Деловой Омск

Деловой Омск

22 октября 2016 12.00Статьи

Не надо грязи: что происходит на омском рынке клининговых услуг

Сложные времена не пугают омских владельцев клининговых агентств. По их мнению, индустрия просела, но развитию отрасли это не помешает. Напротив, возникшие сложности приводят участников рынка в тонус и дают «зеленый свет» революционным изменениям в сфере.

Не надо грязи: что происходит на омском рынке клининговых услуг

Фото: pixabay.com

На днях минтруд утвердил профессиональный стандарт в области профессиональной уборки с четкими требованиями и прописанными уровнями квалификаций. Считается, что индустрия молода: единая государственная стратегия ее развития не сформирована, отсутствуют учебные заведения, которые готовили бы специалистов для отрасли.

При этом отмечается, что клининг как сфера деятельности имеет все шансы стать перспективным драйвером отечественной экономики. Несмотря на то что массовый спрос на услугу находится на стадии формирования — как в Москве и Петербурге, так и в регионах, по данным маркетингового исследования компании Discovery Research Group, уже в 2013 году объем рынка клининг-услуг в России составлял около 60 млрд рублей. Согласно этой же статистике, в сфере профессиональной уборки задействованы более полутора тысяч компаний, треть из них насчитывает в своем штате по нескольку сотен клинеров. Есть и предприятия-флагманы с более солидным персоналом — в тысячу и больше сотрудников. И все же официальной статистики еще не существует, российский клининг, чей возраст приближается к тридцати годам, пока предоставлен самому себе.

*Нажмите на картинки для увеличения

Домашняя уборочная

По данным сервиса «2ГИС», сегодня в Омске насчитывается более 70 организаций, предоставляющих услуги профессиональной уборки. Директор клининговой компании «Империя блеска» Виталий Лобиков считает, что к 2016 году рынок практически сформировался: «Процент федеральных компаний невелик, но он есть — 7-10%. Как правило, сетевые компании работают с федералами, и мы с ними не пересекаемся. Они сотрудничают с теми, с кем давно заключили крупные контракты, и если им позвонит клиент с просьбой провести генеральную уборку его квартиры, те даже бровью не поведут».

Согласно исследованиям агентства Discovery Research Group, рынок отечественного клининга составляют три сегмента: промышленный, офисный и бытовой. И если доли промышленного и офисного сегментов не сильно подвержены колебаниям — все-таки сложно содержать в порядке большие площади усилиями одних лишь уборщиц, то спрос на клининг частных помещений демонстрирует невысокие показатели и зависит от сезона.

«Финансовый кризис прямо либо косвенно влияет абсолютно на все сферы, начиная с домашних хозяйств и заканчивая госмонополиями, — отмечает Александр Ляликов, руководитель компании «Дом-Сервис клининг». — Все так сильно взаимосвязано, что я не решился бы назвать сферу услуг, которая не просела в последние два года. Оптимизация, так ее назовем, пришла практически к каждому заказчику услуг. Где можно пожертвовать чистотой, там люди жертвуют либо убирают сами». Чаще всего эта «жертва» — домашняя уборка.

Препятствует развитию бытового клининга и особенность менталитета: долгое время у нас было принято делать уборку самостоятельно. Посвятить чистке помещения час-другой вошло в привычку, которой сложно изменить, даже если доходы позволяют нанять профессионального клинера. Еще одна причина обойтись своими силами заключается в страхе пустить за порог своего дома незнакомого человека.

Важней всего погода в доме

Сезонность тоже нельзя сбрасывать со счетов. В теплое время года востребована услуга мытья остекленных поверхностей, фасадов, стрижка газонов и деревьев, зимой часто заказывают уборку снега. По словам Виталия Лобикова, основной фронт работ возникает в ноябре и декабре, затишья стоит ждать только после Нового года: практически весь январь люди пребывают в праздничном настроении. У Александра Ляликова другая позиция на этот счет: «Сезонность, конечно, присутствует, но прямая корреляция не всегда прослеживается. Работая с крупным заказчиком, можно попасть в зависимость от его финансовых возможностей. И тут уже надо выяснять, когда у него «мертвый» сезон».

Впрочем, некоторые услуги из сферы бытового клининга остаются востребованными круглогодично, например, во все времена года популярна услуга химчистки мягкой мебели и ковровых покрытий. Объясняется это легко: основной «урон» интерьеру наносят дети или домашние животные, и здесь, по мнению экспертов, домашними средствами уже не справиться, поэтому на помощь зовут профессионалов.

И почистить, и продать

По подсчетам холдинга «ФИНАМ», рынок российского клининга показывал темпы роста до конца 2014 года: несмотря на ухудшение экономической ситуации, его показатели выросли на 10% в сравнении с данными за 2013 год. «Кризис серьезно сказался на индустрии, — размышляет Виталий Лобиков. — Это отразилось на количестве заявок, но не могу сказать, что критически. Бывало такое, что клиенты чистили дорогущие диваны «народными советами по интернету» и затем обращались к профессионалам. Мы работаем круглосуточно, и работа есть каждый день. Без современного клининга с его техникой и химией людям уже не обойтись».

Для того чтобы остаться на плаву, владельцы клинингового бизнеса стараются не топтаться на месте и активно расширять сферу деятельности. Кто-то осваивает технологию экоуборки, внедряя в процесс безвредные материалы и препараты, другие берут на вооружение IT. «Сейчас видна четкая тенденция по смещению приема заказов в онлайн, — утверждает Александр Ляликов. — Появляется много интересных сайтов и сервисов по клинингу. Исполнители пытаются предложить новый продукт или услугу заказчику».

Еще один способ завоевать рынок — развивать направление сопутствующих услуг. Например, организовать продажу уборочного оборудования, расходных материалов. Столкнувшись с проблемой поставки импортной техники и чистящих средств, глава компании «Империя блеска» пришел к выводу, что пора самому производить профессиональную химию. «Практически в год открытия агентства мы запустили магазин профсредств, и, в частности, это позволило нашему стартапу выйти в ноль. Сейчас мы поставляем химию крупным организациям, к примеру, обеспечиваем продукцией фитнес-клуб Energy Zone и другие заведения. В итоге проект стоимостью 500 тысяч рублей оправдал себя в течение полутора лет», — заключает Лобиков.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №41 (144) от 18 октября 2016

Добавить комментарий
JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

О «заброшках», гомофобии, пассивности и других общих для Омска и Санкт-Петербурга проблемах и методах борьбы с ними.

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть векаФото

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть века

Когда британской писательнице Джоан Роулинг пришла в голову блестящая идея написать книгу о волшебнике Гарри Поттере, ей было 25 лет. Столько же лет исполнилось и Марку Цукербергу, когда социальная сеть Facebook ...

Нападающий омского «Авангарда»  Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Нападающий омского «Авангарда» Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Хоккеист рассказал о своих увлечениях и о том, как часто не может уснуть после матчей.

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)Фото

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня, 21 января, мир отмечает день объятий. Воодушевленные этим событием, мы собрали фотографии медийных персон Омска, которые дружелюбно обнимаются с коллегами.

Мольер по-русски

Мольер по-русски

В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Мнимый больной».

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

«Деловой Омск» представляет «темную сторону» рейтинга омских строений, формирующих лицо города.

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.