Класс

Класс

23 сентября 2016 12.33Интервью

Саша Привалов, создатель Lit Trip: «Современные поэты — не серебряный век. Нигилизм сегодня намного грубей»

Писатель Саша Привалов год назад собрал в Омске литературное сообщество Lit Trip. «Класс» поговорил с молодым автором о том, как и зачем пиарить омских поэтов.

Саша Привалов, создатель Lit Trip: «Современные поэты — не серебряный век. Нигилизм сегодня намного грубей»

Фото: личный архив Саши Привалова

Для начала расскажи поподробней, что такое Lit Trip, кто его придумал и самое главное — для чего?

— Для чего? — это, пожалуй, самый сложный вопрос. Год назад, в августе, мы ночью сидели с товарищем на кухне и пили. Мы только что сняли с друзьями квартиру и подумали, что было бы интересно сделать поэтический вечер. Квартирник. 19 сентября прошел первый такой вечер, потом второй. Сначала пришло 14 человек, во второй раз — 28. Квартира уже конкретно не выдерживала, слишком много народу. И посетившая один из квартирников Ника Покоева предложила нам помещение в «Гайдаре» (молодежном клубе. — Прим. ред.). Раз такое предложение поступило, решили двигаться дальше.

Поначалу это был довольно простой проект. Ребята встречались, пели свои песни, читали стихи. Сейчас он стал более обширным. У нас теперь есть проект Music Trip, где выступают молодые омские группы. Сейчас мы для них готовим тур. Три группы везем в три города: Тюмень, Екатеринбург и Челябинск. Есть проект Cinema Trip, там показывают довольно андеграундное авторское кино. Проходят ночи кино. Еще есть литературный клуб, где люди могут приходить, читать свои стихи и получать на них критику.

Вообще это проект для помощи что ли... Чтобы у музыкантов и поэтов были слушатели и площадки. Не просто какие-то редкие случайные вечера, а четкая система проведения таких мероприятий. Чтобы каждый знал, что может быть услышан вне зависимости от качества своего творчества.

Насколько массовым стал этот проект? Поэтов слушают в основном поэты или зрители со стороны тоже есть?

— Мы быстро перестали быть каким-то узким кружком. Очень мощными были декабрь, январь и февраль, когда на мероприятиях было по 80-100 человек. Потом этот бум прошел. Есть у нас еще формат Lit Trip Open, когда человек может прочитать стихи без каких-то предварительных договоренностей и отбора. Если там читает, к примеру, двадцать авторов, а больше мы стараемся не ставить, то приходит послушать еще человек тридцать.

Для меня довольно странно, что в Омске вообще столько поэтов.

— И для меня тоже было странно, на самом деле. Но ведь многие пишут или когда-либо писали стихи. Просто кто-то остановился, а кто-то нет.

Ты сам пишешь стихи?

— Стихи у меня очень плохие. Пишу прозу, она вроде как получше. Мне по крайней мере больше нравится писать именно прозу.

Как поэты друг друга находят?

— Сарафанное радио, наверное, и реклама во «ВКонтакте» в виде банальных репостов. Многие поэты, которые у нас выступают, просто долго следили за проектом и в какой-то момент решили выступить.

А напечатать свою книжку сложно? Есть ли у молодых поэтов проблемы с этим, например, финансовые?

— На самом деле, это не так уж сложно и дорого. Чтобы выпустить 100 экземпляров, а больше на первоначальном этапе нет смысла печатать, нужно примерно 14-15 тысяч рублей. Это не так уж много.

В новом сезоне что-то то новое в Lit Trip будет происходить?

— Мы сейчас развиваемся в сторону филиалов. В ноябре один откроется в Барнауле. Там у площадки Lit Trip будут свои организаторы. Я больше делаю ставку не на то, чтобы поэты выпускали сборники, а на то, чтобы их стали узнавать в других городах. На открытие я возьму омских поэтов и музыкантов, и мы поедем в Барнаул. Так же будем со временем развивать и другие города.

Это в дальнейшем будет удобней и для гастролей, и для тех же печатных книжек. Если у человека в его паблике со стихами, скажем, 400 человек, то он рискует даже не выйти в ноль после продажи книжек. А если его будут знать за пределами Омска, то возможностей появляется больше.

Гастроли поэтов не самое привычное явление. Это какая-то новая волна в нашей литературе или неизвестная широкой публике данность?

— На самом деле, очень много поэтов гастролируют. Сейчас мы помогаем привозу в Омск Мокко fm, следом за ним приезжает Ес Соя, потом — Серафима Ананасова. Они часто катаются по стране. Я просто раньше не был в этой теме и толком не знал, что так много поэтов гастролируют и что в Омске так много поэтов. Я думаю, это всегда было, просто не сильно афишировалось.

Все-таки похоже на какой-то серебряный век: литературные кружки, выступления поэтов. Как будто совсем не наше время.

— Современные поэты — это не серебряный век. Далеко не серебряный. Но тут свое: своя тематика, свой очень сильный нигилизм. Сейчас он намного грубей, чем в то время.

Вы как-то смотрите на качество стихов, когда начинаете помогать какому-то поэту? Есть же масса поэтов, которые вроде бы не так уж и хороши, но умеют именно хорошо продвигать себя у определенной аудитории.

— Есть откровенно плохие стихи, написанные по принципу «любовь — кровь». Такие в любом случае не пройдут, хоть ты запиарься. Не будут это читать и слушать со сцены. Есть средние стихи, которые можно читать и слушать. По сути, это они и гастролируют. Те же Ес Соя, Ананасова, Пинженин, Рома Гонза. Это хорошие стихи, но не конгениальные. Конгениальных я еще не встречал. Таких, чтобы я прочел и понял, что это космос.

Средне пишут довольно много людей. Даже в Омске. У нас был конкурс Lit Trip the Best. По его итогам финалистами стали шесть человек. Каждый из них, если его правильно распиарить, сможет гастролировать, и их стопроцентно будут слушать.

А есть молодые омские поэты, которые стихами зарабатывают?

— Нет. Это студенты, журналисты, актеры — у всех есть какая-то профессия и работа.

Не было идеи совместить Lit Trip и Music Trip, скажем, чтобы омские группы пели песни на стихи омских поэтов?

— Нет, таких идей не было, мы только думали о том, что на литературных вечерах можно делать какой-то аккомпанемент. То, о чем ты говоришь, успешно делает, к примеру Ярослав Лапа. Он пишет стихи и играет в группе. Там его тексты и становятся песнями. Чтобы такой проект реализовать, надо этим прямо гореть. Нужны какие-то зараженные такой идеей люди, а их сейчас нет. А без них ничего не получится. Лично я не музыкант и не поэт, и сам я такой идеей не горю.

Тебе-то лично что дает и Lit Trip, и Music Trip как не музыканту и не поэту?

— Поначалу просто было интересно, смогу я или нет. Оказалось, что смогу. Знаешь, мне нравится помогать людям, а еще это такая эгоистичная штука. Не в плане коммерции, денег здесь я почти не зарабатываю. А в плане того, что ты доходишь до какой-то маленькой вершинки и понимаешь, что устал и хочешь отдохнуть, но тут обнаруживаются новые вершины и тут же возникает интерес и стимул лезть вверх. Мне просто интересно, когда я сам сломаюсь.

Почему обязательно сломаешься, разве бесконечного движения в таком деле быть не может?

— А какие еще варианты?

Постоянно ведь можно придумывать что-то новое, находить единомышленников, какие-то имена новые открывать.

— Ну смотри, вот ты говоришь про новые имена. В марте мы делали Lit Trip the Best. Я говорю «мы», имея в виду себя и еще нескольких людей, которые этим занимались. Либо мне просто удобней говорить «мы», потому что тогда я не чувствую, что делаю это все один, хотя со многими проектами так и получается. В общем, тогда я понял, что нет никакой перспективы развития. После первых вечеров в «Гайдаре» мы сидели на кухне и просто говорили о том, что клево было бы получить площадку в баре Bukowski. В итоге их арт-директор Руслан Брущенко нас туда позвал. Потом, когда в марте я перестал видеть перспективу и продолжал на автомате что-то устраивать, появилась девочка из Барнаула, которая предложила делать филиал. И теперь я снова знаю, что делать в ближайшее время. Просто, если оставаться в Омске и просто быть площадкой для поэтов и музыкантов, становится скучно. Это и бар любой может делать.

Сложно вообще с поэтами? Есть же устойчивый стереотип, что это люди ранимые, остро воспринимающие критику и так далее.

— Я стараюсь не критиковать. Когда в литературном клубе собираются совсем молодые поэты, мы разбираем их тексты. Без грубостей, конструктивно общаемся. Человек уже либо делает какие-то выводы, либо нет. Его дело. А с теми, которые составляют костяк Lit Trip... Ну я бы не сказал, что с ними тяжело. Всегда можно найти общий язык.

На чем основываешься, когда анализируешь чьи-то стихи? Ты филолог по образованию?

— Мы видимо, мало переписывались во «ВКонтакте», и ты не успела понять, что я совсем безграмотный (Улыбается.). Не филолог, но у меня есть определенные ощущения. Есть фильм под названием «Общество мертвых поэтов», и там говорится о том, что нельзя оценивать стихи по каким-то канонам. Есть то, что режет слух, и то, что не режет. Стихотворение должно быть гармоничным, а если есть какие-то «сучки», то сразу возникает вопрос, случайны они или нет. Если случайны — нужно «шлифануть». Если специально, то это интересный поэт. Может быть. Все зависит от осознанности.

Ну а вообще, я выполняю роль ведущего. Разбором стихов занимаются более опытные люди. Недавно с нами стала работать Лина Калинка, она взялась за эту работу. Иногда приглашаем Игоря Федоровского, который делает просто дичайший анализ. Я не особо разбираюсь в поэзии, у меня все больше на эмоциях. Вот прозу могу разобрать, там вообще все легко. В школе искусств «Резонанс» я как раз буду учить людей структурировать прозу, добавлять побочные сюжеты, чтобы не лить воду и не графоманить.

На свое творчество у тебя времени хватает с таким количеством дел?

— Действительно, времени очень мало. Я сейчас пишу книжку, в голове этот процесс происходит постоянно, а на бумагу не всегда успеваю что-то переносить. У меня еще висит один заказ на сценарий, вообще спать, наверное, не буду.

О чем сценарий?

— Пока что сказать не могу, у меня есть только описание сюжета. По-моему, это фантастика по какому-то из романов Берроуза. Платят они немало, но и не сильно много для сценария.

А про что твои книжки?

— Это такой реализм или даже сюрреализм местами. Вообще, я делю свою прозу на две категории, они никак не касаются жанров. Просто есть книга с идеей, а есть книга-сублимация. Например, сейчас я пишу книгу «Психонафты». Там есть конкретная идея, к которой я иду. Есть у меня сборник «Черный ящик» — это сплошная сублимация каких-то моих внутренних переживаний. Вообще, все о происходящем, все о жизни.

Тебе из Омска никогда не хотелось уехать?

— Нет. Я в свое время много где был, очень хорошо катался автостопом. Мне нравится Омск, и я не собираюсь уезжать и не отговариваю других... Просто мне часто смешно, когда люди хотят его покинуть. Музыканты, например, рвутся в Питер, кто-то едет зарабатывать деньги в Москву. Но игра не стоит свеч. Чтобы в Питере стать крутым музыкантом, есть два варианта. Первый — бухнуть хорошо денег в себя и свое творчество. К примеру, чтобы в будний день выступить в баре обычном, нужно заплатить пять тысяч за сет в 20-30 минут. Второй вариант — быть реально очень гениальным. Но гениальных людей почти нет. А так... едут в Питер и становятся разнорабочими на стройке.

На российском и на омском уровнях есть разные союзы писателей. Как молодые люди к ним относятся? Есть смысл туда вступать?

— Мне кажется, это не зависит от того, молодой писатель или нет. Это, скорее, зависит от человека. Молодые писатели там есть, но я к ним не отношусь. Мне никогда не было интересно принадлежать к кому-то там. Талантливые люди, мне кажется, никогда не будут себя к кому-то относить. Это не надо. Что мне нравится в Lit Trip: у нас каждый поэт полностью индивидуален и по-своему великолепен.

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.