Класс

Класс

17 августа 2016 15.17Интервью

Альфия Мячина, педагог, ивент-менеджер: «Большинство проблем детей-первоклашек связаны со страхами их родителей»

Осенью в Омске снова стартует школа личностного роста «Вверх» для старшеклассников, цель которой — мягко подготовить подростка к взрослой жизни. Мы поговорили с ее руководителем Альфией Мячиной о том, как родителям сделать счастливым и первоклассника, и выпускника.

Альфия Мячина, педагог, ивент-менеджер: «Большинство проблем детей-первоклашек связаны со страхами их родителей»

Скоро начинается учебный год, старшеклассникам сложно сразу войти в ритм после долгих каникул. Чем родители могут в этом помочь? Стоит ли привлекать психолога и в каких случаях?

— Да, в нашей действительности, к сожалению, очень мало радости относительно 1 сентября. Почти все участники образовательного процесса скорее смиряются с наступлением осени, чем предвкушают ее. И так было всегда — процент любящих школу детей ничтожно мал. Однако, есть удивительный (на самом деле, нет) феномен — люди, становясь родителями, резко забывают свой собственный декаданс относительно начала учебного года. По их мнению, чадо должно любить учиться, хотеть ходить в школу и искренне наслаждаться этой золотой порой! На этой почве вполне резонно возникают конфликты, добавляя минусов школе.

Рекомендации просты — человеку должно быть интересно учиться, тогда ведь от книжки или задачи не оторваться! Здорово заниматься тем, чем любишь, что тебя «включает», как говорят психологи. Важен собственный выбор (и ответственность за него), а не принудиловка. В нашей системе образования сложновато все это соблюсти. Но можно!

Если в семье доверительные отношения, то родители вполне могут сами помочь ребенку определить для себя нужность школы — через большую (и по-настоящему свою!) цель, через более чуткое понимание своей природы, уважение к себе.

С обращением к психологу не так все просто — нет культуры у нас такой, а мифов много. Визит к подобному специалисту часто приравнивается к посещению психбольницы, соответственно, ничего хорошего не будет от этих насильственных мер. Лучше всего, конечно, каждому заняться собой — ребенку важно видеть родителей счастливыми и увлеченными. А взрослым — дружить со своими детьми.

«Вверх» — лагерь осенний, почему такое необычное время? Летом бесполезно вкладывать какие-то знания в головы школьникам?

— Очень даже полезно — знания они всегда вовремя! Изначально так сложились обстоятельства, мы не выбирали. Но нам в первом же выезде очень понравилось это время — осенние каникулы, первый снег, романтика начала зимы, а у нас так тепло и лампово, весело, душевно, разговоры о самом важном, вечером песни под гитару.  Последние шесть лет ноябрь для меня — очень светлое и теплое время в кругу прекрасных людей.

Что может дать подобный проект ребенку всего за неделю?

— Атмосферу. Доверие, забота, внимание — это все многие здесь получают впервые. Мы считаем такую атмосферу отдельным фактором личностного роста. Здесь безопасно открываться и показывать себя настоящего, говорить на сложные темы, быть своим среди своих.

Поразительно, но такой наш «воздух» появляется почти сразу, буквально с первого дня. Может быть, это заслуга команды «Вверх», которая плотно и душевно готовится перед выездом, может, чудесным образом подбираются такие дети, или сосновый бор, Иртыш. Здесь все равны, мы делимся своими мыслями, дети — своими. Ведь по большей части проблемы у нас всех одинаковые, хотя между нами разница в 10-15-20 лет.

Об атмосфере осенней школы говорят все — и взрослые, и школьники. Мы за ней и едем. В пространстве, где детей принимают, они раскрываются.

Для кого этот проект создан? Для выпускников? Должен ли он помочь выбрать профессию, определиться с курсами подготовки?

— Мы приглашаем старшеклассников — учеников с 8 по 11 класс. В школе «Вверх» нет как такового профориентационного направления. Ребята проходят тренинги и семинары по эффективному общению, лидерству, поведению в конфликте. Много говорим об отношениях, ответственности и целях в жизни.

Есть у нас классный формат — мастер-классы по выбору. Тренеры и вожатые делятся тем, что любят и умеют сами. Можно «примерить» какое-то хобби или специальность, увидеть горящие глаза профессионала, влюбленного в свою тему, и загореться тоже. Это может быть что угодно: пение, танцы, публичные выступления, рукоделие всех видов, кулинария, спорт, туризм, йога, медитация, кино, настольные игры, музицирование, фотография, КВН, массаж. Темы, которые мы поднимаем с ребятами, вечные: как стать счастливым, заниматься любимым делом, приносить пользу и постоянно развиваться во всех областях своей жизни.

В чем отличие проекта «Вверх» от обычного лагеря для школьников? Кто будет создавать программу в нем? Любой ли ребенок может стать его участником?

— На обычный лагерь «Вверх» похож только походами в столовую. Хотя, надо признаться, я не знакома с современными «обычными» лагерями, может уже все изменилось. Я была в таком пару раз в детстве, так как родителям давали путевки на работе: режим, столовка, дискотека после ужина и очень ждешь, когда приедет мама и обнимет — только такие воспоминания остались.

Программу тренингов готовят профессионалы, 15-20 человек в сезоне. Психологи, психотерапевты и бизнес-тренеры. Вечерние шоу на сцене, квесты, состязания делаем все вместе. Мы очень много играем, придумываем, смеемся и разговариваем во время подготовки смены. Сами находимся в этом тренинге, много переживаем, получаем опыт и отдачу, делимся, рефлексируем, делаем выводы, становимся командой, что-то осознаем.

Любой ребенок может к нам приехать. И в команду взрослых может попасть любой. Главное, чтобы человек хотел быть здесь, создавать и вкладываться, и нашел себя в проекте.

С подростками тяжело работать в психологическом плане?

— С подростками легко! Они безумно светлые и красивые. От общения с ними заряжаешься, радуешься, молодеешь. Состояние после школы «Вверх» — любовь есть, сил нет. Школа очень насыщенная, за неделю происходит огромное количество событий, переживаний, осознаний. Возвращаешься оттуда всегда другим человеком — более живым, настоящим.

Да, подростки ранимые и чувствительные, часто закрытые и защищающиеся. У них сейчас непростое время, кризис, переход на новый этап. Еще недавно они были детьми, а теперь резко приходится брать ответственность, принимать важнейшие в жизни решения и желательно побыстрее, преодолевать сложные испытания в виде экзаменов, ужасной загруженности, первой любви. И при этом обязательно надо оправдать чьи-то ожидания, не подвести, не опозорить семейство. Вдумайтесь (или вспомните!), насколько это трудное время, и сразу захочется поддержать человека, помочь, побыть рядом, чтобы он знал, что не один, что есть любящие тебя просто так люди. Морализаторство, давление, бесконечное оценивание, наказание — разве такие рецепты нужны лично вам в тяжелые времена?

Вообще, я филолог и очень увлеченный педагог, ивент-менеджер. Психологического образования у меня нет — пока не могу убедить себя снова проходить экзаменационные экзекуции, надеюсь найти аргументы.

Как молодым родителям, чьи дети только пойдут в первый класс, помочь им акклиматизироваться? Как самим не нервничать слишком сильно?

— Вопрос очень актуальный! У меня есть дополнительное образование и еще одна большая любовь — я монтессори-педагог для детей от рождения до 6 лет. Сейчас мы открываем монтессори-ясли для малышей от 1 до 3 лет «Розовый кубик» на Левом берегу. И работаем с родителями как раз на предмет адаптации к саду, те же правила можно использовать для школьников любого возраста.

Первым делом родителям самим нужно принять тот факт, что ребенок пойдет в школу (в ясли, в сад, в новый класс), найти в этом плюсы и действительно согласиться с этим. Большинство детских проблем с адаптацией начинаются именно из-за состояния родителей: они тревожатся, что «рано вышли на работу, а можно было посидеть с ребенком». Тревожатся по куче разных поводов: «Как же он один одинешенек в этой страшной школе, а если у него не будет друзей, вдруг он заболеет, или окажется не самым умным в классе, а что, если кто-то обидит, а ведь учительница совсем без души» и т.д. Ребенок это все чувствует, а часто и слышит! Конечно, в такой атмосфере ему сложно найти плюсы от похода в школу или садик.

Когда родители готовы, что ребенок станет еще более самостоятельным, они готовы помочь ему плавно войти в новый этап жизни. Нужно вспоминать о предстоящем походе в школу как о радостном событии, рассуждать вместе с ребенком о том, как здорово учиться и общаться с ребятами. Подстроить домашний режим дня под школьный — это очень поможет с ранними подъемами и укладываниями, ребенок будет бодрым на уроках, сможет хорошо себя чувствовать в течение дня. Здорово, если первоклассник сам может позаботиться о себе — одеться, собрать свои вещи, покушать, прибрать за собой, совершить гигиенические процедуры, попросить о помощи, познакомиться. Независимость дает уверенность и свободу, очень важные для человека в любом возрасте! Часто стрессовым фактором оказывается новый круг общения, незнакомые люди, поэтому полезно ходить в гости и в новые места, знакомиться, посещать городские мероприятия, показывать на своем примере, что общаться с людьми приятно.

И самым важным для ребенка любого(!) возраста являются любовь и принятие, вера в его силы, терпимость и доверие. Меняясь сами, мы меняем мир вокруг, сами создаем его для себя и наших детей.

Еще больше классных новостей из жизни Омска. Подпишись!

Наш паблик «Вконтакте»

Наша группа в «Одноклассниках»

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Клар
Последнее фото вызывает ассоциацию с сектантскими оргиями.
17 августа, 20:10 | Ответить
Маша
На тренинг в Светоч сходи, еще не такое увидишь)
17 августа, 22:03 | Ответить
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.