Класс

Класс

05 сентября 2016 16.30Обзоры

В драме без драм: взгляд из-за кулис

Жизнь омского театра по обратную сторону сцены.

В драме без драм: взгляд из-за кулис

Александр Румянцев

Уже 24 сентября для Омской драмы начнется 143 театральный сезон. Принято считать, что в городах от центра далеких, люди голодны до культуры. Хотят ли омичи заморить червячка, или съесть целого барана — покажет новая осень, а для особо страждущих есть возможность перекусить.

Известно, что все театры в Омске дотационные. Но часть затрат покрывают с продажи билетов. В том числе и на экскурсии. Последние проходили в сезон при наличии собранной, например, из школьников группы. Впрочем, оказалось, что «одиночек» в городе предостаточно, и спрос породил предложение. Начиная с этого года. экскурсионные группы будут собираться в понятном формате: объявление — набор — экскурсия. Развлечение бюджетное, цена вопроса — 100 рублей.

«Класс» решил заранее узнать, чем будут «кормить» омичей и, собрав в кучу все клише о закулисной жизни, отправился подтверждать их. Ну или опровергать.

Об огне и граблях

Сразу отметим, что путешествие по театральным закоулкам не карнавальное шествие, а скорее интимная прогулка по тенистым аллеям, располагающая к разговорам о самом сокровенном. Группа из 20 человек может разнести не только атмосферу мероприятия, но и сам театр. Последнее не желательно. Ведь зачем-то в 1874 году на месте ныне действующего кинотеатра Маяковского было построено первое деревянное здание омского драмтеатра. Простояло оно, правда, недолго — сгорело.

С этого момента история подтверждает теорию о жадности провинций до культуры. Только представьте: небольшой степной городок, где проживает несколько тысяч человек, в основном военные чиновники. Но скоморошества им не достаточно, и спектакли продолжают давать во всевозможных зданиях, вовсе для того не приспособленных.

Конечно, театр был вновь выстроен, и снова деревянный. Его снесли из-за опасности наступить на те же грабли. В 98 году появился театр-цирк на берегу Оми. Тоже, правда, из бревен, к тому же крайне неудобный. Тогда интеллигенция взвыла, а дальше дело двинулось по накатанной схеме. На вопли сбежались фельетонисты, на шуточки отреагировали власти. Затем конкурс, победа инженера Хворинова и закладка фундамента на базарной площади. Собственно там, где сейчас и расположен драмтеатр.

О выгородке и яйцах

Путешествие по театру начинается в холле, где выставлены всевозможные награды трупп. Будете на месте — обратите внимание на макет здания. А еще на то, чего в нем не хватает. Сравните, так сказать, существующий и представленный варианты. Подсказка — уж очень напоминает этот элемент логотип 300-летия Омска. О его приключениях вам расскажут подробнее на экскурсии — полудетективная история, право слово.

Видеть драмтеатр пустым и даже пустынным — необычно. В момент, когда нас согласились провести по всем невиданным зрительскому глазу уголкам, актеры были в отпуске, а на сцене же стояла лишь выгородка. Так называют предметы, что заменяют декорации, пока последние еще не изготовлены.

Всего в зале 465 мест для зрителей. Раньше в партер и на ярусы были отдельные входы. Делалось это для того, чтобы разные слои общества во время посещения театра не пересекались. На балконах места были и вовсе стоячие. Центральная ложа, которую омичи зовут «губернаторской» или «директорской», сотрудники театра называют ложей Колчака. Связано это с тем, что театр был резиденцией белого генерала.

Актеров хорошо видно не из каждой точки зала, но отовсюду отлично слышно. Акустика — особенность драмы. Если актеру необходимо прошептать на сцене реплику — зрителю не придется прислушиваться и при отсутствии микрофона.

Качество звука достигается за счет купола и углубления, спрятанного под ногами публики. По форме выемка под полом напоминает корпус балалайки. Выходит, что если убрать все перегородки, пространство зала будет похоже на яйцо. Вот она — идеальная форма для распространения звука.

О застольном периоде и необходимости вставать на ноги

Всего в драме работают около 200 человек и только 40 из них актеры. В среднем работа над спектаклем длится около двух-трех месяцев. Начинается она с того, что режиссер и актеры совместно разбирают пьесу. Этот период называют застольным. Параллельно художник спектакля готовит эскизы и макеты декораций — такие маленькие коробочки с мини-сценой внутри.

Затем актеры «встают на ноги», именно так в театральной среде называется время репетиций. Отыгрывается все на большой или камерной сценах. На последней, кстати, тоже даются спектакли. Но поскольку, людей, вкушающих искусство, значительно меньше, а расстояние до актера — короче, меняется подача. В общем, такая тесная близость обязывает все стороны действия менять поведенческие паттерны.

Пока идут репетиции, ведется работа над костюмами и реквизитом. Раньше платья были в собственности актеров. Добывали их всеми правдами и неправдами, ведь если нет костюма — играть нельзя. Теперь для каждого спектакля шьются десятки всевозможных нарядов. Плюс, если два актера играют одну роль, то требуются одинаковые платья разных размеров.

Переодеться в гримерке актер не всегда успевает, поэтому отдельная вешалка стоит перед выходом на сцену. Передвигать чьи бы то ни было вещи и бутафорию нельзя. Если актер стремглав летит на выход, он должен взять, например, пистолет для постановки именно там, где оставил. Интересно, что четко соблюдают это правило не только взрослые, но и дети, которых актеры берут с собой на репетиции.

Замыкая круг

Пока актеры отыгрывают будущие спектакли, задумки художника начинают реализовывать в реальном размере. Мастерская находится на последнем этаже театра и это одно из самых интересных для посещения мест. Ощущаешь себя в безвременье, куда сбегают жить вещи, когда за ними не следишь. Лестницы, подвижные части сцены, стены тюрем — все это обитает под крышей драмтеатра. Элементы спектакля спускаются отсюда на сцену через люки на спецлебедках. Здесь же находится бутафорский цех. Впрочем, части бывших и будущих спектаклей можно найти и под сценой, где хранятся разборные планшеты и механизм, приводящий в движение поворотный круг.

Изначально сцена была статичная. Сорок лет ее крутили монтировщики. Декорации, к слову, имеют серьезный вес, а потому «укручивались» работники до того, что дневали и ночевали на работе. Все изменилось, когда возникла потребность поставить спектакль о первом паровозе. С тех пор поворот включается кнопкой — и сцена движется в необходимую сторону с нужной скоростью.

О расписании и особенностях актерской памяти

Жизнь в театре начинается с 11:00. В это время стартует первая репетиция, она длится до двух дня. Затем выходят монтировщики и меняют декорации, следом приходят костюмеры и реквизиторы. Главный человек в театре — помощник режиссера. Она сидит за пультом и делает объявления для цехов, осветителей и звукооператоров. Все они приходят ближе к спектаклю, выставляют оборудование и настраивают приборы. Кстати, электричество было в драме изначально. Станция, построенная для освещения театра, снабжала и здания, находящиеся рядом.

К 18:00 театр возвращаются актеры, ну а в 19:00 поднимается занавес. Кстати, утренняя репетиция с вечерним выходом на сцену никак не связана. В первой половине дня идет работа над будущим спектаклем. После премьеры он прогоняется еще раз только в том случае, если меняется место выступления. Так, один актер держит в голове около двадцати ролей постоянно.

Экскурсия заканчивается у выхода на сцену. Здесь, помимо телевизора, транслирующего все происходящее на сцене, дивана для ожидания и пианино для распевки, находится нетронутая штукатуркой стена. Ее оставили, чтобы было видно качество кладки начала 20 века, а еще, чтобы всегда помнить об истории театра, где в 1905 году впервые дали спектакль «Ревизор», где во время Великой Отечественной войны два года пребывал в эвакуации московский театр имени Вахтангова и делал свои первые шаги Михаил Ульянов.

Добавить комментарий
Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.