Деловой Омск

Деловой Омск

08 ноября 2016 17.15Спецпроекты

Связь для лояльных потребителей

Проекты виртуальной сотовой связи существуют в нашей стране давно, но мода на MNVO появилась только сейчас. О собственных проектах заявили крупные игроки — соцсеть «ВКонтакте» и Сбербанк.

Связь для лояльных потребителей

Фото: Сергей Коньков

MNVO — это виртуальный оператор мобильной связи, то есть использующий построенную инфраструктуру действующих крупнейших операторов, но продающий клиентам свои тарифные планы и условия общения. Первые MNVO-игроки появились в России еще в конце нулевых годов, но широкая аудитория к ним тогда не пришла.

Пополнение базы

Если на рынок пришли такие монстры, как Сбербанк и «ВКонтакте», то, видимо, проекты MNVO входят в моду. Выгодны они и классическим операторам, ведь они формально расширяют свою абонентскую базу и получают часть доходов виртуальных игроков. По словам финансового аналитика ГК «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, российский рынок мобильной связи на текущий момент явно перенасыщен. В частности, к концу первого полугодия 2016 года проникновение услуг мобильной связи в РФ составило 176% (252 млн действующих сим-карт).

«Учитывая этот факт и вдобавок сложную макроэкономическую и рыночную конъюнктуры, финансовые и операционные показатели операторов последнее время близки к стагнации. В сложившейся ситуации менеджмент компаний ищет новые точки роста. Например, развитие MVNO-проектов с партнерами, которые обладают известным брендом, большой и лояльной клиентской базой и способны стимулировать участников к переходу в сеть оператора (обычно это крупные банки, ритейлеры, соцсети и т. п.).

Скорее всего, из-за разделения выручки с партнерами подобные абоненты будут несколько менее выгодны операторам, но, по всей видимости, из-за ужесточения конкуренции они готовы пойти на этот шаг», — уверяет Нигматуллин.

Корреспондент «ДО» обратился с запросом к классическим участникам рынка связи и выяснил, насколько они готовы к приходу новых, пусть и виртуальных игроков. Как рассказал старший специалист по связям с общественностью омского филиала Tele2 Виктор Василькин, в большинстве случаев MVNO — это возможность создавать уникальный продукт с новыми характеристиками в результате сотрудничества с компаниями из других отраслей.

«В период бурного роста сотовой отрасли у операторов не было необходимости в развитии сегмента MVNO, они увеличивали свои абонентские базы двузначными темпами. Сегодня рынок достиг насыщения. Чтобы не потерять позиции, сотовые операторы должны кардинально изменить свои бизнес-стратегии и расширять сферу деятельности, находить новых партнеров. Мы рассматриваем виртуальные сети как один из инструментов для развития собственного бизнеса и дополнительный способ получения дохода. В настоящее время мы создали виртуального оператора с ПАО «Ростелеком» и подписали договор о запуске MVNO со Сбербанком», — рассказал Василькин.

Успешные примеры

Как отмечает руководитель «Билайна» в Омске Вячеслав Касымов, работу с некоторыми сегментами операторам выгоднее осуществлять за рамками основного бренда, через MVNO-проекты. Примером является запущенная «Билайном» в партнерстве с «Сим Телеком» первая в России этносистема для приезжих клиентов из стран ближнего и дальнего зарубежья на базе виртуального оператора SIM SIM.

«На наш взгляд, российский рынок характеризуется низким уровнем цен и отсутствием свободных ресурсов, поэтому нет существенных предпосылок для бурного роста такого рода предложений», — прогнозирует Касымов.

Директор по информационным технологиям Yota Андрей Богданов считает, что интерес компаний к созданию собственных операторов связи легко объясним. В первую очередь, MVNO — инструмент, благодаря которому компания может проявить лояльность по отношению к существующим клиентам и предложить им приятный бонус к основному продукту — мобильную связь. Во-вторых, MVNO позволяет привлечь внимание новых клиентов и получить дополнительный доход. Кроме того, создание собственного оператора может сократить внутрикорпоративные расходы на связь.

«Федеральный мобильный оператор Yota является классическим примером подобной интеграции и входит в десятку крупнейших MVNO в мире. Yota обеспечивает федеральное покрытие в сетях 2G/3G/4G за счет работы на объединенной сети ПАО «МегаФон» и ООО «Скартел», — рассказал Богданов.

Комментарии

Пономарева АннаПономарева Анна,консультант J’son & Partners ConsultingВ подавляющем большинстве случаев крупные российские операторы воспринимают MVNO как своих конкурентов, кроме случаев, когда хост-оператор и виртуальный оператор относятся к одной группе компаний (например, МГТС/МТС, Yota/«МегаФон»). В случае работы со сторонними компаниями операторы гораздо охотнее идут на партнерство с MVNO, если с помощью этой модели скорее «оттянут» часть абонентской базы у конкурентов. Тем не менее MVNO в глазах крупных операторов — это скорее угроза их бизнесу, а не возможность. В основном этот рынок худо-бедно развивается благодаря регуляторным воздействиям. Например, до 25 июля 2016 года «большая сотовая четверка» должна была обеспечить доступ на свои сети независимым MVNO как минимум в пяти регионах России в соответствии с лицензионными требованиями на LTE (4G). В этом году на рынок MVNO выходят такие компании, как Сбербанк и «ВКонтакте», связь которых со своими клиентами гораздо прочнее, чем, например, у компаний-ритейлеров. За ними могут последовать и другие игроки в данных секторах (финансовый, соцсети). В более долгосрочной перспективе стоит ожидать появления виртуальных операторов в сегменте «интернета вещей».
Щапов ОлегЩапов Олег,генеральный директор и основатель компании Brain4NetУслуга связи как таковая вырождается. Она становится бесплатным добавлением к чему-то другому: банковскому обслуживанию, инструментом еще более глубокого вовлечения сотрудников больших компаний в активности этих компаний, походам в магазин и т. д. Абсолютно уверен, что операторы мобильной связи от этого не выиграют. Это ускорит их превращение в операторов commodity-сервиса, коммунальной услуги. Однако процесс коммодитизации услуг мобильной связи будет длиться годами, а операционные результаты нужно демонстрировать каждый квартал. Логично, что операторы скорее отдадут приоритет быстрым результатам в виде дополнительных платежей от MVNO, чем стратегическим долгосрочным интересам в виде потери непосредственного контакта с конечным пользователем. Полагаю, что появление проектов по типу Apple SIM, который сейчас работает только для планшетов и смартфонов, может драматически изменить рынок связи. Скоро пользователь сможет мгновенно менять провайдера из удобного интерфейса своего компьютера или смартфона. Такой короткий и простой путь сможет привести пользователя к любому поставщику сервиса, предложение которого покажется ему лучше. И не факт, что за этот сервис нужно будет платить.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (148) от 15 ноября 2016

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.