Класс

Класс

05 сентября 2016 16.30Обзоры

В драме без драм: взгляд из-за кулис

Жизнь омского театра по обратную сторону сцены.

В драме без драм: взгляд из-за кулис

Александр Румянцев

Уже 24 сентября для Омской драмы начнется 143 театральный сезон. Принято считать, что в городах от центра далеких, люди голодны до культуры. Хотят ли омичи заморить червячка, или съесть целого барана — покажет новая осень, а для особо страждущих есть возможность перекусить.

Известно, что все театры в Омске дотационные. Но часть затрат покрывают с продажи билетов. В том числе и на экскурсии. Последние проходили в сезон при наличии собранной, например, из школьников группы. Впрочем, оказалось, что «одиночек» в городе предостаточно, и спрос породил предложение. Начиная с этого года. экскурсионные группы будут собираться в понятном формате: объявление — набор — экскурсия. Развлечение бюджетное, цена вопроса — 100 рублей.

«Класс» решил заранее узнать, чем будут «кормить» омичей и, собрав в кучу все клише о закулисной жизни, отправился подтверждать их. Ну или опровергать.

Об огне и граблях

Сразу отметим, что путешествие по театральным закоулкам не карнавальное шествие, а скорее интимная прогулка по тенистым аллеям, располагающая к разговорам о самом сокровенном. Группа из 20 человек может разнести не только атмосферу мероприятия, но и сам театр. Последнее не желательно. Ведь зачем-то в 1874 году на месте ныне действующего кинотеатра Маяковского было построено первое деревянное здание омского драмтеатра. Простояло оно, правда, недолго — сгорело.

С этого момента история подтверждает теорию о жадности провинций до культуры. Только представьте: небольшой степной городок, где проживает несколько тысяч человек, в основном военные чиновники. Но скоморошества им не достаточно, и спектакли продолжают давать во всевозможных зданиях, вовсе для того не приспособленных.

Конечно, театр был вновь выстроен, и снова деревянный. Его снесли из-за опасности наступить на те же грабли. В 98 году появился театр-цирк на берегу Оми. Тоже, правда, из бревен, к тому же крайне неудобный. Тогда интеллигенция взвыла, а дальше дело двинулось по накатанной схеме. На вопли сбежались фельетонисты, на шуточки отреагировали власти. Затем конкурс, победа инженера Хворинова и закладка фундамента на базарной площади. Собственно там, где сейчас и расположен драмтеатр.

О выгородке и яйцах

Путешествие по театру начинается в холле, где выставлены всевозможные награды трупп. Будете на месте — обратите внимание на макет здания. А еще на то, чего в нем не хватает. Сравните, так сказать, существующий и представленный варианты. Подсказка — уж очень напоминает этот элемент логотип 300-летия Омска. О его приключениях вам расскажут подробнее на экскурсии — полудетективная история, право слово.

Видеть драмтеатр пустым и даже пустынным — необычно. В момент, когда нас согласились провести по всем невиданным зрительскому глазу уголкам, актеры были в отпуске, а на сцене же стояла лишь выгородка. Так называют предметы, что заменяют декорации, пока последние еще не изготовлены.

Всего в зале 465 мест для зрителей. Раньше в партер и на ярусы были отдельные входы. Делалось это для того, чтобы разные слои общества во время посещения театра не пересекались. На балконах места были и вовсе стоячие. Центральная ложа, которую омичи зовут «губернаторской» или «директорской», сотрудники театра называют ложей Колчака. Связано это с тем, что театр был резиденцией белого генерала.

Актеров хорошо видно не из каждой точки зала, но отовсюду отлично слышно. Акустика — особенность драмы. Если актеру необходимо прошептать на сцене реплику — зрителю не придется прислушиваться и при отсутствии микрофона.

Качество звука достигается за счет купола и углубления, спрятанного под ногами публики. По форме выемка под полом напоминает корпус балалайки. Выходит, что если убрать все перегородки, пространство зала будет похоже на яйцо. Вот она — идеальная форма для распространения звука.

О застольном периоде и необходимости вставать на ноги

Всего в драме работают около 200 человек и только 40 из них актеры. В среднем работа над спектаклем длится около двух-трех месяцев. Начинается она с того, что режиссер и актеры совместно разбирают пьесу. Этот период называют застольным. Параллельно художник спектакля готовит эскизы и макеты декораций — такие маленькие коробочки с мини-сценой внутри.

Затем актеры «встают на ноги», именно так в театральной среде называется время репетиций. Отыгрывается все на большой или камерной сценах. На последней, кстати, тоже даются спектакли. Но поскольку, людей, вкушающих искусство, значительно меньше, а расстояние до актера — короче, меняется подача. В общем, такая тесная близость обязывает все стороны действия менять поведенческие паттерны.

Пока идут репетиции, ведется работа над костюмами и реквизитом. Раньше платья были в собственности актеров. Добывали их всеми правдами и неправдами, ведь если нет костюма — играть нельзя. Теперь для каждого спектакля шьются десятки всевозможных нарядов. Плюс, если два актера играют одну роль, то требуются одинаковые платья разных размеров.

Переодеться в гримерке актер не всегда успевает, поэтому отдельная вешалка стоит перед выходом на сцену. Передвигать чьи бы то ни было вещи и бутафорию нельзя. Если актер стремглав летит на выход, он должен взять, например, пистолет для постановки именно там, где оставил. Интересно, что четко соблюдают это правило не только взрослые, но и дети, которых актеры берут с собой на репетиции.

Замыкая круг

Пока актеры отыгрывают будущие спектакли, задумки художника начинают реализовывать в реальном размере. Мастерская находится на последнем этаже театра и это одно из самых интересных для посещения мест. Ощущаешь себя в безвременье, куда сбегают жить вещи, когда за ними не следишь. Лестницы, подвижные части сцены, стены тюрем — все это обитает под крышей драмтеатра. Элементы спектакля спускаются отсюда на сцену через люки на спецлебедках. Здесь же находится бутафорский цех. Впрочем, части бывших и будущих спектаклей можно найти и под сценой, где хранятся разборные планшеты и механизм, приводящий в движение поворотный круг.

Изначально сцена была статичная. Сорок лет ее крутили монтировщики. Декорации, к слову, имеют серьезный вес, а потому «укручивались» работники до того, что дневали и ночевали на работе. Все изменилось, когда возникла потребность поставить спектакль о первом паровозе. С тех пор поворот включается кнопкой — и сцена движется в необходимую сторону с нужной скоростью.

О расписании и особенностях актерской памяти

Жизнь в театре начинается с 11:00. В это время стартует первая репетиция, она длится до двух дня. Затем выходят монтировщики и меняют декорации, следом приходят костюмеры и реквизиторы. Главный человек в театре — помощник режиссера. Она сидит за пультом и делает объявления для цехов, осветителей и звукооператоров. Все они приходят ближе к спектаклю, выставляют оборудование и настраивают приборы. Кстати, электричество было в драме изначально. Станция, построенная для освещения театра, снабжала и здания, находящиеся рядом.

К 18:00 театр возвращаются актеры, ну а в 19:00 поднимается занавес. Кстати, утренняя репетиция с вечерним выходом на сцену никак не связана. В первой половине дня идет работа над будущим спектаклем. После премьеры он прогоняется еще раз только в том случае, если меняется место выступления. Так, один актер держит в голове около двадцати ролей постоянно.

Экскурсия заканчивается у выхода на сцену. Здесь, помимо телевизора, транслирующего все происходящее на сцене, дивана для ожидания и пианино для распевки, находится нетронутая штукатуркой стена. Ее оставили, чтобы было видно качество кладки начала 20 века, а еще, чтобы всегда помнить об истории театра, где в 1905 году впервые дали спектакль «Ревизор», где во время Великой Отечественной войны два года пребывал в эвакуации московский театр имени Вахтангова и делал свои первые шаги Михаил Ульянов.

Добавить комментарий
Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

27 ноября на сцене концертного зала Омской филармонии состоялся концерт группы «Сурганова и Оркестр». В этом году санкт-петербургский коллектив приехал с новой программой «К слову жизнь».

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

О надломе в жизни мультгероя Скруджа Макдака, отказе от журналистики, безыдейности рока нулевых и омском лейбле «ЗАСАДА production» — в интервью с Александром Паршиковым.