Ваш Ореол

Ваш Ореол

20 сентября 2016 12.32Статьи

Министр Виктор Белов о ценах на проезд в Омской области: «Иллюзия, что у частника дешевле, быстро развеется»

Для селян поездки до города стали роскошью.

Министр Виктор Белов о ценах на проезд в Омской области: «Иллюзия, что у частника дешевле, быстро развеется»

Вадим Харламов

Напомним, региональный министр промышленности, транспорта и инновационный технологий попал на «ДН» за то, что поездки для областного центра стали для селян роскошью. В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» он рассказал о своём видении ситуации.

Виктор Иванович, цены на билеты по межмуниципальным маршрутам взлетели вверх после вступления в силу федерального закона, когда тариф на перевозки стал нерегулируемым. Сильнее всего, по наблюдениям наших читателей, подорожал проезд в автобусах «Омскоблавтотранса». Почему предприятие, где учредителем является область, неизменно проигрывает частнику в цене?

- Частные перевозчики работают на выгодных перевозках, где есть большой и регулярный пассажиропоток. На другие их никакими коврижками не затянешь. «Омск-облавтотранс» - почти государственное предприятие, мы вынуждены обеспечивать транспортную доступность с любого населённого пункта области. Поэтому для «Омскоблавтотранса» вопрос выгоды второстепенен: если он выиграл конкурс, автобус строго по расписанию выйдет в рейс. Даже если в салоне будет всего два человека. Кроме того, частник работает в основном на «ГАЗелях» и автобусах малой вместимости, а их содержание обходится дешевле. До вступления в силу закона № 220, который породил последние изменения, государственные перевозчики и частники работали в совершенно разных условиях. Первые обязаны содержать парк, специалистов для прохождения технического и медицинского осмотра, нести расходы по содержанию автовокзалов. Частник мог хранить «газельку» под окошком, никаких осмотров не проходить, да ещё и налоги не платить. Таким образом, у «Омскоблавтотранса» складывалась совсем другая структура затрат. Многие частники, кстати, даже те, кто сегодня легально выходит на маршрут, до сих пор пытаются лукавить: не платить налогов или платить их по упрощённой схеме: например, всего за 20 автобусов, хотя по договору их должно быть 80. Всё это вкупе создало частникам мощную финансовую подушку безопасности, и сейчас, уже официально выйдя на рынок, они могут позволить себе демпинговать цены с целью выдавить конкурента.

Нельзя упрекать перевозчиков в том, что они держат низкий тариф только потому, что ездят нелегально. Мы уже приводили пример с рейсом в Павлодар. Там много лет работает официальный частный перевозчик. И получается, что людям дешевле доехать до Казахстана, чем до Тары автобусом «Омскоблавтотранса».

- Сравнение некорректно. Международный перевозчик планирует свои рейсы - если не наберёт достаточное количество пассажиров, автобус не поедет. А закон требует от нас соблюдать регулярность перевозок - то есть транспорт должен выйти в рейс по графику, и неважно, сколько там пассажиров. Сейчас же мы сталкиваемся с тем, что частный перевозчик выиграл конкурс, работает официально, но психология у него осталась прежней - ему положено выехать в  7 утра, а он сидит и ждёт, пока салон не заполнится. Между тем время, когда перевозчик мог видеть только заработанные деньги, закончилось - по закону мы обязаны обеспечить график и регулярность движения. Так, как это делается во всём цивилизованном мире.

Нельзя ставить в вину часным перевозчикам и демпинг цен. Это конкуренция!

- Нормальная конкуренция - это когда все перевозчики работают в равных условиях. У нас же на частников-нелегалов государство долгое время смотрело сквозь пальцы. Федеральный закон, о котором я уже говорил, положил этому конец. К примеру, сейчас мы запустили Региональную навигационно-информационную систему Омской области (РНИС). Она позволяет отслеживать время и график движения каждого транспортного средства. Подключены к ней и частные перевозчики, выигравшие конкурс. А это значит, что они уже не смогут, как раньше, отправляться в рейс, только когда наберут полный салон, не смогут, как это сейчас происходит, нанимать на работу только одного водителя, который гонит машину и туда, и обратно, сидя за баранкой по 12 часов! Перевозчику нужно будет нанимать на работу как минимум двух водителей, а это значит, у него автоматически возрастут расходы на оплату НДФЛ. Брать с пассажиров деньги мимо кассы он тоже не сможет. Когда все будут играть по одним правилам, издержки будут примерно одинаковы у всех. Мелкие ИП с «газельками» работать в новых условиях, скорее всего, не смогут. Сейчас идёт переходный период - закон в полной мере заработал с 16 июля, и по итогам одного месяца нельзя делать какие-то выводы. К примеру, сейчас у нас всё южное направление выиграло частное ООО «Дилижанс». Да, они понизили цены на 35 процентов, но лишь с одной целью - выдавить нелегалов, которые сейчас выходят на рейсы параллельно с их транспортом. Очистят нишу - выставят адекватный тариф.

То есть людям готовиться к тому, что цена на билеты вырастет ещё больше?

- Почему же? Сейчас цена растёт только потому, что это общемировая тенденция. Она должна остановиться на каком-то уровне. И, кстати, говорить, что у «Омскоблавтотранса» всегда самые дорогие билеты, - неверно. У нас есть направления, по которым это предприятие возит пассажиров дешевле, чем частник. Когда все будут находиться в одинаковых условиях, цена выровняется. Ведь частные перевозчики, выигравшие конкурс, возьмут на себя и часть затрат «Омскоблавтотранса», например, будут платить за пользование автовокзалами. Это принцип сообщающихся сосудов.

Рост тарифов прогнозируется хотя бы потому, что лучший стимул снизить цену на свои услуги - это наличие конкуренции. Вы сами сказали, что мелкие ипэшники с «газельками» - наименее затратным и мобильным транспортом - уйдут. А много ли у нас крупных транспортных компаний, способных потягаться с тем же «Омскоблавтотрансом»?

- На самом деле уже сейчас нельзя говорить о том, что «Омскоблавтотранс» занимает лидирующее положение на рынке. Частные перевозчики активно участвуют в конкурсах и выигрывают их. Разве это не конкуренция? Я уже приводил пример с южным направлением - его полностью обслуживает частная компания. Нам как организаторам движения всё равно, с кем работать - с частником или госпредприятием. Главное, чтобы все игроки соблюдали требования закона. Что касается «газелей» и мелких перевозчиков. Закон позволяет им объединяться, создавать консорциум и точно так же выходить на конкурс. Если в таком пуле будет представлен разный вид транспорта, этот тандем будет вполне конкурентоспособен.

А что предпринималось для того, чтобы у «Омскоблавтотранса» был не менее мощный, чем у частника, стимул снизить свои издержки? Насколько уместно гонять большой автобус, если в нём сидят два человека? Что делается министерством для того, чтобы селяне могли добраться в город по приемлемой для них цене?

- В той системе, в которой «Омскоблавтотранс» существовал раньше, у него было не так уж много инструментов для снижения издержек. К примеру, этот перевозчик не мог свободно оперировать ценой, даже понизить её не мог, так как тариф был регулируемым. Сейчас государство сказало: там, где есть нормальный пассажиропоток, субсидировать полупустые автобусы мы не будем. Новый закон в корне поменял систему перевозок и открыл большие перспективы. Теперь организатором перевозок является не только министерство, но и муниципалитеты, которые несут ответственность за внутрирайонные перевозки. Поэтому сегодня на местах должны серьёзно заняться своими районными пассажирскими предприятиями. В том же Усть-Ишиме оно является филиалом «Омскоблавтотранса» и работает убыточно, так как пассажиропотока нет, но ездить людям нужно. Значит, эту проблему необходимо решать. Как? Району виднее. Может быть, пустить туда частника с «ГАЗелью» и наладить диспетчерскую систему заявок на транспорт. Сейчас идёт переходный период, мы следим за ситуацией и вносим корректировки, там где это необходимо, например, изменения коснулись 14 маршрутов, увеличена интенсивность на 120 рейсов, дополнительно привлечено 60 автобусов. Так что, я думаю, нельзя упрекать министерство в том, что мы ничего не делаем. Несмотря на все сложности, область изыскивает деньги и субсидирует маршруты, где это действительно необходимо. На так называемые социальные маршруты выделено 65 миллионов рублей. Это транспорт от села до райцентра и от пригорода до Омска. Но на всех остальных направлениях, где нормальный пассажиропоток, тариф должен остаться нерегулируемым.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 37 (922) от 14 сентября 2016 г.

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».