Деловой Омск

Деловой Омск

21 ноября 2016 07.00Статьи

Константин Аверин: «Запретительно-предписательно мы экономику не разовьем»

Колумнист «ДО», предприниматель Константин Аверин рассуждает о высоком — что лучше: украсть идею или создать предпосылки для появления среды, где рождаются новые, более прогрессивные идеи?

Константин Аверин: «Запретительно-предписательно мы экономику не разовьем»

Александр Румянцев

В меняющемся мире, в мире постиндустриальном основной ценностью становится идея. Стоимость тиражирования этой идеи составляет ничтожную часть относительно стоимости ее разработки. Собрать телефон в Китае стоит сущие копейки, а вот создать iPhone 7 (то есть разработать продукт и маркетинг) — миллиарды.

В России же все как всегда противоречиво. С одной стороны, правительство говорит о необходимости строить инновационную экономику, с другой — все мы идем все той же проверенной дорогой, ведущей в тупик.

Проанализировав мировые тенденции и отечественные реалии, давайте задумаемся об особенностях нашего российского подхода к инновационному развитию.

На прошлой неделе по одному из центральных каналов рассказывали о новом законопроекте ФАС, позволяющем ограничивать права правообладателей на их интеллектуальную собственность. Речь, прежде всего, идет о лицензионном производстве лекарственных дженериков. ФАС преподносит эту идею под соусом социально значимой проблемы. Мол, западные фармкомпании злоупотребляют тем, что имеют в своем арсенале уникальные препараты и ломят три цены с нашего брата. Вот что сказал Игорь Артемьев, руководитель ФАС, в конце 2015 года: «Пока мы строили социализм, люди занимались патентованием и созданием инновационных продуктов, поэтому сегодня эти патенты принадлежат не нам». Логика, несомненно, интересная. Вы, дескать, все понапридумывали, пока мы делом важным занимались, и нам сейчас понапридумывать уже нечего. А вы, капиталисты, только этого и ждали и сейчас кровушку нашу трудовую пьете.

Я как человек, посещающий аптеки, несомненно заинтересован в конкуренции и снижении цены на лекарства и негодую, когда люди не могут позволить себе купить дорогостоящий препарат. Но пропаганда (на федеральном уровне) насильственного захвата инновационных разработок заставляет меня задуматься о регистрации своего бизнеса в какой-нибудь капстране. Себестоимость производства ампулы, а равно и срок производства ее — ничтожны. Но на разработки, тестирование, испытания препаратов уходят годы времени и миллионы американских (в данном случае) денег. В сегодняшнем мире, где основную ценность имеет идея, эту идею законодательно хотят разрешить красть. У ФАС не возникло мысли стимулировать исследовательскую работу на российском рынке по отстающим направлениям в фармакологии, чтобы пресечь гегемонию иностранцев. ФАС просто решает проблему привычным путем.

Такие же подходы мы видим на так называемых заградительных пошлинах на автомобильном рынке. «Мы не будем развивать отрасль, — говорит нам правительство своими действиями. — Мы «приглушим» более привлекательный продукт».

Но как долго мы сможем заниматься интеллектуальным пиратством? Куда приведет нашу экономику такой подход в перспективе 5-10 лет? У кого останется желание рассказывать о своих технологиях и ноу-хау?

Но это федеральный уровень. А что у нас в регионе? Звучат призывы бороться с «незаконным предпринимательством». Имеется в виду фактически борьба с самозанятым населением и их источниками доходов: автомастерскими в гаражах, ателье на дому и прочим. И хотя с разных сторон призывают развивать малый бизнес, самому малому бизнесу непривычно конкурировать с частниками. Да и не хочется ему терять квалифицированный персонал, уходящий «на квартиры». Хотя, на мой взгляд, это нужно воспринимать как необратимое изменение. Мы живем сейчас в мире интернета, этого нельзя не учитывать. И если раньше мне нужно было содержать магазин и торговый персонал, чтобы продавать, то сегодня я продаю через интернет.

Поэтому если мои конкуренты хотят быть на этом рынке, то они должны адаптироваться. Лично я приветствую рост числа самозанятого населения. Уверен, что они (в большинстве своем) оказывают качественные услуги, так как для них основной способ продажи себя — это положительные отзывы. Да и психологически человек работает лучше, когда он работает на себя. В моем восприятии их невидимость для налоговой — это формальная проблема. Государству необходимо ввести патенты для самозанятого населения. Платишь, допустим, 5 тыс. рублей в год и работай спокойно. А государство сможет учитывать этот экономически активный пласт населения в своей статистике.

Нам всем нужно кардинально менять свое мышление. Нормативно-законодательно, запретительно-предписательно мы экономику не разовьем. Это лишь тактические инструменты затыкания локальных дыр. Нам всем нужно мыслить днем послезавтрашним, если мы хотим завтра быть в этом мире. Пора менять свой бизнес, а не ограничивать чужой, пора привлекать и развивать промышленность в регионе, развивать свои технологии, а не отбирать чужие. Пора думать своей головой и перестать завидовать соседу.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (148) от 15 ноября 2016

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.