14 декабря 2013 09.26Мнения

Неспортивные монополии

Индустрия профессионального спорта в России оказалась под угрозой. Группа сенаторов во главе с Вячеславом Фетисовым намерена законодательно запретить монополистам финансировать спортивные клубы. Идеолог поправки в закон о естественных монополиях сенатор Николай Власенко в интервью «Коммерсанту» заявил, что неправильно перекладывать деньги налогоплательщиков в непрофильные активы. 

 Сенаторов возмущает, что монополисты, повышая населению тарифы и возмещая свои издержки за счет государства, при этом покупают спортивные команды. 

Если отстраниться от популизма, сосредоточившись на перспективах профессионального спорта в случае принятия законопроекта, можно констатировать: в будущем данные меры могут привести не к смерти индустрии, а к ее оздоровлению. В нашей стране не существует адекватного рынка профессиональных игроков, и это одна из причин, почему никому не удается зарабатывать на спорте. Финансирование клубов со стороны естественных монополий является, по сути, имиджевым, или, как в случае с ОАО «Газпромнефть» и ХК «Авангард», «социальным» проектом. Правда, подобный «социализм» отражается только на гонорарах хоккеистов, которые, к слову, находясь в самом низу турнирной таблицы, умудряются входить в рейтинг самых высокооплачиваемых игроков КХЛ.

В Северной Америке, на которую Континентальная хоккейная лига старается ориентироваться, ситуация обратная. Там профессиональный спорт, — прибыльный бизнес, где тактика «отбывать номер» на площадке невозможна по определению. В НХЛ трудно себе представить менеджмент, который по ходу сезона судорожно меняет стратегию игры, допускает кадровые просчеты. Самый большой страх заокеанских управленцев — это падение интереса к команде и как результат — снижение прибыли от продажи билетов, атрибутики, телетрансляций.

В России же все издержки покрывает владелец, поэтому и роль у болельщиков иная. Руководство клуба позволяет себе вяло реагировать на запрос большей публичности.

В то же время даже в КХЛ есть пример совершенно иного подхода — «Динамо» (Рига). Латвийский клуб звезд с неба не хватает, но при этом строит успешный бизнес в Лиге, где большинство соперников не слишком волнуются по поводу рентабельности. «Динамо» зарабатывает деньги на продаже довольно дорогих по меркам КХЛ билетов, при этом обеспечивая полные залы. Отдельный источник доходов — атрибутика, а также продукты питания с логотипом команды. В то же время по результатам прошлого сезона только два клуба КХЛ потратили на покупку игроков меньше, чем рижане. И сейчас «Динамо» удается соблюсти баланс: ростер (список игроков) команды стоит не дорого, но при этом клуб уверенно входит в тройку западной конференции КХЛ. И без всякой помощи монополий.

Если Рига учит разумно тратить, но при этом еще и зарабатывать, то монопольная модель финансирования по сути, губит эту позитивную тенденцию.
К тому же кто в Омске готов покупать билеты на хоккей за тысячу рублей, если их можно купить за сто? Не только игроки привыкли к завышенным контрактам, но и болельщики к халяве.

Минусов у сложившейся системы немало. Главный из них — постоянный риск, что владельцу наскучит его «игрушка» и команда будет обречена на выживание . Яркий тому пример — хоккейная «Лада», сейчас в такой же ситуации оказался и футбольный «Анжи».

Увы, и денежные потоки при неэффективном менеджменте не являются залогом спортивного успеха. Что опять же можно наблюдать на примере «Авангарда».
Следовательно, пока российские клубы не станут конкурентоспособными с точки зрения бизнеса, ждать больших успехов на европейской футбольной арене или в хоккейном заочном соревновании НХЛ и КХЛ не стоит.

Законопроект Совета Федерации подталкивает клубы вставать на рыночные рельсы. Однако учитывая финансовое и политическое влияние, которое имеют естественные монополии в России, и их нежелание расставаться с клубами-«игрушками» — шанс на реформирование профессионального спорта пока невелик.

Александр Набатов

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.