Деловой Омск

Деловой Омск

23 августа 2016 13.52Спецпроекты

Потребитель любит подешевле

Внимательные к новинкам российские потребители мобильной электроники сокращают свои траты. Они не отказывают себе в удовольствии регулярно обновлять смартфоны, но с меньшим воодушевлением выбирают A-бренды.

Потребитель любит подешевле

Фото: Сергей Коньков

Россияне не хотят переплачивать за имя, а ищут замену на рынке менее дорогих, но не менее надежных устройств. Параллельно с этим отмирают планшеты. Они, как дисковые плееры, стали тупиковой веткой эволюции технологической отрасли. Какое-то время покупатели воспринимали их как замену ПК, но сейчас уже отдают предпочтение смартфонам с широким экраном.

LTE на пике спроса

Как рассказали «ДО» в пресс-службе «Билайна», с января по июнь текущего года продажи смартфонов в рознице оператора связи выросли в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом продажи смартфонов с поддержкой LTE увеличились в 3,8 раза. Проникновение смартфонов среди общего числа телефонов выросло на 24,4%. При этом проникновение смартфонов с поддержкой LTE выросло на 82%, а без поддержки LTE сократилось почти на 13%. Проникновение смартфонов на базе Android выросло на 2,4%, IOS — на 17,5%, а Windows сократилось на 6%. Отметим, что россияне выбирают технику с большим экраном. Проникновение смартфонов с диагональю экрана менее 4 дюймов сократилось на 40%, от 4 до 5 дюймов — выросло на 17,4%, а устройств с экраном более 5 дюймов и вовсе растет на 70%.

Во втором квартале 2016 года 80% всех реализованных смартфонов в России вошли в группу до 7 тыс. рублей (65% — до 5 тыс. рублей). Доля смартфонов ценовой категории 0-3 тыс. сохранила свое значение (32%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в сегменте 3-5 тыс. рублей доля в продажах выросла с 27% до 33%, а в сегменте 5-10 тыс. — снизилась с 18% до 15%.

Коллеги из МТС сообщают, что в их рознице уже 50% от всех купленных смартфонов составляют терминалы с поддержкой LTE. За год абсолютные показатели продаж гаджетов с поддержкой 4G в сибирской рознице МТС выросли в два раза.

«Средняя цена 4G-телефона в сибирской рознице оператора составила 13 423 рублей. Самой популярной ценовой категорией покупаемых гаджетов стала группа до 5 тыс. рублей. Продажи смартфонов Apple остались на прежнем уровне, а самым популярным брендом остается Samsung: устройства под этой маркой сибиряки покупали на треть чаще, чем год назад. Самый большой отток потребительского спроса испытывают смартфоны производства Sony и Microsoft: за год продажи этих устройств в Сибири упали на 13% и 18% соответственно», — рассказали в компании МТС.

Представители «Связного» подчеркнули, что в первом полугодии российский рынок смартфонов действительно начал расти. Это обусловлено акциями крупнейших российских ритейлеров, объявленных во втором квартале. Помимо этого, росту доступности гаджетов способствует увеличение количества программ потребительского кредитования.

«В первом полугодии 2016 года продажи смартфонов в Омске выросли на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до порядка 117 тыс. реализованных устройств. На продажи повлияла стабилизация экономической ситуации, вывод на рынок новых устройств, в частности Xiaomi. В денежном обороте продажи смартфонов в Омске увеличились на 25% относительно января-июня 2015 года, превысив 1,2 млн рублей. Рынок планшетных компьютеров в городе продолжает сокращаться. В первом полугодии 2016 года он упал на 25% в штуках (что выше, чем в среднем по России) и на 24% в рублях, составив порядка 21 тыс. проданных гаджетов на 171 млн рублей. Падение рынка планшетов в городе обусловлено его перенасыщением, достигнутым за предыдущие два года, а также влиянием на сегмент такой категории «умных» телефонов, как фаблеты — это смартфоны с диагональю дисплея более 5 дюймов», — объясняют тенденции в компании.

Забавно, но в рознице все того же «Билайна» не заметили падения спроса на планшетные ПК. В фирменных салонах продажи планшетов в первом полугодии увеличились в 1,3 раза, при этом устройства с поддержкой LTE стали популярнее в 10 раз. Повысить продажи помогают совместные акции с вендорами и расширение ассортимента планшетов с поддержкой данной технологии в пять раз.

Осенью рынок ждет скачок

В «Связном» фиксируют рост популярности китайских брендов: по итогам первого полугодия, примерно каждый третий смартфон, проданный в России и в Омске в частности, из их числа. Лидером рынка среди китайских смартфонов является Lenovo, все более прочные позиции занимает ZTE, в 2 раза нарастил свою долю на омском рынке и бренд ASUS. В пятерку самых продаваемых китайских смартфонов входит также Alcatel.

Эксперты не ожидают кардинальных изменений в потребительском поведении во втором полугодии: клиенты продолжат скрупулезно подходить к выбору персональной электроники, ждать выгодных предложений и акций от ритейлеров, а также пользоваться программами кредитования. Смартфоны будут еще больше утверждаться в качестве основного устройства для выхода в интернет.

Представители ритейлеров ожидают оживления рынка электроники в Омске осенью, когда многие производители традиционно представляют свои новинки в преддверии «высокого» сезона. Кроме того, на активность рынка повлияют новогодние праздники.

Комментарии

Нигматуллин ТимурНигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ»

На рынке продолжается агрессивное снижение цен на мобильную электронику. Более всего тенденция заметна в сегменте смартфонов. Помимо усиления конкуренции между операторами, виновата ситуация на валютном рынке. Напомню, что с январских максимумов в 86 рублей доллар США подешевел более чем на 25%. По мере исчерпания складских запасов ритейлеры стали снижать цены. Снижение цен носит опережающий характер: ритейлеры ожидают сохранения тренда на валютном рынке и планируют компенсировать снижение наценки за счет роста трафика. Основными бенефициарами станут «Евросеть» и «Связной», которые могут похвастаться наиболее широким ассортиментом продукции и перечнем дополнительных услуг.

В несколько меньшей степени выиграют монобрендовая розница «большой тройки» и представители рынка бытовой техники с высокой долей в структуре продаж мобильной электроники. Прогнозирую, что рынок будет расти «широким фронтом» за счет A- и B-брендов, от них не будут отставать дешевые «ноунеймы». На рынке будет реализован отложенный спрос. В итоге наиболее вероятный сценарий — рост в штучном выражении на 10%, а в рублевом — до 15-20%.

Тырков АлексейТырков Алексей,старший консультант направления сотовой связи и цифровых устройств J’son & Partners ConsultingПо оценкам J'son & Partners Consulting, в первом полугодии 2016 года продажи смартфонов в натуральном выражении выросли на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь, российский рынок планшетных ПК показал отрицательную динамику, упав на 28% за этот же период. Доля традиционных производителей в общероссийских продажах продолжает снижаться. Макроэкономическая ситуация продолжает оказывать влияние на предпочтение покупателей, которые менее охотно переплачивают за бренд. Тем не менее стоит отметить рост продаж смартфонов от Apple. Доля компании выросла с 7% в первом полугодии 2015 года до 10%. Во многом благодаря продажам смартфонов Apple iPhone 5S, которые в итоге стали самым продаваемыми смартфонами в первом полугодии 2016 года. Тенденции, имевшие место в начале года, продолжатся и к концу года — замещение смартфонами обычных мобильных телефонов и снижение рынка планшетных ПК.
Кохли РамникКохли Рамник,глава Micromax в России и странах СНГ

На розничном рынке мобильной электроники ситуация облегчилась: покупатели стали делать покупки более уверенно, спрос на мобильные устройства растет. Да, ради этого производителям иногда приходится снижать цены, но ситуацию на рынке я в любом случае оцениваю как благоприятную.

Несомненно, больше всего растет сегмент смартфонов. Планшеты отошли на второй план: люди перестали видеть в них необходимость. Смартфоны с 5- или 5,5-дюймовыми экранами заполнили рынок. Они гораздо компактнее и при этом наравне с планшетами позволяют смотреть фильмы и видео, играть, удобны для чтения и даже могут применяться в работе.

Новые лидируюшие бренды, безусловно, могут прийти на рынок. Для этого нужно выполнять одно главное условие — удовлетворять высокие требования потребителей в плане соотношения цены и качества. Что касается так называемых «ноунеймов», то они стремительно приходят на российский рынок, но так же стремительно и уходят, не выдерживая конкуренцию со стороны более успешных брендов, уже сумевших заработать себе имя. Если B-бренд не будет делать упор на качество, ему на высококонкурентном российском рынке не выжить.

Хотел бы отметить, что разрыв между А-брендами и B-брендами в плане соотношения цены и качества раньше был гораздо более значительным. Люди покупали смартфон известного А-бренда, потому что он действительно более качественный, да еще и на слуху. Сейчас же ситуация меняется: успешные B-бренды делают упор на высокое качество и становятся мощными конкурентами брендов, которые ранее считались лидерами. Во времена кризиса люди ведь руководствуются вот какой логикой: я себе куплю недорогой смартфон, но при этом он должен иметь все необходимые функции и выполнять их действительно хорошо.

Я очень верю в сегмент смартфонов и ожидаю роста в будущем. В ближайшее время будут появляться новые технологии, может быть, не столь значительные, но они непременно появятся. А вслед за ними в продажу поступят и более современные смартфоны, которые к тому же будут все более доступными. Настолько доступными, что каждый потребитель найдет именно «свой» смартфон.

Сейчас потребители уже привыкли к большим экранам мобильных устройств в 5 или 5,5 дюйма: спрос на этот сегмент терминалов будет расти, в то время как смартфоны с 4-дюймовыми экранами будут пользоваться все меньшим интересом у потребителей. То же касается и поддержки LTE: быстрая связь 4G уже считается нормой, и устройства c таким подключением также продолжат иметь все больший спрос. Вообще, общие продажи 4G будут расти, ведь операторы выделяют значительные средства на то, чтобы эта связь беспрепятственно работала. А вот поколение 3G постепенно становится прошлым веком, и спрос на 3G-устройства будет падать все больше и больше.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №33 (136) от 23 августа 2016

Добавить комментарий
Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Актер, режиссер, заслуженный артист России рассказал «Классу» об экзистенциализме, женщинах в кино и российской живучести.