14 декабря 2013 09.26Мнения

Неспортивные монополии

Индустрия профессионального спорта в России оказалась под угрозой. Группа сенаторов во главе с Вячеславом Фетисовым намерена законодательно запретить монополистам финансировать спортивные клубы. Идеолог поправки в закон о естественных монополиях сенатор Николай Власенко в интервью «Коммерсанту» заявил, что неправильно перекладывать деньги налогоплательщиков в непрофильные активы. 

 Сенаторов возмущает, что монополисты, повышая населению тарифы и возмещая свои издержки за счет государства, при этом покупают спортивные команды. 

Если отстраниться от популизма, сосредоточившись на перспективах профессионального спорта в случае принятия законопроекта, можно констатировать: в будущем данные меры могут привести не к смерти индустрии, а к ее оздоровлению. В нашей стране не существует адекватного рынка профессиональных игроков, и это одна из причин, почему никому не удается зарабатывать на спорте. Финансирование клубов со стороны естественных монополий является, по сути, имиджевым, или, как в случае с ОАО «Газпромнефть» и ХК «Авангард», «социальным» проектом. Правда, подобный «социализм» отражается только на гонорарах хоккеистов, которые, к слову, находясь в самом низу турнирной таблицы, умудряются входить в рейтинг самых высокооплачиваемых игроков КХЛ.

В Северной Америке, на которую Континентальная хоккейная лига старается ориентироваться, ситуация обратная. Там профессиональный спорт, — прибыльный бизнес, где тактика «отбывать номер» на площадке невозможна по определению. В НХЛ трудно себе представить менеджмент, который по ходу сезона судорожно меняет стратегию игры, допускает кадровые просчеты. Самый большой страх заокеанских управленцев — это падение интереса к команде и как результат — снижение прибыли от продажи билетов, атрибутики, телетрансляций.

В России же все издержки покрывает владелец, поэтому и роль у болельщиков иная. Руководство клуба позволяет себе вяло реагировать на запрос большей публичности.

В то же время даже в КХЛ есть пример совершенно иного подхода — «Динамо» (Рига). Латвийский клуб звезд с неба не хватает, но при этом строит успешный бизнес в Лиге, где большинство соперников не слишком волнуются по поводу рентабельности. «Динамо» зарабатывает деньги на продаже довольно дорогих по меркам КХЛ билетов, при этом обеспечивая полные залы. Отдельный источник доходов — атрибутика, а также продукты питания с логотипом команды. В то же время по результатам прошлого сезона только два клуба КХЛ потратили на покупку игроков меньше, чем рижане. И сейчас «Динамо» удается соблюсти баланс: ростер (список игроков) команды стоит не дорого, но при этом клуб уверенно входит в тройку западной конференции КХЛ. И без всякой помощи монополий.

Если Рига учит разумно тратить, но при этом еще и зарабатывать, то монопольная модель финансирования по сути, губит эту позитивную тенденцию.
К тому же кто в Омске готов покупать билеты на хоккей за тысячу рублей, если их можно купить за сто? Не только игроки привыкли к завышенным контрактам, но и болельщики к халяве.

Минусов у сложившейся системы немало. Главный из них — постоянный риск, что владельцу наскучит его «игрушка» и команда будет обречена на выживание . Яркий тому пример — хоккейная «Лада», сейчас в такой же ситуации оказался и футбольный «Анжи».

Увы, и денежные потоки при неэффективном менеджменте не являются залогом спортивного успеха. Что опять же можно наблюдать на примере «Авангарда».
Следовательно, пока российские клубы не станут конкурентоспособными с точки зрения бизнеса, ждать больших успехов на европейской футбольной арене или в хоккейном заочном соревновании НХЛ и КХЛ не стоит.

Законопроект Совета Федерации подталкивает клубы вставать на рыночные рельсы. Однако учитывая финансовое и политическое влияние, которое имеют естественные монополии в России, и их нежелание расставаться с клубами-«игрушками» — шанс на реформирование профессионального спорта пока невелик.

Александр Набатов

Добавить комментарий
Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.