Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

28 сентября 2016 17.46

Уездный Тюкалинск: культ Чехова, помощь Марка Твена и буквица в чернильном исполнении

Корреспондент «Нового Омска» нырнул в быт русской домохозяйки, попробовал себя в роли школьника из уездного города и сфотографировал неожиданно современный Мемориал славы.

Александра Сухорукова

Компания «Евразия-Тур» совместно с министерством культуры Омской области и администрацией Тюкалинского района представила второй тур по региону «Уездный город на Сибирском тракте». Многочисленные учителя омских школ и небольшая команда журналистов отправилась отдохнуть в Тюкалинск.

Встретили как положено — хлебом-солью. Приятным дополнением стал квас. Правда, на подносе была только пара стаканов, и, наверное, поэтому многие гости от напитка отказались. Надеюсь, недочет устранят.

Пару слов о районе сказали в темпе вальса и под булочку. После двух с лишним часов дороги перекус был кстати.

— «Тюкалинск» — от какого слова? — спросил экскурсовод-работник администрации.

— Тюкать? — предположили гости.

— Это раньше мы позволяли себя тюкать, а потом выяснили, что название города произошло о тюркского «тюкал» (ударение на последний слог) — полный, совершенный. Так что на благодатной земле живем. Когда поняли это, жизнь стала налаживаться.

В 18-19 веках Тюкалинск переживал хорошие времена: силы давал Московско-Сибирский тракт. Жили за счет торговли и сельского хозяйства.

Представьте, тюкалинское масло отправляли и в Голландию, и в Германию, и в некоторые другие страны. А из кож, выделанных в Тюкалинске, сшили туфли самой английской королеве.

Дальше Тюкалинск постигла в каком-то смысле судьба Томска: железная дорога обошла город стороной, и он стал увядать. Впрочем, экскурсовод уверен, что это лишь байка.

Как бы то ни было, на память о былом расцвете у Тюкалинска осталось 29 зданий — памятников регионального значения. Некоторые из них законсервированы, а некоторые вовсю используют, в том числе и как обычные дома. Жить в статусном здании непросто — даже окна пластиковые не поставить.

Если в Омске чуть ли не молятся на Достоевского, то в Тюкалинске почитают Чехова. 18 мая 1890 года прозаик проехал через город. Останавливался ли, неизвестно, но тюкалинцы и тому рады. Здесь провели уже три чеховских фестиваля, и продолжение следует. Для тюкалинцев в классика, а в прошлом земского доктора, перевоплощается 30-летний завполиклиники. Удивительно, говорят, похож.

«Видимо, Чехов все-таки останавливался в Омской области», — пошутили туристы.

Привет фестиваля дошел и до нас: по площади устроила променад дама с собачкой — участница летнего действа.

 

К Тюкалинску руку приложил и другой знаменитый писатель — Марк Твен. Его друг, журналист Джордж Кеннон был здесь проездом. Жуткий вид местной тюрьмы выбил его из колеи: в ужасных условиях здания на 200 человек содержались 400 заключенных. Кеннон с Твеном подняли бучу на высоком уровне, и царь распорядился построить в Тюкалинске новую каменную тюрьму. Здание отлично сохранилось — сейчас там учатся студенты индустриально-педагогического колледжа.

В историко-краеведческом музее можно подержать настоящий зуб мамонта (у огромного млекопитающего было всего шесть зубов, два из которых клыки), попробовать себя в роли русской домохозяйки (в вашем распоряжении окажется рубель для стирки белья, ухват, ступка, жернова), ударить по клавише клавикорда и улыбнуться забавному чучелу рыбы-ежа.

 

«Все экспонаты даем подержать, ведь для детей это так важно!», — на секунду выходит из образа экскурсовод, рекламируя экскурсию для омских учителей.

  

В остальное время «хозяюшка» музея говорит энергично, без умолку, играя простую женщину из дореволюционной России — не экскурсия, а песня. В этом году она стала лучшей по профессии в Омской области и будет соревноваться с экскурсоводами со всей России.

В Тюкалинске я впервые увидела Мемориал славы с золотыми фигурами.

 

После демонтажа милой сердцу многих омичей вывески «Голубой огонек» в центре Тюкалинска глаз отдыхает: здесь образцы советских шрифтов неплохо сохранились.

Намахавшись рубелем и прогулявшись по городу, туристы садятся за парты церковно-приходской школы. Перед этим — немного развлечений давних времен. Например, бабки. Когда еще пораскинешь костями?

В школе — перьевая ручка, чернила, русская буквица (даже цифры писали иначе, чем сейчас), гадание на Домострое и перевод со старославянского. Значение некоторых слов сейчас и не угадать. Лакати — это по-нашему голодать, истязать — расспрашивать, лаяти — подстерегать, ужима — родственник. Ходили в церковно-приходскую школу два года.

 

Библиотека в Тюкалинске была открыта аж в 1900 году. Здесь можно увидеть листок рукописной книги, выпуск журнала «Вокруг света» за 1914 год и открытки тех же годов.

 

На обеде мы в шутку вспоминали прочитанные в церковно-приходской школе наставления из книги «Юности честное зерцало»: «Не жри, как свинья». Все-таки сурово воспитывали в те времена и в выражениях не стеснялись.

Дальше — прогулка по выставке картин тюкалинца члена Союза художников России Александра Куроедова. В живописи разбираюсь мало, но дома некоторые его полотна однозначно повесила бы.

Под занавес мы научились делать оберег «божье око» и подкову на счастье, разучили простую, но веселую кадриль и нафотографировались в народных костюмах.

Больше всего щелчков камеры насчитал, пожалуй, лишь нулевой верстовой столб. Не так давно финская туристка загадала желание у достопримечательности, и оно сбылось. Маркетинг то был или правда, но все мы решили попытать счастья.

По всей видимости, тур разработан для школьников, и у него есть все шансы понравиться детям. Особенно, если они не делали обереги раньше. 

Самое актуальное в рубрике: Омскотуристо

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий