Деловой Омск

Деловой Омск

20 августа 2014 08.16Статьи

Недетская конкуренция

За последний год в регионе, по словам участников рынка, закрылось порядка 80 точек продаж одежды для новорожденных. Местные игроки проигрывают борьбу за выживание федеральным ритейлерам. Однако в условиях отчаянной конкуренции появляются и мощные региональные производители.

Недетская конкуренция

Локальный рынок текстильной торговли в Омской области пошатнулся с приходом в конце 2000-х годов федеральных сетей. По оценкам местных предпринимателей, открытие «Меги» на год парализовало работу Левобережной оптовки. А в тот период (2007-2009 годы) именно оптовый рынок был основным местом торговли одеждой для детей и новорожденных. С него начинают свои истории успеха многие местные игроки.

Параметры рынка

Общий объем регионального рынка детских товаров, по оценке УК «Финам Менеджмент», составляет около 56 млрд рублей. На долю детской одежды и обуви в его структуре приходится 45-50% (28 млрд рублей), предполагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Вычленить из этой суммы долю узкого сегмента продажи одежды для новорожденных проблематично. Предприниматель Сергей Карсюк, выпускающий товар под торговой маркой «Элегия», предлагает для этого нестандартную формулу.

«Детская одежда начинается от 30-го размера и заканчивается 42-м. Верхний предел — это наиболее распространенный размер детей в возрасте 16-18 лет. Одежда для новорожденных ограничена возрастом в 2 года. Получается, что ее доля в общем объеме продажи детской одежды равна 11%. А если учитывать, что младенца одевают не только мамы и папы, но еще и бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д., то эту цифру можно смело умножить на 1,5», — считает Сергей Карсюк.

Таким образом, объем рынка одежды для младенцев в регионе можно приблизительно оценить в 4,6 млрд рублей.

В разных пропорциях эта сумма распределена среди примерно 500 точек продаж детской одежды в регионе, а также дилеров, торгующих через интернет-магазины. К официальной статистике эксперты добавляют еще сотню незарегистрированных производств и частный пошив на дому. В целом же на этом рынке можно выделить 3 бизнес-модели.

tov d det

Федералы

Среди ключевых федеральных игроков, представленных в Омске, можно отметить таких операторов, как «Дочки&Сыночки», «Кенгуру», Mothercare и Rich Family. Лидером же рынка является группа компаний «Детский мир».

Как отмечает Максим Клягин, «Детский мир», будучи одним из крупнейших российских непродовольственных ритейлеров, занимает лидирующие позиции в сегменте розничной торговли детскими товарами и игрушками. Оборот ГК «Детский мир» за 2013 год составил 36 млрд рублей, доля продажи одежды в нем — 20% (7,2 млрд рублей). В Омске «Детский мир» имеет 3 магазина, и в 2014 году, как сообщили в группе компаний, новые точки открыты не будут.

«За последние полгода половина покупателей детских товаров приобрела детскую одежду в магазинах нашей сети», — рассказала «ДО» начальник управления по связям с общественностью ГК «Детский мир» Надежда Киселева, ссылаясь на исследование рынка детской и подростковой одежды в 2014 году от «РБК.research».

Федеральные сети, по собственным заверениям, активно сотрудничают с российскими поставщиками. Так, 20% ассортимента «Детского мира» — товар отечественных производителей. Во всех магазинах сети представлен единый ассортимент товара, и, по данным группы компаний, главное условие сотрудничества — способность производителя бесперебойно обеспечивать товарами магазины, расположенные в 108 городах страны.

«С омскими производителями детских товаров на данный момент мы не работаем, но открыты к предложениям — готовы их рассматривать.

Условия закупки для региональных поставщиков зависят от вида продукции и предполагаемой дистрибуции. Поэтому детали партнерства с каждой компанией обговариваются индивидуально», — заявила представитель «Детского мира» На-дежда Кузнецова.

Местные игроки делятся своими впечатлениями о сотрудничестве с федералами. По словам омских предпринимателей, федеральные сети предлагают невыполнимые условия оплаты товара. Как рассказала Наталья Кудашева, выпускающая продукцию под брендом «Аистенок», федералы выставляют требование по отсрочке платежа на 3 и более месяцев.

«Но оборотные средства — большая проблема для производства.

Только на складе должно лежать ткани не меньше чем на 7 млн рублей. И отдавать деньги на 3 месяца федералам я не собираюсь», — пояснила Кудашева.

В рамках региона такая задача выполнима, считают предприниматели, но в масштабах страны — нет.

Дилеры

По оценке предпринимателя Сергея Карсюка, только 25% товарооборота на рынке одежды для новорожденных в Омске принадлежат местным производителям, все остальное завозится оптовиками из других регионов России, а также из Китая, Турции и Белоруссии. Как утверждают эксперты, фабричная одежда среднего ценового сегмента из Китая и Турции сопоставима по качеству и цене с одеждой российского производства. Однако именно китайскую и турецкую продукцию предпочитают большинство интернет-магазинов и оптовики с левобережного рынка «Торговый город».
Торговцы китайским товаром экономкласса находят клиентов в основном в районах области, где покупательская способность населения значительно ниже, чем в Омске.

«В последние 3-4 года в городе усилился тренд на качество изделий. Потребитель стал щепетильнее относиться к тканям и крою детской одежды. Период экономии на своем ребенке прошел. И мы уже отказались от экономкласса. В городе все больше востребован сегмент «средний/средний+», — рассказала директор ООО «Микс Плюс» Татьяна Измайлова.

Число крупных оптовиков Омска ограничено десятком компаний. Среди них ИП Сучков А. А., «Омсктекстильопторг, ИП Водина Л. В.» и упомянутое выше ООО «Микс Плюс». Месячный оборот такой компании — 20-40 млн рублей. Как признаются участники рынка, бизнес этот низкомаржинальный, и выживать приходится за счет объемов закупаемой продукции.

«Мы работаем без наценки — продаем по цене производителя. Выгода получается лишь за счет скидки поставщика», — поясняет Татьяна Измайлова.

Понять порядок цифр в работе оптовиков можно на примере закупки и реализации конкретного изделия. Например, закупочная цена футболки экономкласса — 40-50 рублей. Сегмент «средний/средний+» дает цену в 300-400 рублей. В розничной продаже такая футболка обойдется покупателю в 120 рублей в сегменте «эконом» и в 600-800 рублей за товар класса «средний/средний+». Таким образом, накрутка на изделие в экономклассе составляет более 150%, в среднем — не менее 100%.

Для увеличения оборота предприниматели вынуждены использовать заемные средства. И оптовики сетуют, что это основная их проблема: банки дают кредиты неохотно, а если и дают, то под значительный процент.

«У нас рентабельность по товарообороту — примерно 30%. 17,5% я отдаю банку. Плюс затраты на налоги, зарплату, аренду помещения. Прибыли практически нет. Думала переходить на производство, но не потяну оборудование», — сетует Татьяна Измайлова.

cenoobr

Производители

«Я знаю людей, которые переходили из оптовиков в производственники. Поставят 3 машины, 5, даже 6. И через полгода закрываются, — рассказывает владелица торговой марки «Аистенок» Наталья Кудашева. — Ведь помимо оборудования предприниматель должен содержать конструкторскую, вышивальную, закройную. Люди этого не учитывают».

ТМ «Аистенок» на омском рынке существует 7 лет. Начинали с контейнера в «Торговом городе». За последний год расширили производство, закупили оборудование на 20 млн рублей, открыли в трех районах Омска свои магазины.

Помимо них на омском рынке действуют еще 7 производств, считающихся по местным меркам крупными. Среди них ООО «Кроха», ИП Карсюк С. Л. (ШП «Элегия»), ООО «Ольга» и другие. Оборот такой фабрики — 2-4 млн рублей в месяц.

Производители едины в оценке рентабельности этого бизнеса. По их словам, среди каналов сбыта продукции наибольшую рентабельность имеет собственная розница — до 30%. В оптовой торговле наценка на продукцию ниже (20-22%), зато значительно больше объемы продаж.

Главной проблемой омских фабрик является кадровый дефицит. Участники рынка уверяют, что потенциал специалистов текстильной промышленности в Омске исчерпан. После закрытия фабрики «Большевичка» в конце 90-х годов на рынок труда вышло 3,5 тысячи ткачих и швей. И спустя почти 20 лет они до сих пор остаются основой коллективов местных производителей.

«Профессия швеи непрестижная. Выпускницы колледжа легкой промышленности и четырех ПТУ со специальностью «Швея» не идут работать по специальности. Им проще пойти продавцами в магазины, чем специалистами на производство», — констатирует Сергей Карсюк.

Санкции

Аналитики прогнозируют замедление развития рынка торговли детской одеждой во второй половине 2014 года по причине общего спада в экономике и сужения спроса. Плюс ко всему рынок могут ждать существенные потрясения в связи с последствиями внешней политики государства.

30 июля Минэкономразвития заявило о разработке проекта постановления правительства, вводящего таможенные пошлины на импорт в Россию товаров с Украины. В предложенном документе отмечается, что ввозные таможенные пошлины на товары с Украины будут соответствовать ставкам единого таможенного тарифа Таможенного союза. В приложении к документу дан список товаров, вывоз которых в Россию будет облагаться пошлиной. И помимо прочего в этом списке значится текстильная продукция.

Местные производители ожидают дальнейшего обострения ситуации — например, если вслед за запретом на ввоз сельхозпродукции последуют санкции на текстиль.

«Если это произойдет, если будут введены санкции на европейские ткани и одежду, то 75% омских торговцев загнутся в течение года. Ну а мощностей омских фабрик хватит, чтобы покрыть весь рынок, хотя придется шить в две смены», — не то предсказывает, не то мечтает Сергей Карсюк.

«На детский ритейл, конечно, тоже оказывают влияние базовые макроэкономические условия. Поэтому по итогам 2014 года вполне вероятно, что на фоне общего спада в экономике и значительного сужения спроса, в этом секторе будет наблюдаться определенное замедление», — добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Владимир Червонящий

Фото: Антонина Байгушева

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №31 (035) 19 августа

 

Добавить комментарий
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...