Класс

Класс

19 августа 2016 17.39Интервью

Юлия Кривцова, куратор из Ярославля: «Начинать преобразовывать город нужно с каждого двора»

В августе и сентябре команды-участники проектной лаборатории «Город своими руками», организованной в рамках программы «Родные города» и курируемой Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», запускают свои проекты оживления общественных пространств Омска. На протяжении всех этапов работы участников сопровождают эксперты из самых разных сфер деятельности. «Класс» подготовил серию интервью с экспертами проектной лаборатории, чтобы разобраться, как интерес к городу проявляется в их проектах.

Юлия Кривцова, куратор из Ярославля: «Начинать преобразовывать город нужно с каждого двора»

Юлия Кривцова, эксперт лаборатории, куратор социокультурных проектов «Регионального Агентства Творческих Инициатив», сооснователь культурного центра TEXTIL в Ярославле. В прошлом году она была программным куратором проекта на набережной Тухачевского, сейчас консультирует участников, работающих с локальными сообществами Нефтяников.

В этом году участники Лаборатории, разделившись на две команды, преобразят несколько мест: своими руками построят из дерева новое пространство на месте заброшенного кафе в Советском парке, а также вместе с жителями Нефтяников реализуют несколько идей, которые позволят по-новому взглянуть на потенциал развития района. Это постановка документального спектакля, преображение одного из жилых дворов (проект «ДвориЯ») и превращение ДИ им. Малунцева в центр поддержки локальной активности жителей Нефтяников (проект «Гостиная» и Школа активного горожанина «Мои Нефтяники»).

Юлия, лаборатория идет уже давно, и при этом исследования заняли значительное время предпроектной подготовки. Зачем это нужно? Что они дают участникам и как отражаются на результатах проектов

Без исследований я не представляю себе проектную деятельность. Отсутствие предварительного, промежуточного, финального исследования — одна из причин, почему проекты оказываются нежизнеспособными. Часто нам кажется, что генерация идеи — это старт проекта. Но это не так, только посредством предварительного исследования, анализа городской среды, опросов жителей ты можешь понять контекст той реальности, с которой тебе предстоит работать, и правильно сформулировать задачу проекта. По сути, это инструмент для того, чтобы правильно поставить или скорректировать задачи в проекте и оценить его результаты. Помимо анализа среды и отношения, запроса жителей, важно исследовать историко-культурный контекст места, выявить культурные коды, связанные с прошлым и настоящим развития территории. В этом могут помочь архивы, библиотеки, интервью со старожилами и краеведами. Культурные коды — это гены местности, люди о них могут не думать, но они встроены в их образ жизни и образ городской среды. Иногда чтобы запустить проект, достаточно актуализировать тот или иной культурный код, восстановить традицию или способ организации среды.

Мне понравился уровень и качество исследований, проведенных лабораторией «Город своими руками». Ребята очень внимательно и подробно проанализировали среду с ее проблемами и перспективами, описали пользовательские сценарии, выявили запрос местных жителей и точки роста на карте района Нефтяников. На основании исследования была сформулирована идея, подход к территории — развитие культуры повседневности и пространства образования и технологий. И уже в рамках подхода стали оформляться микропроекты, связанные с интересами команды, которой предстоит работать.

По результатам исследований участники говорят про идентичность городка Нефтяников. Почему нужно ееисследовать и осмыслять на уровне района, а не целого города? Что такое идентичность и в чем, как оказалось, она заключается для Нефтяников?

Идентичность проявляет уникальность места, указывает, в чем отличие одного района города от другого. Мне кажется, идентичность важно выделять не только на уровне города, но и более локально — на уровне района и даже на уровне двора или квартала. Это позволяет людям более отчетливо ощутить их причастность конкретной территории. Иногда нам довольно сложно говорить за весь город, но мы можем сказать, какой мой двор. Почему я с гордостью или сожалением говорю о том, что это мой двор? Когда мы пытаемся определить, что это за место, в чем его особенности, мы тем самым определяем его идентичность. Почему оно сложилось таким? Кто и почему так проложил дорожки, поставил эту детскую площадку, посадил эти сорта деревьев, сделал скульптуру и расписал лавочки — это вопросы, относящиеся к тому, как территория развивается, откуда и куда движется ее история. Идентичность формулируется на стыке личного восприятия и сложившихся данных — культурных кодов, истории территории, характера жителей, образа их жизни.

Она складывается стихийно, или на ее формирование можно повлиять?

Я убеждена, что это не что-то раз и навсегда данное. Идентичность места прирастает новыми смыслами, идеями, когда к территории добавляются культурные проекты, события, формируются новые традиции.

Нефтяники, как я понимаю, — это рабочий район, который веделен на карте города даже географически. Это положение позволяет горожанам чувствовать определенную самостоятельность от другой части города и в то же время свою общность. Это совсем иное, нежели центр города, в котором очень много различных потоков людей, информации, интересов. В Нефтяниках люди живут поколениями, многие знают историю района, чувствуют свою сопричастность. С этим интересно работать.

Меня удивило, что в рабочем районе есть дворец искусств, проспект культуры. Как раз на синтезе труда и искусства выстраивают образ района участники лаборатории. Для ребят важно, что район строился как соцгородок и жители активно участвовали в строительстве. В своих микропроектах они также делают ставку на вовлечение местных жителей.

В «Мои Нефтяники» входят сразу несколько проектов — что их объединяет, кроме территориальной связи, есть какой-то общий смысл, посыл у «Двории», документального театра, «Гостиной» и школы активного горожанина?

С первого взгляда кажется, что все проекты разные, и их ничто не объединяет. Для меня в первую очередь их объединяет команда людей, которым важно получить опыт городского исследователя, активиста, агента изменений. Внутри команды у каждого свой интерес — искусство (театр), образование (летняя школа), архитектура, активизм (двор). В результате внутри проекта сложились самостоятельные направления, связанные с личным интересом каждого участника. Это активистский проект, и здесь очень важен личный интерес.

Благодаря тому что в проекте есть разные направления, а значит, разные задачи и инструменты, команда может инициировать изменения различного масштаба, для различных групп жителей, реализовывать идею общего проекта через разнообразные по форме и содержанию мероприятия. Я вижу в этом ценность проекта, который только прокладывает дорогу будущим изменениям.

Также мы увидели, что точкой сборки для всего проекта может стать один из микропроектов — общественная гостиная во Дворце искусств. Эту площадку можно использовать для каждого из микропроектов: организовывать рабочие встречи команды и жителей, делиться планами и результатами преобразований, представлять методички по летней школе, собирать материалы для эскурсии, театральной постановки.

Несмотря на важность и актуальность появления такой площадки, ее функционирование довольно сложно организовать. Исследования показали, что запрос на общественную гостиную был и у активных жителей, и у коллектива Дворца искусств, и у команды проекта. Но по факту сегодня никто не готов взять на себя роль оператора площадки. Понятно, что сама по себе Гостиная существовать не сможет, и нужен человек, который пусть в течение определенного времени будет координировать ее работу, будет объяснять, что, как и почему. Пока решение не найдено. Сложно винить в этом жителей или сотрудников ДИ. Я думаю, команде проекта на первом этапе стоит выступить оператором площадки и хотя бы на протяжении двух-трех месяцев пробовать объединять через себя людей, отстраивать формат работы и механизм решения проблем, сбора предложений.

Есть ли у Омска свои особенности, специфические проблемы, или со всеми теми же вопросами сталкиваются и жители других городов?

В последнее время у меня сложилась стойкая ассоциация с Омском — это вандализм и непринятие определенной группой людей каких-либо изменений. Вандализм есть и в Ярославле тоже. Но то, что я увидела в Омске, это особенная агрессия, с которой эта группа людей не дает возможности активистам даже протестировать свои идеи, проверить их. Возможно, проект «Мои нефтяники», который не так амбициозен и не затрагивает центр города, не вызовет такой сильной реакции, и у команды проекта будет возможность спокойно работать, отслеживать изменения, не бороться, а сотрудничать с жителями района.

Зачем в рамках проекта по изменению города выходить во двор? Проектов по благоустройству дворов относительно много (в Омске — «Двор на прокачку», «Другие берега»), чем отличается этот?

Мне кажется принципиально важной эта единица двора — это то, с чего может начать пробовать свои силы городской активист. Не с городской площади, не с центрального парка, а с двора и желательно с того, в котором ты живешь или живут твои друзья, родители, чтобы у тебя была реальная мотивация улучшить это место, понимание того, как это можно сделать и отслеживать, как твой проект работает.

Я не очень понимаю проекты, когда люди идут в чужие дворы и начинают их благоустраивать, даже если у них есть грант на это. Не до конца понятна их мотивация, и жители это тоже чувствуют. Обычно в их дворы приходят посторонние люди с политическими и рекламными целями, поэтому я настоятельно рекомендовала при выборе двора этот момент учитывать, чтобы жители понимали, почему активисты приходят и что-то для них и за них на делают. Если вы приходите во двор, в котором не живете, то честно говорите, что вы активисты, вы учитесь, вам важно получить этот опыт исследований, изменений. Не стоит притворяться Тимуром и командой, потому что в этом случае люди не становятся участниками изменений. И когда благотворители уходят, все возвращается на свои места.

В нашем проекте «Человек красит место» жители района голосуют за двор, в котором пройдет мастерская улучшений. В рамках воскресного мероприятия, на площади культурного центра, мы размещаем карту района, и посетители ставят стикер на тот двор, где они ждут изменений. Мы приходим в этот двор с красками, инструментами, знаниями, чтобы вместе с жителями сделать двор лучше. Это не лотерейный билет: если вы голосуете, значит, вы выходите и мы вместе что-то меняем в вашем дворе.

Расскажите немного об аналогичном опыте реализации городских проектов в Ярославле? Какие есть сходства/отличия с Омском, насколько они заметны?

Наш проект в Ярославе «Человек красит место» проходит второй год подряд. В прошлом году нам удалось провести эту мастерскую в двух дворах.

В первом дворе жители очень давно писали в администрацию, что им нужна краска, чтобы покрасить серый бетонный забор. Администрация не отвечала, и наше предложение было принято на ура. На первой встрече молодые мамы попросили нарисовать для детей мультипликационных героев на заборе. А мы предложили сделать красочный орнамент, чтобы в процессе покраски могли принять участие и дети. Малярным скотчем мы сделали на заборе элементы пазла, дети смешивали краски, наносили цвета вместе с нами. На двух блоках забора родители все-таки нарисовали героев из «Ну, погоди» и «Маши и Медведя». При этом они то и дело говорили детям: «Отойди», «Не мешай». А раскрашивать пазл можно было всем, никто никому не мешал. Мастерская по улучшению среды стала мастерской по общению с детьми.

Во втором дворе было много советских выбивалок для ковров, которые никак не использовались. Мы предложили раскрасить эти выбивалки, а дети нарисовали на бумаге ковры, и мы сделали выставку из этих «ковров», которую повесили вдоль «выбивалок», сделали «уличную галерею». Одна из девочек-старшеклассниц стала куратором этой импровизационной галереи, мы предложили ей делать фотовыставки, выставки детских рисунков. Нам понравилось, что был найден формат, который может существовать без нас и объединять жителей.

А возможно ли вообще создание устойчивых связей, устойчивого проекта за такой срок, пока идет проект или мастерская?

Для этого нужно определить свою роль. Если ты в процессе изменений больше модератор, не замыкаешь на себе все роли, а распределяешь их и смотришь, как что работает, то люди больше чувствуют свою причастность общему делу.

И очень важна регулярность. Когда это одна встреча — очень мало шансов, что это во что-то перерастет. Если это случается хотя бы раз в неделю, раз в месяц, то шансов больше. Можно ли изменить двор за одно воскресенье, если строить там и прибираться с утра до вечера? Вряд ли. Скорее всего, это станет подвигом группы энтузиастов, не более того. Лучше задачи распределять во времени. На каждой из встреч — поговорили, поработали; и знаем, что встреча будет снова через неделю, и в следующий раз кто-то новый придет, тоже подключится. И жители знают: в этот день недели или месяца у нас всегда проходит встреча, надо участвовать. Тогда это более устойчивая история.

Есть ли прецеденты того, чтобы такой активистский опыт потом использовался городом, властями или это чисто экспериментальные практики?

Если вести свою деятельность в отрыве от власти, вряд ли ваш опыт станет частью системы. На мой взгляд, если ты хочешь что-то сделать в районе, будет не лишним познакомиться с людьми из территориальной администрации, узнать о их планах, проблемах, задачах. Не приносить им сразу готовый проект, а выстроить партнерство. Если они увидят, что активисты делают что-то, что реально работает, влияет на людей и на среду, они могут сделать вас частью своих проектов.

В Ярославле есть удаленный район Резинотехники. В 2011 году мы начали проводить там «Резиновый пикник», там есть стадион с чудесным газоном. В первый год мы привлекли интересных людей и сообщества, которых знали в городе. На следующий год старались сработать силами района  — привлекли местную библиотеку, местный туристический клуб, беговой клуб, фитнес-центр. Еще через год мы провели воркшоп городских изменений и с местными старшеклассниками сделали в библиотеке Штаб изменений, чтобы в течение года тоже шла работа. Исследование показало, что в районе объединяющим элементом среды является пешеходная часть улицы, на которой все встречаются, на ней же расположены ключевые учреждения в районе. Сейчас улица не в лучшем состоянии. Посмотрели архивы местного завода и школы, нашли удивительные фотографии, рассказывающие о строительстве этой улицы, жизни вокруг нее в разные годы. Аккуратные тротуары, красивые фонари, подстриженные деревья, лавочки, счастливые люди. Сделали уличную выставку из этих фотографий. Получили хороший отклик: жители района приводили детей, внуков, делились воспоминаниями. Мы обратились к местным депутатам, предложили превратить улицу в пешеходный бульвар и через этот проект объединить местных жителей. Решения не последовало. Через год депутаты сами предложили нам вернуться к этой идее. И сейчас уже есть договор с архитектурным бюро, проектируется освещение, минимальное благоустройство, остановочный комплекс, на котором появится информация о проекте и о том, как люди могут присоединиться. Все начиналось как активисткая акция. А сейчас уже есть попытка реализовать серьезные инфраструктурные изменения.

В последнее время появляется в разных городах множество разных активистских инициатив. Какова цель реализации таких проектов и почему вы лично в них участвуете?

Я думаю, всех объединяет желание улучшить место, где ты живешь. Сделать город «своим». Мы ходим по городу и думаем о том, что нам не нравится, что хотелось бы изменить. Пока ты в такой критической позиции к городу, он никогда не станет твоим, ты всегда будешь находиться в отстраненной позиции. Когда начинаешь сам участвовать даже в небольших изменениях, то город все больше и больше становится твоим. Потому что ты видишь, что вместе с другими ты можешь в нем что-то изменить, в нем появляется другое настроение, другие отношения между людьми. Это то, ради чего мы это делаем.

Что касается меня, я первоначально работала в сфере искусства. Город возник очень спонтанно десять лет назад в нашей работе, когда стало тесно в стенах Центра современного искусства. Мы придумали фестиваль-путеводитель «Архитектура движения», стремились задать новые движения для горожан. Чтобы люди не только ходили от дома до работы, в торговые центры и кафе, но имели другие возможности проведения времени в городе и другие потребности. Со временем появилась профессиональная задача — как с помощью культурных проектов ты можешь решать задачи развития территории.

Узнать подробности можно в группах проекта в социальных сетях: ВК и Facebook. На ближайших мероприятиях лаборатория ждет омичей. Например, команда «ДвориЯ» уже больше месяца работает с жителями домов одного из дворов Нефтяников, чтобы сообща перепридумать игровые пространства их двора. 27 и 28 августа, с 12:00 до 19:00, во дворе дома по адресу: ул. Малунцева, 26, пройдет двухдневный воркшоп с жителями. Это полноценный мастер-класс для всех горожан, кто давно хотел улучшить свой двор, но не знал, с чего начать, и на него можно свободно прийти.

Добавить комментарий
#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

В новой рубрике гости «Нового Омска» узнали, куда можно поехать из Омска в этом сезоне, и поделились впечатлениями от своих лучших поездок.

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.