Деловой Омск

Деловой Омск

20 августа 2014 08.45Статьи

Бизнес на жаре

При стабильном спросе на водные развлечения индустрия пляжного отдыха в Омске развита слабо. Местный бизнес остерегается вложений в это направление из-за погодных условий и низкой культуры отдыха омичей.

Бизнес на жаре

В Омске официально открыты 6 пляжей, из которых лишь один является частным. Вся остальная пляжная линия вдоль Иртыша находится в муниципальной собственности, и эта территория фактически не используется местным бизнесом. Попытки сыграть на любви населения к водным процедурам единичны и, по словам предпринимателей, решивших развивать в Омске пляжную индустрию, сталкиваются с многолетней привычкой людей отдыхать у воды бесплатно, невзирая на отсутствие комфорта и сервиса. Однако, несмотря на это, участники рынка говорят о высокой рентабельности летнего бизнеса при условии благоприятной погоды.

Первый платный

Первый частный пляж в Омске (Центральный, у стадиона «Динамо») появился в 2003 году. Его обустройством занималась компания «Омтор», принадлежащая Борису Сваткову. Территория включает в себя 3 бассейна, палубу и площадь, рассчитанную на 500 лежаков. Расположенная рядом часть берега Иртыша в частное пространство не входит — эта территория является муниципальной собственностью.

Господин Сватков не сообщал сумму вложений в свой проект, однако пояснял в СМИ, что наиболее затратными были строительство бассейнов и завоз песка (изначально его потребовалось около 100 тонн). Внушительными, по его словам, стали и последующие текущие траты — на зарплату персонала, поддержание хорошего качества воды и песка. Единственным риском такого бизнеса Сватков называл погодные условия. В случае если они благоприятны, вложения в обустройство пляжной территории, по оценкам бизнесмена, могут окупиться за месяц полноценной работы без простоев.

Однако с 2007 года в СМИ периодически появлялась информация о попытке Сваткова продать пляж. А после банкротства «Омтора» в 2010 году эта территория была выставлена на продажу наряду с другим имуществом компании. Бизнесмен оценивал территорию площадью 1382 кв. метра с тремя бассейнами, кафе и зданием бывшей спасательной станции в 37 млн рублей. Хотя, по некоторой информации, в одно время он поднимал цену до 50 миллионов.

В результате часть земли со спасательной станцией приобрели бизнесмены Илья Иванов и Петр Варнавский. А новым владельцем палубы площадью 853 кв. метра и бассейнов стала неизвестная широкой публике Юлия Баранова, которая на торгах приобрела бассейн за 468 тыс. рублей (начальная стоимость была 751 тыс. рублей). Палуба в ходе торгов подешевела более чем вдвое — с 540 тыс. до 239,6 тыс. рублей.

Однако в беседе с «ДО» Борис Сватков опроверг факт смены владельца пляжа, заявив, что он лишь пытался найти потенциальных инвесторов на прибыльный актив, и пляж до сих пор принадлежит ему.

Еще одно летнее развлечение — водные аттракционы под открытым небом — пришли в Омск 7 лет назад. Компания «Парк развлечений» (учредитель — Вячеслав Авдошин) арендовала часть муниципального пляжа Кировского округа, открыв здесь «Пиратский остров». На территории появились водные горки, бассейны, детский городок, скалодром, батут и шезлонги. Здесь же был организован закрытый яхт-клуб «Миллениум» с 60 катерами, открытым бассейном и площадками для спортивных игр.

Окупить вложения в обустройство «Пиратского острова» компания рассчитывала в течение двух лет. Однако, как сообщил «ДО» Вячеслав Авдошин, на это потребовалось 5 лет.

Условия — омские, цены — московские

Отсутствие достойной конкуренции в этой сфере позволяет владельцам омского частного пляжа и аквапарка устанавливать цены гораздо выше, чем в среднем по России. Так, стоимость 1 часа 20 минут пребывания на территории платного Центрального пляжа («Омтор») составляет от 280 рублей (в будние дни) до 400 рублей (вход в VIP-зону). За день нахождения здесь нужно заплатить от 896 до 1536 рублей. Час, проведенный в аквапарке «Пиратского острова», обойдется в 320 рублей, день стоит 1200 рублей. Столько же должен заплатить тот, кто хочет лишь полежать в шезлонге у бассейна или искупаться в нем, но не планирует кататься с горок.

В большинстве других регионов не принята почасовая оплата, деньги взимаются единовременно за вход. В Челябинске проход к воде и чистому песку стоит 70-100 рублей, отдых в VIP-зоне — 150 рублей. День пляжного отдыха в Тюмени стоит 100-300 рублей. Самый респектабельный пляж Москвы Beach Club предлагает дневной абонемент за 1000 рублей.

В итоге посещаемость омских пляжей и открытых бассейнов, по словам участников рынка, далека от столичной. Хотя в хорошую погоду отмечается достаточно высокий спрос на качественный отдых у воды. По оценкам директора ООО «Парк развлечений» Гули Сафроновой, в жаркий день суточная посещаемость территории «Пиратского острова» с водными аттракционами достигает 2 тыс. человек.

А в идеале эта цифра должна доходить до 6 тысяч. «При таком уровне посещаемости будут загружены на полную мощь аттракционы и кафе и появится возможность извлечения прибыли из предоставления дополнительных услуг», — говорит Сафронова.

Последние 2 года, по словам представителей «Пиратского острова», были неудачными для пляжного бизнеса. Ненастная погода резко сократила количество посещений аквапарка и бассейна. Оставаться на плаву позволяет развитая инфраструктура «Острова» — его территория востребована event-агентствами, организаторами тренингов и выездных корпоративов.

«Для получения хорошего финансового результата необходим хотя бы месяц стабильно жаркой погоды — от 25 градусов и выше, — пояснил «ДО» владелец пляжа «Омтор» Борис Сватков. — В этом случае речь может идти о прибыли в миллионы рублей».

Бесплатный загар

Единственным конкурентом немногочисленных омских компаний, работающих в частной пляжной индустрии, остаются общественные пляжи.
«Некоторые клиенты годами ходят на платный пляж, — говорит Гуля Сафронова. — Однако масса людей загорает бесплатно, невзирая на отсутствие шезлонгов, кафе, хорошего песка и аттракционов. И те, кто привык так отдыхать, вряд ли когда-то придут к нам».

Аналогичного мнения придерживается и владелец пляжа «Адмирал» (ул. Лукашевича, 22) Жамалитбин Жалилов. Предприниматель предоставляет за деньги шезлонги, прибрежная территория находится у него в аренде (купаться здесь, как и на всех остальных омских пляжах, официально не разрешено).

По словам Жалилова, несмотря на чисто символическую стоимость проката шезлонга (100 рублей в сутки), большинство омичей предпочитают бесплатный пляж без лежаков, который находится неподалеку. Прибыль бизнесмену приносят кафе «Адмирал», популярная в выходные дни мангальная зона и ангар, в котором проводят летние вечеринки в формате open air и afterparty. Доля же доходов от использования территории пляжа с шезлонгами минимальна — по словам Жалилова, даже в жаркие дни здесь отдыхают не более 20 человек.

Менеджер бассейна «Альбатрос» (этот единственный в городе бассейн под открытым небом, не принадлежащий частнику, находится в ведении
СибГУФКа) Наталья Ярославцева, наоборот, констатирует наплыв посетителей в солнечные дни. Правда, бассейн может вместить не более 60 человек одновременно, хотя спрос на его услуги в хорошую погоду выше. Лежаки здесь предоставляются бесплатно, а час купания стоит 250-300 рублей. При максимальной загрузке бассейна один день его работы может приносить выручку до 180 тыс. рублей.

Нет ни жалоб, ни предложений

По словам начальника Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям мэрии Омска Юрия Соловьева, пару лет назад горадминистрация предлагала местным предпринимателям взять на себя обустройство пляжных территорий.

«Мы готовы рассмотреть любые предложения, но пока с ними никто не обращался, — рассказал Соловьев «ДО». — Думаю, если бы этим видом бизнеса можно было заниматься круглогодично, то интерес к нему был бы выше».

Об отсутствии предпосылок для развития в Омске пляжной индустрии говорит и Борис Сватков.

«Этот бизнес был востребован до 2008 года, пока экономика находилась на подъеме, — заявил предприниматель в разговоре с «ДО». — Правда, и сейчас данный вид бизнеса нельзя назвать убыточным. Он рентабелен — 11 лет жизни моего проекта тому доказательство. Сверхвыгоды, конечно, от одного небольшого пляжа получить невозможно — доход напрямую зависит от погоды. К тому же значительную роль играет общий уровень культуры населения. Он должен быть высоким, чтобы человек чувствовал разницу между комфортным отдыхом на благоустроенном пляже и на общественном. В Омске, к сожалению, сфера услуг вообще не развита, соответственно низка и культура потребления, отдыха».

По мнению Натальи Ярославцевой, интерес инвесторов к обустройству прибрежных территорий может зависеть от качества воды в Иртыше: «Если она будет соответствовать нормам и пригодна для плавания, то спрос на платные пляжи будет выше, чем сейчас». Ведь прямой выход к воде, в которой можно плавать без вреда для здоровья, упростит работу бизнеса. Можно будет обойтись без вложений в дорогостоящее строительство бассейнов, ограничившись завозом песка, покупкой шезлонгов и созданием пляжной инфраструктуры.

Справка

По информации регионального МЧС, на территории Омска в июле 2014 года освидетельствовано и допущено к эксплуатации 6 пляжей:

«Омтор» — Центральный округ; «Пиратский остров» — Кировский округ; Первомайский — Советский округ; Советский — Советский округ; Центральный-1 — Центральный округ; Центральный-2 (Куйбышевский) — Центральный округ.

Лидером среди регионов по количеству платных пляжей является Челябинская область. Местные бизнесмены оборудовали более десяти прибрежных территорий. Некоторые из них ничем не уступают зарубежным курортам. Местные власти поощряют вложения бизнеса в летнюю индустрию отдыха, обеспечивая частные пляжи спасательными постами за счет бюджета.

Оригинальный пляж открыл в этом году инвестор в Новосибирске. Территория для отдыха появилась на крыше одного из местных отелей.

Одним из самых элитных пляжей Москвы является Beach Club. Его территория рассчитана на 1000 человек. Помимо шезлонгов здесь имеются беседки на 4-6 персон. Владельцы пляжа Beach Club завлекают посетителей завезенным мальдивским песком и танцполом под открытым небом.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №31 (035) 19 августа

Добавить комментарий
Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...