Деловой Омск

Деловой Омск

20 августа 2014 08.16Статьи

Недетская конкуренция

За последний год в регионе, по словам участников рынка, закрылось порядка 80 точек продаж одежды для новорожденных. Местные игроки проигрывают борьбу за выживание федеральным ритейлерам. Однако в условиях отчаянной конкуренции появляются и мощные региональные производители.

Недетская конкуренция

Локальный рынок текстильной торговли в Омской области пошатнулся с приходом в конце 2000-х годов федеральных сетей. По оценкам местных предпринимателей, открытие «Меги» на год парализовало работу Левобережной оптовки. А в тот период (2007-2009 годы) именно оптовый рынок был основным местом торговли одеждой для детей и новорожденных. С него начинают свои истории успеха многие местные игроки.

Параметры рынка

Общий объем регионального рынка детских товаров, по оценке УК «Финам Менеджмент», составляет около 56 млрд рублей. На долю детской одежды и обуви в его структуре приходится 45-50% (28 млрд рублей), предполагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Вычленить из этой суммы долю узкого сегмента продажи одежды для новорожденных проблематично. Предприниматель Сергей Карсюк, выпускающий товар под торговой маркой «Элегия», предлагает для этого нестандартную формулу.

«Детская одежда начинается от 30-го размера и заканчивается 42-м. Верхний предел — это наиболее распространенный размер детей в возрасте 16-18 лет. Одежда для новорожденных ограничена возрастом в 2 года. Получается, что ее доля в общем объеме продажи детской одежды равна 11%. А если учитывать, что младенца одевают не только мамы и папы, но еще и бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д., то эту цифру можно смело умножить на 1,5», — считает Сергей Карсюк.

Таким образом, объем рынка одежды для младенцев в регионе можно приблизительно оценить в 4,6 млрд рублей.

В разных пропорциях эта сумма распределена среди примерно 500 точек продаж детской одежды в регионе, а также дилеров, торгующих через интернет-магазины. К официальной статистике эксперты добавляют еще сотню незарегистрированных производств и частный пошив на дому. В целом же на этом рынке можно выделить 3 бизнес-модели.

tov d det

Федералы

Среди ключевых федеральных игроков, представленных в Омске, можно отметить таких операторов, как «Дочки&Сыночки», «Кенгуру», Mothercare и Rich Family. Лидером же рынка является группа компаний «Детский мир».

Как отмечает Максим Клягин, «Детский мир», будучи одним из крупнейших российских непродовольственных ритейлеров, занимает лидирующие позиции в сегменте розничной торговли детскими товарами и игрушками. Оборот ГК «Детский мир» за 2013 год составил 36 млрд рублей, доля продажи одежды в нем — 20% (7,2 млрд рублей). В Омске «Детский мир» имеет 3 магазина, и в 2014 году, как сообщили в группе компаний, новые точки открыты не будут.

«За последние полгода половина покупателей детских товаров приобрела детскую одежду в магазинах нашей сети», — рассказала «ДО» начальник управления по связям с общественностью ГК «Детский мир» Надежда Киселева, ссылаясь на исследование рынка детской и подростковой одежды в 2014 году от «РБК.research».

Федеральные сети, по собственным заверениям, активно сотрудничают с российскими поставщиками. Так, 20% ассортимента «Детского мира» — товар отечественных производителей. Во всех магазинах сети представлен единый ассортимент товара, и, по данным группы компаний, главное условие сотрудничества — способность производителя бесперебойно обеспечивать товарами магазины, расположенные в 108 городах страны.

«С омскими производителями детских товаров на данный момент мы не работаем, но открыты к предложениям — готовы их рассматривать.

Условия закупки для региональных поставщиков зависят от вида продукции и предполагаемой дистрибуции. Поэтому детали партнерства с каждой компанией обговариваются индивидуально», — заявила представитель «Детского мира» На-дежда Кузнецова.

Местные игроки делятся своими впечатлениями о сотрудничестве с федералами. По словам омских предпринимателей, федеральные сети предлагают невыполнимые условия оплаты товара. Как рассказала Наталья Кудашева, выпускающая продукцию под брендом «Аистенок», федералы выставляют требование по отсрочке платежа на 3 и более месяцев.

«Но оборотные средства — большая проблема для производства.

Только на складе должно лежать ткани не меньше чем на 7 млн рублей. И отдавать деньги на 3 месяца федералам я не собираюсь», — пояснила Кудашева.

В рамках региона такая задача выполнима, считают предприниматели, но в масштабах страны — нет.

Дилеры

По оценке предпринимателя Сергея Карсюка, только 25% товарооборота на рынке одежды для новорожденных в Омске принадлежат местным производителям, все остальное завозится оптовиками из других регионов России, а также из Китая, Турции и Белоруссии. Как утверждают эксперты, фабричная одежда среднего ценового сегмента из Китая и Турции сопоставима по качеству и цене с одеждой российского производства. Однако именно китайскую и турецкую продукцию предпочитают большинство интернет-магазинов и оптовики с левобережного рынка «Торговый город».
Торговцы китайским товаром экономкласса находят клиентов в основном в районах области, где покупательская способность населения значительно ниже, чем в Омске.

«В последние 3-4 года в городе усилился тренд на качество изделий. Потребитель стал щепетильнее относиться к тканям и крою детской одежды. Период экономии на своем ребенке прошел. И мы уже отказались от экономкласса. В городе все больше востребован сегмент «средний/средний+», — рассказала директор ООО «Микс Плюс» Татьяна Измайлова.

Число крупных оптовиков Омска ограничено десятком компаний. Среди них ИП Сучков А. А., «Омсктекстильопторг, ИП Водина Л. В.» и упомянутое выше ООО «Микс Плюс». Месячный оборот такой компании — 20-40 млн рублей. Как признаются участники рынка, бизнес этот низкомаржинальный, и выживать приходится за счет объемов закупаемой продукции.

«Мы работаем без наценки — продаем по цене производителя. Выгода получается лишь за счет скидки поставщика», — поясняет Татьяна Измайлова.

Понять порядок цифр в работе оптовиков можно на примере закупки и реализации конкретного изделия. Например, закупочная цена футболки экономкласса — 40-50 рублей. Сегмент «средний/средний+» дает цену в 300-400 рублей. В розничной продаже такая футболка обойдется покупателю в 120 рублей в сегменте «эконом» и в 600-800 рублей за товар класса «средний/средний+». Таким образом, накрутка на изделие в экономклассе составляет более 150%, в среднем — не менее 100%.

Для увеличения оборота предприниматели вынуждены использовать заемные средства. И оптовики сетуют, что это основная их проблема: банки дают кредиты неохотно, а если и дают, то под значительный процент.

«У нас рентабельность по товарообороту — примерно 30%. 17,5% я отдаю банку. Плюс затраты на налоги, зарплату, аренду помещения. Прибыли практически нет. Думала переходить на производство, но не потяну оборудование», — сетует Татьяна Измайлова.

cenoobr

Производители

«Я знаю людей, которые переходили из оптовиков в производственники. Поставят 3 машины, 5, даже 6. И через полгода закрываются, — рассказывает владелица торговой марки «Аистенок» Наталья Кудашева. — Ведь помимо оборудования предприниматель должен содержать конструкторскую, вышивальную, закройную. Люди этого не учитывают».

ТМ «Аистенок» на омском рынке существует 7 лет. Начинали с контейнера в «Торговом городе». За последний год расширили производство, закупили оборудование на 20 млн рублей, открыли в трех районах Омска свои магазины.

Помимо них на омском рынке действуют еще 7 производств, считающихся по местным меркам крупными. Среди них ООО «Кроха», ИП Карсюк С. Л. (ШП «Элегия»), ООО «Ольга» и другие. Оборот такой фабрики — 2-4 млн рублей в месяц.

Производители едины в оценке рентабельности этого бизнеса. По их словам, среди каналов сбыта продукции наибольшую рентабельность имеет собственная розница — до 30%. В оптовой торговле наценка на продукцию ниже (20-22%), зато значительно больше объемы продаж.

Главной проблемой омских фабрик является кадровый дефицит. Участники рынка уверяют, что потенциал специалистов текстильной промышленности в Омске исчерпан. После закрытия фабрики «Большевичка» в конце 90-х годов на рынок труда вышло 3,5 тысячи ткачих и швей. И спустя почти 20 лет они до сих пор остаются основой коллективов местных производителей.

«Профессия швеи непрестижная. Выпускницы колледжа легкой промышленности и четырех ПТУ со специальностью «Швея» не идут работать по специальности. Им проще пойти продавцами в магазины, чем специалистами на производство», — констатирует Сергей Карсюк.

Санкции

Аналитики прогнозируют замедление развития рынка торговли детской одеждой во второй половине 2014 года по причине общего спада в экономике и сужения спроса. Плюс ко всему рынок могут ждать существенные потрясения в связи с последствиями внешней политики государства.

30 июля Минэкономразвития заявило о разработке проекта постановления правительства, вводящего таможенные пошлины на импорт в Россию товаров с Украины. В предложенном документе отмечается, что ввозные таможенные пошлины на товары с Украины будут соответствовать ставкам единого таможенного тарифа Таможенного союза. В приложении к документу дан список товаров, вывоз которых в Россию будет облагаться пошлиной. И помимо прочего в этом списке значится текстильная продукция.

Местные производители ожидают дальнейшего обострения ситуации — например, если вслед за запретом на ввоз сельхозпродукции последуют санкции на текстиль.

«Если это произойдет, если будут введены санкции на европейские ткани и одежду, то 75% омских торговцев загнутся в течение года. Ну а мощностей омских фабрик хватит, чтобы покрыть весь рынок, хотя придется шить в две смены», — не то предсказывает, не то мечтает Сергей Карсюк.

«На детский ритейл, конечно, тоже оказывают влияние базовые макроэкономические условия. Поэтому по итогам 2014 года вполне вероятно, что на фоне общего спада в экономике и значительного сужения спроса, в этом секторе будет наблюдаться определенное замедление», — добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Владимир Червонящий

Фото: Антонина Байгушева

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №31 (035) 19 августа

 

Добавить комментарий
Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Перед тем как перекреститься и самоотверженно отправиться к купели — пройдите наш тест и со всей ответственностью оцените свои силы еще раз.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?