Деловой Омск

Деловой Омск

21 августа 2016 07.00Спецпроекты

Облака спасут бюджет: как бизнес зарабатывает на облачных сервисах

Облачные сервисы — один из немногих сегментов рынка, который показывает целенаправленный рост: в 2016 году эксперты ожидают, что он достигнет 17-35%. При этом 90% облачной инфраструктуры — это сегмент b2b. Проще говоря, компаниям выгоднее заключать договоры с поставщиками IT-решений, чем, как раньше, полный спектр ПО заказывать под себя.

Облака спасут бюджет: как бизнес зарабатывает на облачных сервисах

Фото: freeimage.com

Эффективность предприятия определяется умением менеджмента сократить издержки. В этом секрет галопирующей популярности облаков: облачный подход приводит к экономии самой затратной статьи бюджета — расходов на капитальные вложения. На аутсорсинг выводятся разнообразные непрофильные задачи — от ответственного хранения больших объемов данных до настройки современной внутрикорпоративной АТС.

Кризис только раззадорил отрасль

Аналитик группы компаний «ФИНАМ» Леонид Делицын утверждает, что, по оценке облачных услуг в 2014 году, выполненной iKS-Consulting, объем рынка составил около 13 млрд рублей. Ожидается рост на 35% в год в течение ближайших трех лет.

«По-видимому, 90% озвученных выше оценок можно отнести к b2b. Замедление экономики может ненадолго замедлять распространение нововведений, но это позже компенсируется более высокими темпами роста. Отложенный спрос сыграет свою роль в ближайшие годы», — говорит эксперт.

Облако не новое решение. Суть заключается в том, что компания или отдельный потребитель покупает необходимые IT-ресурсы в виде готовых интернет-сервисов. Их ключевыми свойствами можно считать самообслуживание по требованию, широкополосный сетевой доступ, объединение ресурсов в пулы, мгновенная эластичность, измеримость предоставляемых услуг. Выгода заключается в том, что компании не нужно покупать отдельное коробочное решение, а оплата за пользование сервисом происходит только за те ресурсы, которые потребовались для решения задач.

«Среди наших потенциальных клиентов немало тех, кто планировал масштабные IT-проекты с построением собственной IT-инфраструктуры, но сейчас они вынуждены скорректировать свои планы из-за значительного повышения стоимости оборудования», — говорит руководитель по развитию облачной платформы ICL Cloud компании ICL Services Алексей Шипов.

На рынке существуют три основные вида облачных сервисов: IaaS (аренда дата-центров и систем хранения), PaaS (аренда среды для создания приложений для программных разработчиков) и SaaS (доставка готовых программных продуктов клиенту через веб-браузер). По данным Делицына, ключевыми поставщиками облачных решений «Экономика Рунета» называет отечественный «Яндекс», а также дистрибьюторов 1C, которые предлагают решения на базе SaaS. Исследователи отмечали вхождение на рынок новых игроков — операторов связи и системных интеграторов. Безусловно, активны и глобальные игроки: Google, Microsoft, IBM, Salesforse, Amazon, Dropbox, IBM, Apple, Box.

«Курс на хранение данных в России даст определенные преимущества отечественным игрокам. Хотя западный рынок более зрелый, чем отечественный», — подчеркнул аналитик «ФИНАМ».

Недоверие — главная проблема

На пути бурного развития облачной инфраструктуры стоит повышенная инерция руководителей, которым не так-то просто научиться доверять часть своих ресурсов сторонним партнерам.

«Если руководители бизнесов охотнее доверяют информацию третьим лицам, чем собственным директорам по IT, значит, сменились поколения руководителей, директоров по IT и поставщиков. Сейчас весьма благоприятный момент для внедрения облачных технологий отчасти и потому, что включился механизм подражания: компании следуют за лидерами индустрии, а лидеры уже используют облачные технологии», — говорит Леонид Делицын.

Руководитель отдела продвижения Startpack.ru Станислав Романов рассказывает, что клиенты быстрее всего в облако погружают списки задач, проекты, базы клиентов, документы и файлы. Меньше всего бизнес-пользователи заинтересованы работать в облаке с бухгалтерией, паролями, неохотно отдают финансовые данные и конфиденциальные материалы.

Шипов уверяет, что в тройку «лидеров» среди барьеров по проникновению облачных технологий на массовый IT-рынок входят:

1. Недостаточно развитая инфраструктура телекоммуникационных сетей передачи данных как общих (российский сегмент Рунета), так и частных (сети бизнес-центров), особенно на периферии.

2. Безопасность и сохранность конфиденциальных данных.

3. Недостаточная осведомленность IT-специалистов и менеджеров о реальных возможностях облачных технологий. Несмотря на доступность материалов и тестовых ресурсов для изучения.

Директор департамента IT-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев рассказывает, что проблема доверия к облакам теряет свою остроту.

«Но есть и другие страхи. Корпоративные заказчики опасаются за быстродействие своих высоконагруженных систем при переносе их в «неподготовленное» облако. Впрочем, рост количества успешных облачных кейсов постепенно снимает напряженность», — рассказывает Бессольцев.

Дальше — рост!

Все опрошенные эксперты прогнозируют дальнейший рост облаков, а Алексей Шипов из ICL Services выделил три ключевых тренда, определяющих рынок:

1. Открытая архитектура. Если раньше продукты, основанные на открытом исходном коде, создавались энтузиастами, то сегодня большинство таких проектов существуют при непосредственном участии крупнейших IT-компаний.

2. Микросервисная архитектура. Мобильные и веб-приложения доказали свои преимущества перед традиционными монолитными бизнес-приложениями.

3. Гибридная архитектура. Никому не нужно выбирать между различными моделями предоставления услуг. Вы можете использовать сразу все и комбинировать при необходимости.

 

Комментарии

Вартанян АлександрВартанян Александр,руководитель отдела маркетинга и PR Zebra TelecomРынок облачных АТС стабильно растет, при этом всего пару лет назад клиенты не понимали, что такое облачный сервис. Сейчас клиенты сами приходят к облачным решениям как к более надежным и эффективным. Основной тренд — объединение нескольких сервисов в общие инфраструктуры. К примеру, сейчас офисную телефонию, CRM-систему и сервис e-mail-рассылок можно объединить в общую инфраструктуру за несколько минут. Эти системы будут обмениваться данными, расширяя функциональность друг друга и повышая общую эффективность.
Маркс ТатьянаМаркс Татьяна,директор «Дом.ru Бизнес» в ОмскеРешения на основе облаков легко можно масштабировать, быстро и просто настраивать под индивидуальные задачи, они позволяют бизнесу быть более мобильным, а руководителю — получать доступ к актуальной информации в любой момент и из любой точки планеты. Среди своих клиентов мы наблюдаем рост интереса к облачным решениям категории VSaaS (облачные телефония и видеонаблюдение). Если говорить о проблемах, то следует отметить недостаточно высокий уровень общей IT-грамотности. Еще одним фактором, тормозящим развитие облачных сервисов, является перенасыщение рынка. Многообразие предложений создает «шум» и осложняет клиенту выбор качественного решения. Тем не менее существует вероятность, что через некоторое время облака придут на смену традиционным инфраструктурным решениям как в ИТ, так и в телеком-сфере.
Тушов АндрейТушов Андрей,исполнительный директор компании «Конструктор документов FreshDoc.ru»Если говорить о российских облачных технологиях, то основные проблемы сейчас — инфраструктура и инерция в правовом поле. Найти стабильно работающий ЦОД в России на приемлемых условиях — та еще задача. Даже на серьезных российских дата-центрах сервис может «лежать», пока не придет администратор и руками не исправит проблему. У зарубежных площадок такой проблемы нет. К тому же карта доступности скоростного интернета в стране напоминает жидкую кисею: гарантированный доступ можно получить отнюдь не в любой точке крупных российских городов, не говоря уже о глубинке. Поэтому зачастую пользователь делает выбор в пользу локального ПО из-за элементарной недоступности облака. Несмотря на все имеющиеся проблемы, российский облачный рынок растет не по дням, а по часам.
Невзоров СергейНевзоров Сергей,логистическая компания LOGISTIC.TOOLSКризис для облаков, в особенности для b2b-сервисов, только в помощь. На данный момент по оборотам доминируют на рынке услуги по предоставлению инфраструктуры (серверы, системы хранения), однако прикладные b2b-сервисы все больше отвоевывают рынок у on-premise решений. Наиболее популярны облачные сервисы у мелких и средних компаний. Крупный бизнес готов переходить на облачные сервисы только в части некритичных бизнес-процессов или там, где экономия от внедрения будет значительной. На данный момент прикладные b2b-сервисы почти никак между собой не взаимодействуют. Разрозненность протоколов обмена и форматов данных создает значительные трудности при внедрении и совместном использовании нескольких смежных сервисов. Уверен, что рынок пойдет в сторону стандартизации.
Захаренко МаксимЗахаренко Максим,генеральный директор компании «Облакотека»В России достаточно конкурентный рынок качественных облачных сервисов, ЦОДов также более чем достаточно. Чем меньше бизнес, тем активнее используются сервисы в режиме SaaS. Практически все стандартные объекты автоматизации — коммуникации, CRM, групповая работа, электронная почта — представлены в виде облачных сервисов, причем существует несколько вариантов каждого из них. Чем крупнее бизнес, тем больше сервисов он хочет контролировать своими силами. Десятки тысяч российских организаций уже используют в облаке ключевые для бизнеса учетные и бухгалтерские системы (1С, «Эльба»). Это настолько прочно вошло в практику, что сам вопрос доверия подобному сервису почти не возникает. Если руководитель компании действительно обеспокоен вопросами конфиденциальности, он скорее вынесет свою ключевую информацию в гарантированное по качеству облако, чем оставит у себя «в столе», защищенную сомнительной системой безопасности.
Голубицкий ЕвгенийГолубицкий Евгений,руководитель продуктов пепартамента инноваций ИТ-компании Navicon

Переход к облачным технологиям — один из основных трендов последних лет. Бизнес в условиях кризисной экономики не готов затрачивать значительные ресурсы на развертывание ИТ-инфраструктуры — и при этом желает получить удобные ИТ-инструменты, особенно в бизнес-анализе и обработке данных. Облачные решения обычно развертываются за 2-8 недель на мощных платформах мировых производителей.

Спрос на облачные услуги возрастает. Мы как системный интегратор сейчас делаем ставку на самый крупный сектор облачных вычислений — рынок готовых приложений SaaS ($37,7 млрд в 2016 году, по оценке Gartner). При этом мы замечаем все больший интерес со стороны заказчиков к моделям построения облачной инфраструктуры PaaS (PlatformasaService) и IaaS (Infrastructure-as-a-Service). Рынки IaaS и PaaS с каждым годом развиваются все быстрее (динамика рынка инфраструктурных решений в этом году достигнет планки в 38%, в то время как рост сегмента SaaS оценивается Gartner в 20,3%). Среди ведущих поставщиков облачных решений — крупные вендоры: Microsoft, IBM, Oracle.

Разница запросов малого и крупных бизнесов, прежде всего, в масштабе и функциональности. Сектору СМБ проще внедрять инновационные продукты и разработки, потому что малый бизнес может протестировать новое решение без катастрофических потерь для бизнеса в случае неудачи — например, перевести в облако некритичный для бизнеса процесс (допустим, работу части колл-центра). Крупный бизнес зависит от локальной инфраструктуры и данных, которые в ней заложены, а процесс принятия решения о частичном или полном переходе на облачную ИТ-инфраструктуру может занять годы из-за длительного процесса внутренних согласований.

В секторе облачных решений для бизнеса появляется все больше интересных решений на стыке технологических и финансовых моделей. Например, аутсорсинг в сочетании с облачным сервисом. То есть бизнесу нужен не только сам сервис, но и люди, которые смогут решать бизнес-задачу. Сама задача при этом должна быть не критичной для ведения бизнеса, но необходимой для повышения эффективности основных бизнес-процессов в компании.

Со стороны госсектора можно отметить тренд движения в сторону открытых данных. Государство открывает все больше данных, на основе которых будут создаваться удобные сервисы для граждан. Таким образом, государство само становится важным игроком на рынке облачных услуг и способствует его развитию. К примеру, в области хранения и обработки государственных данных особенно остро встают вопросы надежности и безопасности систем хранения.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №32 (135) от 16 августа 2016 

Добавить комментарий
Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.