Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж

21 августа 2014 06.33

Омские археологи нашли в Муромцево уникальные останки умершего почти 1000 лет назад человека

На раскопках могильника омская археологическая экспедиция под курганом 21 обнаружила останки воина, погребение которого состоялось предположительно в 11-12 веках н. э.

Этим летом Барабинско-Тарская археолого-этнографическая экспедиция Омского филиала института археологии и этнографии СО РАН под руководством кандидата исторических наук Михаила Корусенко работала на одном из археологических памятников в Муромцевском районе Омской области. Раскопки проводились на курганно-грунтовом могильнике, который датирован 9-18 веками н. э. Он расположен на берегу реки Тара, являвшейся естественной границей между населением и соответственно культурами тайги и степи. К этому моменту здесь уже были проведены четырехлетние работы, и нынешний год по плану был финальным.

Под курганом 21 археологи обнаружили останки взрослого человека, судя по инвентарю, мужчины, со следами прижизненных травм. На лицевой части черепа обнаружены остатки посмертной маски, на груди покойного расчищено бронзовое зеркало в берестяном футляре, в ногах – бронзовый котел с остатками пищи. Также обнаружены фрагменты одежды или убранства колчана со стрелами, останки военного вооружения и конской упряжи. Опираясь на все эти данные, археологи полагают, что погребение относится к усть-ишимской культуре, оставленной историческими предками современных ханты и манси. Предварительная дата захоронения — 11-12 века н. э.

Руководитель экспедиции Михаил Корусенко рассказал корреспонденту «Делового Омска», как ученые собираются поступить со своей находкой.

«Мы по современным методикам костяк берем целиком, работаем в перчатках, кости стараемся руками не трогать, чтобы не занести современный генетический материал, упаковываем, и они упакованные лежат до отправки специалистам-антропологам. Мы отправим их в лабораторию Томского государственного университета, там их ждет обработка и анализ. Первый и самый простейший — это определение пола и возраста», - сообщил археолог.

Работа по изучению продолжится проведением серии анализов, чтобы, в частности, установить состояние костей скелета. «Видно, что у покойного были прижизненные повреждения — как бы сказали в криминалистике, травмы, не совместимые с жизнью. Отрублена левая кисть, которую положили рядом в погребение, раздроблено правое плечо, мы предполагаем, что правой рукой в какой-то момент двигать умерший совсем не мог. Также можно наблюдать повреждения лицевой части. Это все посмотрит антрополог и точно скажет, что с человеком случилось», - продолжил Михаил Корусенко.

Он добавил, что характерная изношенность и деформации костей, суставов смогут рассказать исследователям, чем при жизни занимался человек. Сросшиеся шейные отделы позвоночника сообщат, например, о том, что у него была очень тяжелая физическая работа. Кисти рук у людей, у которых активно развита мелкая двигательная моторика, также заметно отличаются. Для ног всадников характерно легкое искривление бедренной кости и костяные мозоли.

«Будет проведена масса анализов, которые в итоге помогут определить хозяйственные занятия, структуру питания по останкам этого и других умерших, и соответственно можно получить информацию о самых разных сторонах жизни древних людей, вплоть до социального устройства. Кроме того, анализ черепа, и, возможно анализ ДНК костного материала даст информацию о принадлежности умершего какой-либо популяции аборигенов Сибири. В основном, конечно, выводы будут делаться по черепу, он очень многое может рассказать. Все эти исследования дадут нам ту информацию, которую мы не можем наблюдать сами. В этом преимущество естественно-научных методов», - подытожил археолог.

Такое погребение — уникальная находка, которая даст исследователям информацию не только о культуре, но и о военно-политической истории региона 11-12 веков н. э., о которой очень мало известно в настоящее время.

Изначально продолжать раскопки в месте находки не планировалось, поскольку осталось всего десять курганов, совсем не таких многообещающих. Но теперь, по словам Корусенко, археологи подумают над тем, чтобы продолжить поиски. В дальнейшем их ждет другой, не менее значимый археологический памятник — захоронения вблизи озера Данилово.

Мария Сотникова