Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Сегодняшняя ситуация с муниципальным транспортом в Омске — это результат долгой череды ошибок, инерции и бездействия. В результате всего этого конец системы гортранса стал лишь вопросом времени.

Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Александр Румянцев

Сразу нужно оговориться, что все, о чем пойдет ниже, касается только муниципальных автобусов. В сфере электрического транспорта ситуация со стороны выглядит более-менее стабильной, хотя, конечно, от того удара, который по электрическому транспорту нанес мэр Валерий Рощупкин, он уже никогда не оправится. Шутка ли, тогдашняя администрация Омска собственными руками лишила трамвай огромной части пассажиров и доходов. Что ж, сделанного не вернешь.

В автобусном хозяйстве Омска ситуация еще более печальна. Фактически до 2007 года автотранспорт Омска жил примерно как при коммунизме. При Викторе Шрейдере, правда, почти все транспортники прошли процедуру банкротства и ликвидации, восстали из пепла без долгов, но, увы, новые реалии никто не воспринимал всерьез. А они были следующими.

Во-первых, Омск — один из немногих городов, кто полностью провалил возможность пополнить доходы транспортников за счет закона о монетизации льгот, а тот же Новосибирск получал за счет этого сотни миллионов рублей. Они ввели транспортные карты для льготников и объяснили гражданам, что льготные выплаты на проезд (около 150 рублей) нужно класть на эту карту, если им нужно ездить бесплатно. В Омске же никто не стал этим заниматься, натуральные льготы всем просто сохранили. Таким образом, мимо транспортников проходили ежемесячно огромные суммы. 100 тысяч льготников да по 150 рублей — это 15 млн рублей в месяц. В год — 180 млн рублей, это по самым скромным оценкам.

Во-вторых, руководство автопарков с каким-то маниакальным упорством продолжало покупку огромных автобусов, хотя еще с середины 90-х гг было очевидно, что пассажиропоток год от года падает из-за роста автомобилизации и окупать большие автобусы все сложней, поскольку на многих маршрутах они слишком избыточны. За все предыдущие 20 лет я помню три попытки купить нечто иное: ПАТП-9 покупало «Газели» и у нас одно время были муниципальные маршрутки, ОАО ПАТП-2 при образовании получило 50 автобусов «Аврора», да вот совсем недавно ПАТП-8 купило небольшие автобусы. В итоге сегодня у транспортников есть море свободных автобусов, а свободы маневра — нет, потому что на убыточный маршрут приходится ставить огромный ЛиАЗ.

В-третьих, конечно, добил муниципалов пущенный на самотек рынок частных перевозок, особенно в последние годы. Буквально 5 лет назад соотношение числа перевезенных пассажиров было следующим: по 150 млн примерно возили частные и муниципальные автобусы, 27 млн возил троллейбус, 14 млн возил трамвай. Сегодня муниципальный транспорт суммарно возит уже менее 100 млн человек. Падение производственных показателей —  это падение доходов и рост себестоимости, рост тарифа, новое падение числа пассажиров и смерть.

В-четвертых, РЭК Омской области несколько лет устанавливала тариф на уровне ниже себестоимости, а мэрия и транспортники почему-то не оспаривали его и собственноручно довершили рытьё собственной могилы. В настоящее время она уже выкопана, и транспорт стоит на краю этой ямы, одной ногой уже над ней. Посмотрим, хватит ли у муниципалов сил удержаться и спастись. Пока, откровенно говоря, силы и воли к этому не видно, хотя новый директор ДТ и производит приятное впечатление, но один в поле не воин.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 19):

Егор
Наверное, не стоило бы так на одного Рощупкина...
Были там, у истоков, герои и - поважнее.
Только, вот, забылось как-то, что по решению папы область прекратила выделение средств городу.
И - не выделяла, пока папа мэра не победил.
Цель оправдала средства.
А развалины муниципального пассажирского транспорта и есть часть развалин той победы.
29 ноября, 17:01 | Ответить
Игорь Федоров
Егор, увы. Решение было принято в 1996 году. Никакой войны еще не было.
29 ноября, 23:01 | Ответить
Егор
Так противостояние и началось с 1996-го.
Помните?
1995 г. – создание Компании "Сибнефть" указом президента Б.Н.Ельцина путём выделения из "Роснефти".
1996 г. – приватизация Компании «Сибнефти» на залоговом аукционе в Москве путём продажи контрольного пакета акций «Сибнефти».
Уже в 1996 году объем переработки нефти по сравнению с предыдущим 1995 годом вырос, а отчисления в местный бюджет от Омского НПЗ снизились в два с половиной раза. При этом доля Омского НПЗ в городском бюджете составляла около 60 процентов.
Ну а затем – уход «Сибнефти» из города и перерегистрация в Любинском районе области.
01 декабря, 14:28 | Ответить
Игорь Федоров
В 1996 и 1997 Сибнефть была в Омске, налоги текли, Рощупкин брал импортные автобусы и убивал трамвай
04 декабря, 21:06 | Ответить
Егор
А в 1999-м - это уже апофеоз!
Город, в 1999-м, вопреки воле папы, проголосовал за Рощупкина.
Во тогда с экрана телевизора и прозвучало сакраментальное губернаторское: «Омичи совершили ошибку, избрав Рощупкина, и об этом еще пожалеют!»
01 декабря, 14:44 | Ответить
Позитив
Очень наивно-бессмысленная статья.
28 ноября, 15:15 | Ответить
Игорь Федоров
Так это приглашение к дискуссии. Напишите свои соображения тут, кто мешает?
28 ноября, 15:51 | Ответить
гость
А почему господин Фёдоров самый главный пункт поставил на 4-е место, ведь последние 4 года именно так и было доводили тариф ниже себестоимости, вогнали парки в долги и кредиты, а сейчас они работать не умеют, особенно депутаты изгаляются , а куда они смотрели когда давали добро на ликвидацию предприятий п-1, п-9 тб-2, деньги экономили, ну вот теперь плоды пожинать будем.
28 ноября, 13:45 | Ответить
Игорь Федоров
По хронологии появления поставил
28 ноября, 14:13 | Ответить
стрелка разин
Игорь может вам написать как чиновники транжирят на совершено ненужные проекты например реставрация казармы омской крепости ,галерка ведь это почти 800миллионов рублей как вы думаете хватило бы этих денег на решение транспортной проблемы Омска ,но казнокрадам виднее.
28 ноября, 11:52 | Ответить
Игорь Федоров
Так крепость - это целевые деньги Минкульта РФ на вновь выявленные объекты культурного наследия. А причем тут омский транспорт?
28 ноября, 12:16 | Ответить
Антон
Фёдоров в последнее время,похоже, совсем перестал читать то, что пишет.
Бред чистой воды. Мы Игорь Владимирович живём в городе миллионнике, а не в Саргатке! Нам нужны автобусы большого класса, а не малого класса.. Ты живёшь на Красном Пути, так вот заведи будильник на 7.00 и выйди пройдись по родному городу,, глянь по ООТ сколько народу стоит, маршрутки "селедки в бочке"! Такой ты нам транспорт предлагаешь? Сидя в своей иномарке! Муниципалов убили сами чинуши, мы не участвовали ни в одной программе по совместному приобретению транспорта. Плюс наверху выгодно было "держать" маршрутки - чистый доход. Их Сытые хари мы во время выборов наблюдали ввиде наклеек на бортах машин.
Никакие малые автобусы ПП-8 не приобретало в последнее время. Это твои выдумки.
По 9 му парку скажу там были газели собранные со всех патп (2,4,10,8) но они просуществовали недолго умер директор девятки и вместе с ним развалилось патп.
Патп 2 (по аврорам): их почти сразу стали продавать в другие регионы. Сейчас у них макс штук 5 осталось! Почему продавать? Да потому что долги у ОАО нечем гасить было. А извините по вложенным акциям надо платить дивиденды.
Наша администрация также просрала 10 лизинговых автобусов фирмы Стенли. Могли бы оставить себе в город, но не стали заморачиваться и просрали.
Ваша статья требует редакции, будьте любезны приведите в порядок.
У меня все
28 ноября, 10:30 | Ответить
ак
патп-8 купило всего один пазик, который ходит по 16 маршруту
28 ноября, 17:19 | Ответить
Антон
Этот Пазик купили ещё летом 2015 года взамен каросы 122, которая обслуживала лиц ограниченных в движении. И то по программе "доступная среда". Больше ничего не покупалось!
28 ноября, 22:11 | Ответить
Игорь Федоров
ходит пара белых бусиков с гаражными номерами ПАТП-8
29 ноября, 09:16 | Ответить
Игорь Федоров
Мало, конечно
28 ноября, 20:05 | Ответить
Игорь Федоров
И у меня всё
28 ноября, 12:15 | Ответить
Антон
Ну так что Игорь Владимирович пойдёшь завтра на водники? Глянь родной как люди ездят. Сам проедь пару остановок! А чтобы почувствовать всю прелесть пассажирских перевозок прокатись ещё до зари и оттуда до туриста! Не? Передумал?! Конечно языком трещать не мешки ворочать! Да и кнопки на твоём ноутбуке все стерпят
28 ноября, 22:15 | Ответить
Игорь Федоров
Причем тут Водники? ПАЗы нужно использовать на маршрутах типа 16 и 62. На Водниках нужны большие автобусы. А где-то и Газели хватит.
29 ноября, 09:19 | Ответить
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.