Класс

Класс

16 октября 2016 16.50Статьи

Секс, оперетта и нелюбовь: рецензия на спектакль «Хоровод»

В Омске состоялась официальная премьера ранее запрещенного спектакля о человеческих страстях.

Секс, оперетта и нелюбовь: рецензия на спектакль «Хоровод»

Фото: Евгений Кармаев

Прежде чем рассказать о скандале дня сегодняшнего, что разгорелся глубоко в Омске, стоит отмотать пленку назад и сменить геолокацию.

Рубеж веков и плотоядные телята

Итак, Вена, конец 19 века. Какой была Австрия в преддверии Первой мировой войны мы можем судить по таким фамилиям, как Герцель, Фрейд и Шницлер. Говорят, что последние двое жили совсем недалеко друг от друга, но никогда не встречались. Впрочем, это не мешало практикующему врачу, а в последствии известному драматургу Шницлеру хорошо знать как  теории психоаналитика, так и тезисы сионизма. Есть вероятность, что из медицины в писатели Шницлера переманила страсть педантично фиксировать на бумаге все вокруг происходящее. Например, в своих дневниках австриец подробно описывал дообеденный секс с женой. А затем послеобеденный — с многочисленными любовницами. Из популярного есть еще одна байка: про соседского юношу, которого Шницлеру пришлось спасать после вероломного нападения плотоядного теленка на места в мужчине особо нежные. В общем, черт знает что происходило в Вене на рубеже веков. Но, как говорится, зато не скучно, а значит, есть и что на бумагу вылить. Так вот, помимо книг, писал Шницлер и пьесы. Вокруг одной из них и случился скандал.

В том самом 1900 году писатель напечатал 200 экземпляров текста под названием «Хоровод». Так просто, за свои деньги и для друзей. В пьесе — никакого секса. Только разговоры до и после. Что случилось дальше — факт известный. Двести друзей Шницлера сказали «Сенсация!», издатели посмотрели и поморщились, но нашелся и тот, кто произведение «извращенное и непристойное» опубликовал. Текст запрещался, книги жгли. Но был дан и спектакль, правда, без разрешения автора. Следствием стал еще больший социальный взрыв. Еще раз: происходило все это сто лет назад. 

Загнивающий Запад и сибирский хоровод

Теперь можно вернуться в Омск, недавно встретивший свой 300-летний юбилей.

15 октября Лицейский театр представил постановку австрийского режиссера Петра Шальши. Предполагалось, что спектакль по Шницлеру станет подарком к дню города. Но такой презент от загнивающей Европы не оценили ни местные власти, ни духовенство. Правда, в итоге прозвучало официальное заявление, что спектакль не отменен, а временно перенесен из-за болезни актера. Как бы подтверждая, что последнее слово дороже всех предыдущих, на премьеру пришли представители и депкульта, и церкви. Стоит сразу сказать, что последующее обсуждение постановки стало, пожалуй, ярче самого предмета споров.

Оперетта вместо секса

Спектакль открывает гротескный танец. Если говорить о телесности, то это самая откровенная сцена за два часа. Дальше актеры будут делать секс под одеялом или за ширмой, а зрителю останется довольствоваться голыми щиколотками.

Как и в пьессе — в спектакле десять новелл, как и в пьессе — каждый герой появляется дважды и оба раза с новым партнером. И круг, конечно, замыкается. В общем, хоровод.

Согласно режиссерскому решению, перебивками между каждой из десяти историй стал видеоряд с видами современной Австрии, на который наложены пейзажи и снимки Вены начала 20 века. Так проведена нить между прошлым и будущим. Откровенно говоря, складывается ощущение, что история эта больше функциональная, то есть зрителя развлекают слайдами, пока меняются декорации. Улавливается идея связи времен не сразу, потому как видео, отвечающее за современность, монохромно и является всего лишь фоном к статичной картинке.

Еще одно решение — оперетные вставки. Официальным днем рождения оперетты, кстати, считается конец 19 века, а именно 1855 год, то есть за какие-то пятьдесят лет до написания Шницлером «Хоровода». Насколько этот факт оправдывает необходимость появления во время секса главных героев поющих и танцующих людей в кепках, сказать сложно.

Что касательно эмоциональной окраски и работы с текстом, после первых двух новелл, не отличающихся серьезным разнообразием диалогов, хочется встать и уйти, бросив в воздух что-то из разряда «Я такого и в жизни насмотрюсь, спасибо». Дальше беседы становятся более интересными, и здесь удается оценить игру актеров. Кстати, повезет тем, кто сидит в первых рядах. Роли отработаны до мельчайших мимических акцентов, что характерно больше для кино, нежели для театра.

Нелюбовь

Впрочем, сколько ни смотри, информационный фон, при котором выросла постановка, не дает избавиться от ощущения «приглаженности». Хочется пробежаться по текстам пальцами и взъерошить, как уложенные в прическу короткие волосы.

Послевкусие от спектакля можно назвать одним словом — «нелюбовь». Серьезного протеста не возникает, но предположить, что показанные истории пропагандируют погружаться в разврат и катиться по наклонной — абсолютно нелепо. Впрочем, текст Шницлера отличается от русских классических произведений, пожалуй, тем, что никакого явного наказания за падением не следует. Может, этого и не хватило возмущенной венской публике начала 20 века, и не менее возмущенным омичам 21-го.

Добавить комментарий
«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этно-драма, снятая школьным директором.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».