно и некорректно писать такое, но самому лидеру партии Роста Борису Титову – 55 лет, а главе списка ПР по Москве Ирине Хакамаде – и вовсе 61 год. По поводу ее «молодости» в политике как-то едко пошутил Алексей Навальный: мол, в 1993-м он закончил школу, а в Госдуму выдвигалась Хакамада. Сейчас, когда ему 40, она все еще выдвигается в Госдуму.

Со слоганом «Старикам тут не место» и «Омолодим парламент». Без комментариев. Разве что смайлик можно поставить…

 

Впрочем, улыбку зачастую вызывает каждый второй плакат в избирательной кампании-2016. Или вопросы.

Вот, скажем, в Чите дизайн предвыборных плакатов кандидатов от партий ЛДПР, «Единой России» и ОНФ оказался идентичен. Местные жители задаются вопросом: «кто кого спонсирует»?

 

Поясняю: Наталья Жданова подала документы на регистрацию в качестве кандидата в губернаторы Забайкальского края, сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Николай Говорин и руководитель регионального отделения ЛДПР Василина Кулиева зарегистрированы кандидатами на выборы в Госдуму.

Остальное было делом техники; в смысле, работы одного дизайнера в одном и том же (видимо) рекламном агентстве. И правда: если плакат нравится, зачем «подгонять» его под кого-то? И так сойдет (здесь я тоже ставлю смайлик).

В избиркоме Забайкальского края заявили, что жестких ограничений для оформления агитационных материалов не существует. «Закон не содержит ограничений по оформлению баннеров. Единого стиля не предусмотрено, кандидаты могут сделать свои баннеры даже идентичными, это не запрещено», – пояснил юрист избиркома местному ИА «Забмедиа».

Кстати, про идентичные (и не только) баннеры.

Первый пример – просто песня: кандидат (внимание!) от КПРФ в Новгородскую областную Думу взял, да и поставил себе на плакат логотип ОНФ. С мотивировкой «почему я не могу пользоваться раскрученным брендом общественной организации?». Правда, издавать он его не стал, но в социальных сетях запустил довольно активно. С периодическими пометками, что он тоже поддерживает курс Президента страны.

Второй пример – из Красноярска. Здесь в Государственную Думу от партии «Родина» идет Александр Горностаев. С остроумным плакатом; посмотрите внимательно и попробуйте прочитать все вместе.

Кстати, пользователи соцсетей отмечают, что по этому Красноярскому одномандатному округу №54 вместе с Горностаевым также баллотируются кандидаты Волков и Зайцев. С нетерпением жду появления их агитационных материалов.

И третий пример – плакат руководителя пермского штаба партии «Родина» Константина Окунева. Еще в апреле он разместил на территории ряда районов Перми не менее 40 баннеров со знаменитым слоганом из фильма «Терминатор-2: Судный день».

Идея была интересной, но возвращения не получилось: буквально в эту пятницу избирком Пермского края «завернул» списки «Родины» на выборах как в краевой ЗакС, так и в городскую Думу.

Вообще кандидатов, которые по тем или иным причинам вынуждены были сойти с дистанции, в 2016 году оказалось до неприличия много. И о некоторых из них мне еще предстоит рассказать. Но, видимо, уже в следующий раз – и, как всегда, с картинками. Тем более, что поводов посмеяться над собой многие искатели любви избирателей дают предостаточно – и оставляют следы. Которые мне остается всего лишь беспристрастно фиксировать.

Так что до встречи через неделю!

Самое актуальное в рубрике: Избирательный блок

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

ккк
есть такая в омской журналистике традиция - Педю регулярно кормить известно чем
15 августа, 22:27 | Ответить