Класс

Класс

16 октября 2016 16.50Статьи

Секс, оперетта и нелюбовь: рецензия на спектакль «Хоровод»

В Омске состоялась официальная премьера ранее запрещенного спектакля о человеческих страстях.

Секс, оперетта и нелюбовь: рецензия на спектакль «Хоровод»

Фото: Евгений Кармаев

Прежде чем рассказать о скандале дня сегодняшнего, что разгорелся глубоко в Омске, стоит отмотать пленку назад и сменить геолокацию.

Рубеж веков и плотоядные телята

Итак, Вена, конец 19 века. Какой была Австрия в преддверии Первой мировой войны мы можем судить по таким фамилиям, как Герцель, Фрейд и Шницлер. Говорят, что последние двое жили совсем недалеко друг от друга, но никогда не встречались. Впрочем, это не мешало практикующему врачу, а в последствии известному драматургу Шницлеру хорошо знать как  теории психоаналитика, так и тезисы сионизма. Есть вероятность, что из медицины в писатели Шницлера переманила страсть педантично фиксировать на бумаге все вокруг происходящее. Например, в своих дневниках австриец подробно описывал дообеденный секс с женой. А затем послеобеденный — с многочисленными любовницами. Из популярного есть еще одна байка: про соседского юношу, которого Шницлеру пришлось спасать после вероломного нападения плотоядного теленка на места в мужчине особо нежные. В общем, черт знает что происходило в Вене на рубеже веков. Но, как говорится, зато не скучно, а значит, есть и что на бумагу вылить. Так вот, помимо книг, писал Шницлер и пьесы. Вокруг одной из них и случился скандал.

В том самом 1900 году писатель напечатал 200 экземпляров текста под названием «Хоровод». Так просто, за свои деньги и для друзей. В пьесе — никакого секса. Только разговоры до и после. Что случилось дальше — факт известный. Двести друзей Шницлера сказали «Сенсация!», издатели посмотрели и поморщились, но нашелся и тот, кто произведение «извращенное и непристойное» опубликовал. Текст запрещался, книги жгли. Но был дан и спектакль, правда, без разрешения автора. Следствием стал еще больший социальный взрыв. Еще раз: происходило все это сто лет назад. 

Загнивающий Запад и сибирский хоровод

Теперь можно вернуться в Омск, недавно встретивший свой 300-летний юбилей.

15 октября Лицейский театр представил постановку австрийского режиссера Петра Шальши. Предполагалось, что спектакль по Шницлеру станет подарком к дню города. Но такой презент от загнивающей Европы не оценили ни местные власти, ни духовенство. Правда, в итоге прозвучало официальное заявление, что спектакль не отменен, а временно перенесен из-за болезни актера. Как бы подтверждая, что последнее слово дороже всех предыдущих, на премьеру пришли представители и депкульта, и церкви. Стоит сразу сказать, что последующее обсуждение постановки стало, пожалуй, ярче самого предмета споров.

Оперетта вместо секса

Спектакль открывает гротескный танец. Если говорить о телесности, то это самая откровенная сцена за два часа. Дальше актеры будут делать секс под одеялом или за ширмой, а зрителю останется довольствоваться голыми щиколотками.

Как и в пьессе — в спектакле десять новелл, как и в пьессе — каждый герой появляется дважды и оба раза с новым партнером. И круг, конечно, замыкается. В общем, хоровод.

Согласно режиссерскому решению, перебивками между каждой из десяти историй стал видеоряд с видами современной Австрии, на который наложены пейзажи и снимки Вены начала 20 века. Так проведена нить между прошлым и будущим. Откровенно говоря, складывается ощущение, что история эта больше функциональная, то есть зрителя развлекают слайдами, пока меняются декорации. Улавливается идея связи времен не сразу, потому как видео, отвечающее за современность, монохромно и является всего лишь фоном к статичной картинке.

Еще одно решение — оперетные вставки. Официальным днем рождения оперетты, кстати, считается конец 19 века, а именно 1855 год, то есть за какие-то пятьдесят лет до написания Шницлером «Хоровода». Насколько этот факт оправдывает необходимость появления во время секса главных героев поющих и танцующих людей в кепках, сказать сложно.

Что касательно эмоциональной окраски и работы с текстом, после первых двух новелл, не отличающихся серьезным разнообразием диалогов, хочется встать и уйти, бросив в воздух что-то из разряда «Я такого и в жизни насмотрюсь, спасибо». Дальше беседы становятся более интересными, и здесь удается оценить игру актеров. Кстати, повезет тем, кто сидит в первых рядах. Роли отработаны до мельчайших мимических акцентов, что характерно больше для кино, нежели для театра.

Нелюбовь

Впрочем, сколько ни смотри, информационный фон, при котором выросла постановка, не дает избавиться от ощущения «приглаженности». Хочется пробежаться по текстам пальцами и взъерошить, как уложенные в прическу короткие волосы.

Послевкусие от спектакля можно назвать одним словом — «нелюбовь». Серьезного протеста не возникает, но предположить, что показанные истории пропагандируют погружаться в разврат и катиться по наклонной — абсолютно нелепо. Впрочем, текст Шницлера отличается от русских классических произведений, пожалуй, тем, что никакого явного наказания за падением не следует. Может, этого и не хватило возмущенной венской публике начала 20 века, и не менее возмущенным омичам 21-го.

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.