Деловой Омск

Деловой Омск

01 ноября 2016 13.46Интервью

Константинов (Баконин) Андрей Дмитриевич родился 30 сентября 1963 года в Астраханской области. По окончании школы поступил на Восточный факультет Ленинградского государственного университета. После 4 курса направлен в спецкомандировку по линии минобороны в Южный Йемен в качестве переводчика с арабского языка. По окончании учебы получил распределение в минобороны СССР и уехал в Краснодар, где служил в качестве старшего переводчика. В 1991 году уволился из армии и, вернувшись в Ленинград, устроился корреспондентом в редакцию газеты «Смена». С 1994 по 1996 год — собкорр газеты «Комсомольская правда» по Петербургу и Северо-западу России. С 1998 года — гендиректор и главный редактор информационно-аналитического Агентства журналистских расследований, в состав которого входит несколько электронных и печатных СМИ. Автор более 50 книг. По мотивам 19 из них были сняты фильмы.

Андрей Константинов: «Наш издатель-швед любил выпить и девушек, а в Кремле считали, что он влиял на контент»

В продолжение рубрики «В Питере писать» «ДО» пообщался с Андреем Константиновым, автором книг, по которым был снят «Бандитский Петербург». В эксклюзивном интервью, организованном стараниями гендиректора «12 канала» Александра Малькевича, прозаик рассказал, почему он не может отказать в танце даме и как на самом деле шведские издатели-миллиардеры «влияют» на российский интернет-контент.

Андрей Константинов: «Наш издатель-швед любил выпить и девушек, а в Кремле считали, что он влиял на контент»

Фото: Валентин Беликов

В прошлом номере «Делового Омска» вышло интервью с вашим питерским коллегой Ильей Стоговым. Он жаловался на безрадостную судьбу современных писателей. Говорит, что если книги не экранизировать, то авторы обречены на нищету. По вашим произведениям был снят длиннющий сериал. Наверное, хорошо заработали на этом?

— Для приличного заработка нужно, чтобы в год экранизировались 3-4 книги.

Таких темпов сегодня нет ни у одного писателя. Поэтому большинство российских авторов — это абсолютные маргиналы, босяки. Но так было не всегда. Если писатель рубежа 19-20 веков входил в топ-20 самых издаваемых, то он неплохо жил. А сейчас даже те, кто в этом топе, — голодранцы. Чтобы элементарно прокормиться, авторы вынуждены работать где-то еще. Появился даже новый термин — писатель выходного дня. То есть в будни он трудится на обычной должности, а в выходные пишет. И это, конечно, катастрофа, ведь «любительщина» всегда приводит к дилетантизму.

Вы в свое время тоже вошли в кинематограф как любитель, ведь до «Бандитского Петербурга» по вашим книгам не снимали сериалы. Как вообще так получилось, что режиссер заинтересовался вашими романами?

— Владимир Бортко (режиссер «БП». — «ДО».) пришел ко мне, чтобы я написал сценарий. Я ему дал свои книги: «Это то, что вы хотите». Он ответил: «Я такие не читаю». Но когда все прочел, сказал: «Да, это то, что я хочу».

А почему он пришел именно к вам?

— У меня была репутация человека, который занимается примерно тем, что ему требовалось. Другое дело, что он пришел ко мне лишь через шесть лет, после того как был издан «Адвокат»...

Эстетика «Бандитского Петербурга» отлично легла на российскую реальность, так же как, например, в условиях западной реальности вполне органично смотрится «Игра престолов».

— Да, на Западе предостаточно и фильмов, смежных по сюжету с «Бандитским Петербургом»: «Клан Сопрано», «Крестный отец». У них в принципе больше выбор фильмов. А у нас не так уж много успели снять талантливых сериалов. Они буквально наперечет.

А как вы оцениваете сериал «Бандитский Петербург»?

— С режиссерской точки зрения первые 15 серий (это фильмы «Барон» и «Адвокат») вроде бы ничего, хотя довольно «бледненькие».

Ну в свое время от «Адвоката» все девочки обливались слезами...

— Они бы обливались еще больше, если бы сериал не снимался одной камерой.

Какую роль вы сыграли в съемках?

— В процесс я не вмешивался, потому что на съемочной площадке главный — это режиссер. Бортко, кстати, учитывал все мои пожелания. Но если говорить о бюджете сериала, то он, конечно, был нищим.

Наверное, после выхода сериала вы проснулись знаменитым?

— Я стал известным раньше, потому что мои книги выходили огромными тиражами. В период, когда сняли «Бандитский Петербург», тираж «Адвоката» доходил до 15 млн. Так что момент, когда я проснулся знаменитым, я не зафиксировал. Да и зачем? Популярность на мою жизнь не повлияла.

Но осознание того, что вас узнают на улицах, пощекотало эго?

— Эмоции есть, когда выпускаешь первую или вторую книгу. А на момент выхода сериала их у меня было около 20. Тогда эмоции уже притупились. Да и вообще, в Питере меня достаточно хорошо знают в лицо, а вот во всей стране нет. Но именно эта локальная известность приносит определенные неудобства.

К вам подходят со словами: «Ооо, так это ж Константинов. А давайте выпьем?»

— Не только. Популярность накладывает на тебя определенные обязательства, требует иной схемы поведения. Понравилась тебе девушка, а ты не можешь с ней познакомиться, ведь она тогда всем скажет, что к ней клеился писатель Константинов. Или пришел ты, например, с девушкой в ресторан, хочешь посидеть в приватной обстановке. Но тебя же обязательно начнут разглядывать, шептаться, обсуждать, снимать на телефон. И все, приватной обстановки не получилось. Так что плюсы, которые приносит популярность, не перевешивают минусы, из нее вытекающие.

Ни под одну песню я не танцевал столько же, сколько под «Город, которого нет» (саундтрек «БП»). В любом кабаке, узнав меня, сразу же включают ее.

И даже гаишники ни разу не прощали вам превышение скорости?

— Недавно остановили судебные приставы — у меня оказался неоплаченным штраф. Я куда-то опаздывал, а они заставили прямо на месте погасить долг. Один пристав, долго выписывая квитанции, стонал о том, как сильно любит мои книги.

Но его любовь не освободила меня от выплаты штрафа. Кстати, еще об одной сомнительной стороне популярности. Ни под одну песню я не танцевал столько же, сколько под «Город, которого нет» (саундтрек «БП»). В любом кабаке, узнав меня, сразу же включают ее. После чего «дамы за 40», поправляя трусы, идут приглашать меня на танец. И блин, что мне делать? Приходится соглашаться.

А песня же, как назло, длинная.

— Да, и вот ты танцуешь, а чувствуешь себя груздем в сметане, которого подают к столу. Однажды отдыхал в Крыму, там невозможно было никуда выйти, хоть в номере сам себе готовь обеды. Только приходишь в ресторан — бац! «Там для меня горит очаг...» Ну блин, очередное счастье.

Когда услышали эту песню впервые, она вам понравилась?

— Да. Игорь Корнелюк, кстати, смешно рассказывал про нее.: «Я две песни написал, одна — полный хит, улет, все умрут. А вторая — так себе». «Так себе» оказалась «Городом, которого нет». А та, от которой все умрут, — это «Ты для меня чужой», Татьяна Буланова пела (песня звучала в первой части сериала). Да все уже забыли о ней.

Вы создали Агентство журналистских расследований, в состав которого входил один из самых успешных региональных интернет-проектов «Фонтанка.ру». Когда вы поняли, что есть запрос населения на информационные сайты и в этом направлении можно работать?

— А это не моя заслуга, «Фонтанку» придумали два моих зама: Андрей Потапенко и Александр Горшков.

Я же вообще не «интернетный» человек. До сих пор не читаю новости в онлайне, не сижу в соцсетях. Да я ни одной эсэмэски за всю жизнь не отправил! Все мои книжки написаны от руки.

Так вот, моя заслуга в процессе создания «Фонтанки» — только в том, что я не запретил ребятам ее делать. Они пришли ко мне, стали рассказывать, что можно заняться каким-то проектом. Их задумка требовала небольших вложений — нескольких тысяч долларов. Но мы тогда были небогаты, для нас это была ощутимая сумма. Я сказал: «Вы, конечно, несете всякую бредятину и ерунду, но все-таки люди хорошие, хоть и глупые. Поэтому я разрешаю это делать». Тогда сложно было представить, что это может вылиться во что-то стоящее. За 20 лет мы раз 13 оказывались на грани закрытия.

В какой момент почувствовали, что это то дело, которое нужно развивать и поддерживать?

— Мы вообще стараемся ничего не бросать. Даже убыточный общественно-политический журнал «Город-812». До сих пор его тянем, потому что это увлекательный формат, которым интересно заниматься. Изжившую себя газету «Ваш тайный советник» мы, например, переформатировали. Теперь это красивый исторический журнал, выходит раз в месяц. И пользуется большим спросом. В последнем номере — тема казачества. На обложку наконец-то удалось поставить голую женщину. Картину, где казаки возвращаются с набега, а у одного из них поперек седла висит голая женщина. Весь слабый пол нашего агентства кричал, что против такой обложки. Но мы решили, что тем более нужно это ставить.

А какие проекты являются флагманами вашего бизнеса, за счет которых вы можете позволить себе содержать убыточные издания?

— «Фонтанка», сайт 47news.ru. Многопрофильный медийный бизнес как раз и позволяет делать один проект за счет другого, более успешного. Да, это не даст тебе денег, но добавит влиятельности, которая способна конвертироваться во что угодно.

В 2013 году 51%-ная доля «Фонтанки» была продана шведскому издательском дому «Бонниер». Как складывалось ваше сотрудничество?

— Ну, пока эти акции остаются у нас в залоге. Когда приняли закон, ограничивающий до 20% долю участия иностранного капитала в российских СМИ, шведы начали искать, кому можно продать свою долю бизнеса. Сроки поджимали, покупателя быстро не нашли, поэтому просто передали нам свои акции до того момента, пока их не продадут. А вообще Бонниеры были забавными партнерами. Если бы Кремль знал, как на самом деле складываются взаимоотношения российских СМИ с иностранными учредителями, они вряд ли бы стали принимать этот свой закон. Шведы не то что не влияли на контент «Фонтанки», они вообще были не в курсе, о чем она там пишет! Хотя бы потому, что просто не знали русского языка.

Ну хоть что-то они привнесли в ваш проект?

— Продавая Бонниерам долю «Фонтанки», мы, конечно, ожидали от них другого. Это же не кот чихнул! Это шведы! Но оказалось, что каким-то самобытным, кулибинским способом мы придумали бизнес-модель, которая работала эффективнее, чем их. Они не смогли дать нам ни каких-то новых технологий, ни секретных знаний. Это было самым большим разочарованием. Ведь мы думали, что придет главный швед в шапке-«котелке» и тут же всех озолотит. Да, швед пришел, но забыл волшебную палочку. Зато сумел все формализовать. Советы директоров, которые проходили в Стокгольме или Петербурге, были ужасной тягомотиной: с 09:00 до 15:00 дня мы на английском языке обсуждаем какую-то ерунду. Зачем все эти нудные, бессмысленные, ни на что не влияющие отчеты? На заседания Советов лично приезжал Бонниер — очень милый дед. У себя в Швеции он никому не интересен. А тут все стонут: «О, миллиардер Бонниер!» Девки смотрят.

А он любил ездить в Россию, выпить, даже за моей секретаршей пытался приударить. В рамках приличия, конечно. А Кремль считал, что он лезет в нашу информационную политику: и так рука мирового капитала настраивала журналистов «Фонтанки» против нашей власти.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (146) от 1 ноября 2016

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.