Деловой Омск

Деловой Омск

08 ноября 2016 17.15Спецпроекты

Связь для лояльных потребителей

Проекты виртуальной сотовой связи существуют в нашей стране давно, но мода на MNVO появилась только сейчас. О собственных проектах заявили крупные игроки — соцсеть «ВКонтакте» и Сбербанк.

Связь для лояльных потребителей

Фото: Сергей Коньков

MNVO — это виртуальный оператор мобильной связи, то есть использующий построенную инфраструктуру действующих крупнейших операторов, но продающий клиентам свои тарифные планы и условия общения. Первые MNVO-игроки появились в России еще в конце нулевых годов, но широкая аудитория к ним тогда не пришла.

Пополнение базы

Если на рынок пришли такие монстры, как Сбербанк и «ВКонтакте», то, видимо, проекты MNVO входят в моду. Выгодны они и классическим операторам, ведь они формально расширяют свою абонентскую базу и получают часть доходов виртуальных игроков. По словам финансового аналитика ГК «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, российский рынок мобильной связи на текущий момент явно перенасыщен. В частности, к концу первого полугодия 2016 года проникновение услуг мобильной связи в РФ составило 176% (252 млн действующих сим-карт).

«Учитывая этот факт и вдобавок сложную макроэкономическую и рыночную конъюнктуры, финансовые и операционные показатели операторов последнее время близки к стагнации. В сложившейся ситуации менеджмент компаний ищет новые точки роста. Например, развитие MVNO-проектов с партнерами, которые обладают известным брендом, большой и лояльной клиентской базой и способны стимулировать участников к переходу в сеть оператора (обычно это крупные банки, ритейлеры, соцсети и т. п.).

Скорее всего, из-за разделения выручки с партнерами подобные абоненты будут несколько менее выгодны операторам, но, по всей видимости, из-за ужесточения конкуренции они готовы пойти на этот шаг», — уверяет Нигматуллин.

Корреспондент «ДО» обратился с запросом к классическим участникам рынка связи и выяснил, насколько они готовы к приходу новых, пусть и виртуальных игроков. Как рассказал старший специалист по связям с общественностью омского филиала Tele2 Виктор Василькин, в большинстве случаев MVNO — это возможность создавать уникальный продукт с новыми характеристиками в результате сотрудничества с компаниями из других отраслей.

«В период бурного роста сотовой отрасли у операторов не было необходимости в развитии сегмента MVNO, они увеличивали свои абонентские базы двузначными темпами. Сегодня рынок достиг насыщения. Чтобы не потерять позиции, сотовые операторы должны кардинально изменить свои бизнес-стратегии и расширять сферу деятельности, находить новых партнеров. Мы рассматриваем виртуальные сети как один из инструментов для развития собственного бизнеса и дополнительный способ получения дохода. В настоящее время мы создали виртуального оператора с ПАО «Ростелеком» и подписали договор о запуске MVNO со Сбербанком», — рассказал Василькин.

Успешные примеры

Как отмечает руководитель «Билайна» в Омске Вячеслав Касымов, работу с некоторыми сегментами операторам выгоднее осуществлять за рамками основного бренда, через MVNO-проекты. Примером является запущенная «Билайном» в партнерстве с «Сим Телеком» первая в России этносистема для приезжих клиентов из стран ближнего и дальнего зарубежья на базе виртуального оператора SIM SIM.

«На наш взгляд, российский рынок характеризуется низким уровнем цен и отсутствием свободных ресурсов, поэтому нет существенных предпосылок для бурного роста такого рода предложений», — прогнозирует Касымов.

Директор по информационным технологиям Yota Андрей Богданов считает, что интерес компаний к созданию собственных операторов связи легко объясним. В первую очередь, MVNO — инструмент, благодаря которому компания может проявить лояльность по отношению к существующим клиентам и предложить им приятный бонус к основному продукту — мобильную связь. Во-вторых, MVNO позволяет привлечь внимание новых клиентов и получить дополнительный доход. Кроме того, создание собственного оператора может сократить внутрикорпоративные расходы на связь.

«Федеральный мобильный оператор Yota является классическим примером подобной интеграции и входит в десятку крупнейших MVNO в мире. Yota обеспечивает федеральное покрытие в сетях 2G/3G/4G за счет работы на объединенной сети ПАО «МегаФон» и ООО «Скартел», — рассказал Богданов.

Комментарии

Пономарева АннаПономарева Анна,консультант J’son & Partners ConsultingВ подавляющем большинстве случаев крупные российские операторы воспринимают MVNO как своих конкурентов, кроме случаев, когда хост-оператор и виртуальный оператор относятся к одной группе компаний (например, МГТС/МТС, Yota/«МегаФон»). В случае работы со сторонними компаниями операторы гораздо охотнее идут на партнерство с MVNO, если с помощью этой модели скорее «оттянут» часть абонентской базы у конкурентов. Тем не менее MVNO в глазах крупных операторов — это скорее угроза их бизнесу, а не возможность. В основном этот рынок худо-бедно развивается благодаря регуляторным воздействиям. Например, до 25 июля 2016 года «большая сотовая четверка» должна была обеспечить доступ на свои сети независимым MVNO как минимум в пяти регионах России в соответствии с лицензионными требованиями на LTE (4G). В этом году на рынок MVNO выходят такие компании, как Сбербанк и «ВКонтакте», связь которых со своими клиентами гораздо прочнее, чем, например, у компаний-ритейлеров. За ними могут последовать и другие игроки в данных секторах (финансовый, соцсети). В более долгосрочной перспективе стоит ожидать появления виртуальных операторов в сегменте «интернета вещей».
Щапов ОлегЩапов Олег,генеральный директор и основатель компании Brain4NetУслуга связи как таковая вырождается. Она становится бесплатным добавлением к чему-то другому: банковскому обслуживанию, инструментом еще более глубокого вовлечения сотрудников больших компаний в активности этих компаний, походам в магазин и т. д. Абсолютно уверен, что операторы мобильной связи от этого не выиграют. Это ускорит их превращение в операторов commodity-сервиса, коммунальной услуги. Однако процесс коммодитизации услуг мобильной связи будет длиться годами, а операционные результаты нужно демонстрировать каждый квартал. Логично, что операторы скорее отдадут приоритет быстрым результатам в виде дополнительных платежей от MVNO, чем стратегическим долгосрочным интересам в виде потери непосредственного контакта с конечным пользователем. Полагаю, что появление проектов по типу Apple SIM, который сейчас работает только для планшетов и смартфонов, может драматически изменить рынок связи. Скоро пользователь сможет мгновенно менять провайдера из удобного интерфейса своего компьютера или смартфона. Такой короткий и простой путь сможет привести пользователя к любому поставщику сервиса, предложение которого покажется ему лучше. И не факт, что за этот сервис нужно будет платить.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (148) от 15 ноября 2016

Добавить комментарий
Нападающий омского «Авангарда»  Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Нападающий омского «Авангарда» Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Хоккеист рассказал о своих увлечениях и о том, как часто не может уснуть после матчей.

Мольер по-русски

Мольер по-русски

В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Мнимый больной».

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

«Деловой Омск» представляет «темную сторону» рейтинга омских строений, формирующих лицо города.

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Тест: Получился ли бы из вас хороший чиновник?

Областное правительство недавно отпраздновало 13 лет. Все мы любим критиковать власть, давать ей советы, как нужно работать. А давайте проверим, присущи ли вам качества среднестатистического чиновника.

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Буква к букве: Топ-10 популярных омских блогеров

Десять омичей на десяти разных интернет-платформах.

Новогоднее послевкусие: что делать с елкойИнфографика

Новогоднее послевкусие: что делать с елкой

Инструкция по экологичному использованию новогодней красавицы, освободившейся от мишуры.