Деловой Омск

Деловой Омск

26 августа 2016 07.00Спецпроекты

Дмитрий ПоминовДмитрий Поминовкандидат политических наук

Игры и стратегии: жизнь после юбилея. «Снимаем кандалы»

Сегодня мы начинаем цикл материалов о стратегиях поведения, которые в среднесрочной перспективе будут способствовать развитию Омска и Омской области, усиливать наши позиции на территории РФ и в мире, используя сильные стороны города, региона и нивелируя слабые.

Игры и стратегии: жизнь после юбилея. «Снимаем кандалы»

Итак, начнем с самого трехсотлетия. На праздник людям всегда надо хлеба и зрелищ, здесь ничего особо не изменилось со времен Римской империи. И Москва честно готова была дать Омску к юбилею и того, и другого. Под хлебом понимаю многочисленные инфраструктурные проекты, которые были записаны в плане подготовки к 300-летию и подкреплены многомиллиардным финансированием. Большую часть этого «хлеба» омичи не смогли (или не захотели, заигравшись во внутриклановые разборки) у Москвы взять, в результате город недополучил 18,7 млрд рублей федеральных денег из предусмотренных планом подготовки празднования юбилея Омска.

Возможно, поняв, что «хлеб» омичи не освоят, Москва сделала упор на «зрелища», назначив председателем оргкомитета по подготовке 300-летия министра культуры РФ Владимира Мединского. И культура вытащила юбилей города, превратив его в настоящий праздник. Самой яркой иллюстрацией происходящего для меня лично стало 5 августа, когда, поднимаясь по Любинскому проспекту, «лысому», без цветов, с вырубленными деревьями и недоделанной плиткой, видя слева дом по адресу Дзержинского, 1, с недоделанным ремонтом, весь в строительных лесах, вышел на площадь, где выступал «Хор Турецкого» и ему подпевала вся площадь.

Краткий итог 300-летия: облажались с «хлебом», преуспели со «зрелищами».

Самый главный подарок к 300-летию Омска, с далеко идущими последствиями (если снова не облажаться и использовать эти возможности), сделал опять Мединский, назвав Омск третьей столицей России и столицей Сибири. У слова «столица» много оттенков: столица может быть политическая, экономическая, спортивная и т. п. Нас же «крестил» в столицу федеральный министр культуры, поэтому у Омска сейчас есть карт-бланш: использовать федеральные возможности для того, чтобы реально отпозиционироваться и закрепиться в роли культурной столицы Сибири и третьей культурной столицы России, после Москвы и Санкт-Петербурга. Это открывает большие возможности. Культура во многом определяет смыслы происходящего, прошлого и будущего, а такой политический товар может стабильно финансироваться Москвой, если только Омск сможет качественно выполнить для России и Сибири эту работу.

Что конкретно имеется в виду?

Посмотрите на ту травлю, которая носит прямо-таки фашистский характер, которой подверглись российские спортсмены перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро. Какова цель этой акции со стороны оппонентов России? Цель простая — показать, что русские не люди, это какие-то монстры, для которых нет ничего святого, которые принимают допинг и обманывают всех подряд и т. п. Потом шум утихает, а осадочек остается: что-то с этими русскими не так. Цель акции достигнута: в мозгах у всего мира остается образ русских как «неправильных, не таких, как мы». Зачем это делается? Затем, что генетически человек расположен к сотрудничеству с другим человеком, который для него «свой», и враждовать с тем, кто «чужой», отстаивая интерес своей социальной группы. И ведется продуманная кампания по мировой дискредитации россиян. Конечно, Москва должна на это реагировать. Каким образом? Опыт в этой части со времен СССР наработан богатый. Самый верный способ — через культурные связи, показывая людям в других странах, что мы такие же, как и вы, с такими же чувствами, мыслями, переживаниями. И здесь роль Омска как третьей культурной столицы становится нужна Москве и востребована ею, причем в этой части министр Мединский может получать активное содействие и по линии силового блока в окружении президента Путина.

Итак, с чего начать закрепление в позиции культурной столицы?

С какого-нибудь прорывного международного знакового проекта. Здесь нам в помощь приближающийся юбилей — 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского. Подготовка к этому событию в России уже идет, например, в Санкт-Петербурге планируют построить новое здание в центре города к празднику, и Смольный уже выразил свою поддержку (по данным «Интерфакс — Северо-Запад», 24.06.2016).

Омск и Достоевский связаны неразрывно, и Омск — это город, где Достоевский не только отбывал ссылку, но и город, где с него были сняты кандалы, где он воскликнул: «Свобода, новая жизнь, воскресенье из мертвых... Экая славная минута!» («Записки из мертвого дома»). Вот такие слова сказал Достоевский о том, что произошло с ним в Омске: свобода, новая жизнь, воскресение из мертвых. Сильные, могучие слова.

Итак, учитывая, что запас времени до празднования 200-летия у нас есть (хотя с празднованием 300-летия Омска времени тоже было предостаточно, но это не помогло), можно спланировать и, заручившись поддержкой федеральных властей, реализовать проект «Омск и Достоевский: свобода, новая жизнь, воскресение из мертвых», который позволит создать постоянно действующую «точку притяжения», связанную с темами Достоевского, свободы и несвободы, Сибири и России, истории 19 века, для многих жителей России и других стран, интересующихся этими темами и имеющими научный или прикладной интерес в их исследовании и понимании.

В реализации этого проекта «точкой сборки» будет действующий музей Ф. М. Достоевского. По нашим данным, есть соглашение о выделении 500 кв. м. площадей для музея в здании, которое планируют строить по соседству структуры члена совета директоров ОАО «Высокие технологии» Сергея Морева. Также музею необходимо пространство для полноценной организации постоянно действующей экспозиции. Но и этого недостаточно. Для реализации прорывного проекта нужно добавлять интерактива, использовать современные технологии виртуальной реальности.

Федор Достоевский — это признанный в мире русский писатель, носитель общечеловеческих ценностей, понятных и принятых людьми в разных странах по всему миру. Естественно, что участие Омска в распространении этих ценностей путем активного участия в подготовке и проведении празднования 200-летнего юбилея со дня рождения писателя будет поддержано Москвой на политическом, организационном и финансовом уровнях.

Что касается организационной части проекта: печальный опыт 300-летия показал, что в оргкомитет со стороны Омска должны входить не только чиновники по должности, а конкретные заинтересованные люди, имеющие амбиции и политический интерес в успешной реализации проекта, которые возьмут на себя ответственность и свяжут свои имена с успехом проекта. Также залогом успеха станет создание структуры, которая будет выступать субъектом реализации проектов, юридически значимым актором деятельности. Это может быть в форме кинокомпании, либо продюсерского центра, либо фонда финансирования проектов. При создании такой подконтрольной структуры будет возможно четкое выполнение намеченных планов и проектов, а без создания намеченные планы будут тонуть в согласованиях, договоренностях и прочих прелестях бюрократической волокиты, как показывает опыт. Что касается финансовой стороны вопроса: сильно на подобной продюсерской и издательской деятельности не обогатишься, но на несколько сотен миллионов рублей в год такая структура сможет выдавать продукции, а «курочка по зернышку клюет», и выигрыш для региона от такой структуры будет в первую очередь не финансовый, а имиджевый и политический.

Таким образом, формируется один из «метапроектов» для Омска в качестве третьей культурной столицы: «Омск для России: несем культурные ценности в мир». Проекты по этому направлению можно генерировать постоянно, закрепляя статус города и региона. Для примера составим интеллект-карту проекта «200 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского: свобода, новая жизнь, воскресение из мертвых».

 

Комментарий

Лейфер АлександрЛейфер Александр,председатель Омского отделения Союза российских писателейТерритория Омской крепости непосредственно связана с пребыванием в Омске Ф. М. Достоевского. Единственным сохранившимся сооружением, где бывал писатель, являются Инженерные мастерские (1843 г.). Возможно, для воплощения всего этого следует сделать данный объект филиалом Омского государственного литературного музея им. Ф. М. Достоевского... Здесь, в кузне инженерных мастерских, зимой 1850 года Ф. М. Достоевского заковали в кандалы, а спустя четыре года, по отбытии из каторги, расковали.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №33 (136) от 23 августа 2016 

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.