Деловой Омск

Деловой Омск

02 сентября 2016 07.00Статьи

Со щитом или на щите: обзор рынка наружной рекламы

Уже который год рынок наружной рекламы в Омске лихорадит. Долгое время бизнес не мог добиться единых правил игры на рынке. Сейчас же с принятием схемы размещения конструкций крупные игроки не могут получить узаконенные места для размещения из-за затянувшихся процедур торгов. В ближайшее время рынок с более чем полумиллиардным оборотом ждет серьезный передел.

Со щитом или на щите: обзор рынка наружной рекламы

Александр Румянцев

Два года назад мэрия с опозданием приступила к разработке новых правил на рынке. Поводом послужили обращения бизнесменов, к которым с 2012 года стали массово поступать иски от прокуратуры о демонтаже рекламных конструкций, стоящих не по ГОСТу.

С 21 января 2014 года муниципалитеты получили право размещать наружную рекламу только на основании утвержденной субъектом федерации схемы. С этого времени бизнес и власть начали обсуждать единую схему размещения рекламных конструкций. Но серьезные подвижки начались только в прошлом году.

Шанхай какой-то!

По оценке чиновников, в городе насчитывалось порядка 8 тыс. различного вида конструкций, из которых половина — это отдельно стоящие объекты. Остальные размещены на жилых и нежилых зданиях.

Все это стало как-то внезапно бросаться в глаза властей. Ситуацию обострили приезжие. На прошлогоднем форуме социальных инноваций регионов, на который съехались различные высокопоставленные гости, заместитель председателя правительства Московской области Ольга Забралова сравнила Омск с китайским Шанхаем. «У вас какой-то Шанхай. Черти что с рекламой творится», — привел слова коллеги тогдашний первый замгубернатора Вячеслав Синюгин.

Одновременно с этим в предвыборной гонке тогда врио губернатора Виктор Назаров пожаловался в прокуратуру на наружку. Пресс-секретарь главы региона отмечала, что данное обращение связано с многочисленными жалобами граждан на засилье рекламных щитов, которые портят облик города, создают угрозу, отвлекая водителей.

Видимо, из-за всего этого «прилетело» и мэру Вячеславу Двораковскому. Так, в департаменте имущественных отношений (ДИО), который все время занимался вопросами рекламы, заговорили о необходимости сноса 2,8 тыс. конструкций. В спешке при мэрии был создан даже экспертно-аналитический совет по наружной рекламе, но, к удивлению многих, в его составе не оказалось ни одного представителя от рекламной индустрии.

Выставили наружку

Единая схема размещения рекламных конструкций на территории города все-таки была согласована в декабре прошлого года распоряжением министерства имущественных отношений Омской области. Она включает 1913 рекламных носителей. А в феврале 2016 уже администрация Двораковского утвердила схему размещения рекламных конструкций.

Уже в мае первые восемь лотов со 193 конструкциями должны были продать с торгов на десять лет. Начальная цена составляла в общей сложности 33,4 млн рублей. Но по жалобе ООО «ДиалогАвиаТрэвел», которое, как считают в местных СМИ, аффилировано с членом совета директоров ОАО «Высокие технологии» Сергеем Моревым, региональное управление Федеральной антимонопольной службы отменило запланированный аукцион.

Спустя два месяца были объявлены новые торги, но с меньшим количеством лотов (три). В итоге был продан единственный лот. 40 конструкций по начальной цене 7,3 млн рублей приобрело ООО «Рекламное Агентство Медиахолдинг «Слово», которое принадлежит гендиректору «Омских кабельных сетей» Дмитрию Павлову.

На 23 августа был назначен аукцион на самое большое количество конструкций (924 — 90% от выставляемых на торги), который не состоялся.и В лотах общая начальная цена превышала 166 млн рублей, были как отдельно выставленные конструкции, так и сгруппированные — от 42 до 206.

Состояться аукциону позже могут помешать жалобы «Компаньона-РА» и ИП Егора Сусликова в УФАС (копия имеется). По ходатайству заявителя регулятор приостановил проведение аукциона, о чем еще 19 августа уведомил депимущества. Само разбирательство в комиссии антимонопольной службы назначено на 30 августа.

Претензии Егора Сусликова касаются наличия в аукционной документации реализуемых участков, на которые уже есть действующие договоры и на которые нельзя установить рекламные конструкции из-за имеющихся фактических ограничений местности.

Финансовый ручеек бюджета

Муниципальные финансисты не скрывают, что в том числе надеются на средства от торгов по рекламным конструкциям как на один из источников покрытия дефицита городского бюджета. Об этом не раз заявляла вице-мэр и по совместительству директор департамента финансов Инна Парыгина.

В прошлом году общие доходы бюджета от рекламы превысили 75,6 млн рублей. По итогам этого года сумма запланированных доходов может достигнуть 168 млн рублей.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году объем рынка наружной рекламы в Омске составил 510 млн рублей. По сравнению с предыдущим годом рынок упал на 15%. Весь объем рекламы в городе превышает 1,18 млрд рублей (просел на 22%).

По данным ресурса allbillboards.ru, в Омске насчитывается 3188 рекламных щитов, из которых свободными остаются всего 283. Средняя цена аренды щита 3x6 достигает 20,5 тыс. рублей.

В ДИО сообщили, что в городе установлено и эксплуатируется с правоустанавливающими документами 1122 отдельно стоящих конструкции. Из них 60% принадлежат четырем самым крупным игрокам на рынке: омским ООО «Компаньон-РА» (186) и ЗАО «Компания СТА» (189), новосибирскому ООО «Метромастер+» (160) и входящему в структуру федерального Russ Outdoor ООО «АПР-Сити/ТВД (136). Еще порядка 2100 конструкций эксплуатируется без документов, но, как замечают в мэрии, хотя владельцам направлено предписание об их демонтаже, плата за щиты взимается.

В прошлом году за счет бюджета удалось демонтировать 1257 конструкций, которые были установлены и (или) эксплуатировались без разрешения (в том числе с истекшим сроком действия договоров). С начала этого года убрано с улиц 636 конструкций.

Перспективы

Потенциальные интересанты знают о жалобе, но осторожны в ее перспективах в УФАС и пока нигде публично не высказываются. Но, казалось бы, есть другая проблема — возможные осложнения с наружкой на предстоящих выборах в Госдуму и Заксобрание. Ее участники рынка не видят и почти сохраняют спокойствие. Далеко не все поверхности оказались под выборами, много все-таки еще под клиентами. Единственное, что отмечают игроки, — от этого сильно просаживается местный рынок. Много наружной рекламы дают крупные федеральные сетевые компании, а омские рекламодатели в кризис сильно сокращают бюджеты и в первую очередь сокращают расходы на рекламу.

Комментарии

Карпова ЕленаКарпова Елена,заместитель начальника управления арендных отношений департамента имущественных отношений мэрии ОмскаВ принципе никто нас законодательно не ограничивает. Если в городе возникнет потребность в дополнительных местах под рекламные конструкции, то мы всегда можем внести изменения в существующую схему. Процедура данная определена. В этом году основная сумма доходов ожидается от торгов по продаже права на установку, а потом в последующие годы основным источником станут поступления от арендных платежей. Сейчас у нас на один лот по несколько претендентов, поэтому ожидаем борьбу на торгах.
Гуселетов ВладимирГуселетов Владимир,(принадлежит несколько конструкций), директор ООО «Полимер Центр»То количество рекламных конструкций, которое сейчас существует, безусловно, портит облик города. Я, честно говоря, думал, что власти предпримут какие-то шаги еще до 300-летия. Но почему-то они не проявили должного рвения. Знаю, что проходят конкурсы, но на сегодня те условия, которые обозначила администрация, по большей части созданы для крупных игроков, так как только они могут себе позволить такие вложения с большими сроками окупаемости. Получается, что в результате сокращения количества рекламных конструкций стоимость размещения для рекламодателей возрастет.
Розенберг СеменРозенберг Семен,директор ООО «Рекламное Агентство Медиахолдинг «Слово»Если жалоба будет отклонена УФАС, то торги состоятся и, соответственно, большой процент рынка будет утвержден согласно схеме размещения. В каких пропорциях он закрепится, в таком виде мы и будем иметь его в ближайшие десять лет. Предыдущие торги показывали, что мы будем бороться, так как планируем закрепиться всерьез и надолго. Помешать участникам могут пресловутые изменения правил — ГОСТ.
Сусликов ЕгорСусликов Егор,директор ООО «Компаньон-РА»Если торги пройдут в том виде, в каком их предлагает мэрия, то рынок на ближайшие десять лет получит неконкурентную среду и очень плохие прогнозы по развитию из-за его передела. За всю мою работу в этом бизнесе такого количества демонтажа конструкций, как в последнее время, не было. Думаю, что эта тенденция сохранится. В этом смысле очень важно поскорее провести торги, хотя нас и обвиняют в затягивании процесса. Кроме того, многие забывают, что вся эта сложившаяся ситуация проходит на волне кризиса в стране. Все надежды сейчас на второе полугодие, которое обычно лучше, чем первое.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №34 (137) от 30 августа 2016

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.