14 декабря 2013 09.26Мнения

Неспортивные монополии

Индустрия профессионального спорта в России оказалась под угрозой. Группа сенаторов во главе с Вячеславом Фетисовым намерена законодательно запретить монополистам финансировать спортивные клубы. Идеолог поправки в закон о естественных монополиях сенатор Николай Власенко в интервью «Коммерсанту» заявил, что неправильно перекладывать деньги налогоплательщиков в непрофильные активы. 

 Сенаторов возмущает, что монополисты, повышая населению тарифы и возмещая свои издержки за счет государства, при этом покупают спортивные команды. 

Если отстраниться от популизма, сосредоточившись на перспективах профессионального спорта в случае принятия законопроекта, можно констатировать: в будущем данные меры могут привести не к смерти индустрии, а к ее оздоровлению. В нашей стране не существует адекватного рынка профессиональных игроков, и это одна из причин, почему никому не удается зарабатывать на спорте. Финансирование клубов со стороны естественных монополий является, по сути, имиджевым, или, как в случае с ОАО «Газпромнефть» и ХК «Авангард», «социальным» проектом. Правда, подобный «социализм» отражается только на гонорарах хоккеистов, которые, к слову, находясь в самом низу турнирной таблицы, умудряются входить в рейтинг самых высокооплачиваемых игроков КХЛ.

В Северной Америке, на которую Континентальная хоккейная лига старается ориентироваться, ситуация обратная. Там профессиональный спорт, — прибыльный бизнес, где тактика «отбывать номер» на площадке невозможна по определению. В НХЛ трудно себе представить менеджмент, который по ходу сезона судорожно меняет стратегию игры, допускает кадровые просчеты. Самый большой страх заокеанских управленцев — это падение интереса к команде и как результат — снижение прибыли от продажи билетов, атрибутики, телетрансляций.

В России же все издержки покрывает владелец, поэтому и роль у болельщиков иная. Руководство клуба позволяет себе вяло реагировать на запрос большей публичности.

В то же время даже в КХЛ есть пример совершенно иного подхода — «Динамо» (Рига). Латвийский клуб звезд с неба не хватает, но при этом строит успешный бизнес в Лиге, где большинство соперников не слишком волнуются по поводу рентабельности. «Динамо» зарабатывает деньги на продаже довольно дорогих по меркам КХЛ билетов, при этом обеспечивая полные залы. Отдельный источник доходов — атрибутика, а также продукты питания с логотипом команды. В то же время по результатам прошлого сезона только два клуба КХЛ потратили на покупку игроков меньше, чем рижане. И сейчас «Динамо» удается соблюсти баланс: ростер (список игроков) команды стоит не дорого, но при этом клуб уверенно входит в тройку западной конференции КХЛ. И без всякой помощи монополий.

Если Рига учит разумно тратить, но при этом еще и зарабатывать, то монопольная модель финансирования по сути, губит эту позитивную тенденцию.
К тому же кто в Омске готов покупать билеты на хоккей за тысячу рублей, если их можно купить за сто? Не только игроки привыкли к завышенным контрактам, но и болельщики к халяве.

Минусов у сложившейся системы немало. Главный из них — постоянный риск, что владельцу наскучит его «игрушка» и команда будет обречена на выживание . Яркий тому пример — хоккейная «Лада», сейчас в такой же ситуации оказался и футбольный «Анжи».

Увы, и денежные потоки при неэффективном менеджменте не являются залогом спортивного успеха. Что опять же можно наблюдать на примере «Авангарда».
Следовательно, пока российские клубы не станут конкурентоспособными с точки зрения бизнеса, ждать больших успехов на европейской футбольной арене или в хоккейном заочном соревновании НХЛ и КХЛ не стоит.

Законопроект Совета Федерации подталкивает клубы вставать на рыночные рельсы. Однако учитывая финансовое и политическое влияние, которое имеют естественные монополии в России, и их нежелание расставаться с клубами-«игрушками» — шанс на реформирование профессионального спорта пока невелик.

Александр Набатов

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.