Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Сегодняшняя ситуация с муниципальным транспортом в Омске — это результат долгой череды ошибок, инерции и бездействия. В результате всего этого конец системы гортранса стал лишь вопросом времени.

Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Александр Румянцев

Сразу нужно оговориться, что все, о чем пойдет ниже, касается только муниципальных автобусов. В сфере электрического транспорта ситуация со стороны выглядит более-менее стабильной, хотя, конечно, от того удара, который по электрическому транспорту нанес мэр Валерий Рощупкин, он уже никогда не оправится. Шутка ли, тогдашняя администрация Омска собственными руками лишила трамвай огромной части пассажиров и доходов. Что ж, сделанного не вернешь.

В автобусном хозяйстве Омска ситуация еще более печальна. Фактически до 2007 года автотранспорт Омска жил примерно как при коммунизме. При Викторе Шрейдере, правда, почти все транспортники прошли процедуру банкротства и ликвидации, восстали из пепла без долгов, но, увы, новые реалии никто не воспринимал всерьез. А они были следующими.

Во-первых, Омск — один из немногих городов, кто полностью провалил возможность пополнить доходы транспортников за счет закона о монетизации льгот, а тот же Новосибирск получал за счет этого сотни миллионов рублей. Они ввели транспортные карты для льготников и объяснили гражданам, что льготные выплаты на проезд (около 150 рублей) нужно класть на эту карту, если им нужно ездить бесплатно. В Омске же никто не стал этим заниматься, натуральные льготы всем просто сохранили. Таким образом, мимо транспортников проходили ежемесячно огромные суммы. 100 тысяч льготников да по 150 рублей — это 15 млн рублей в месяц. В год — 180 млн рублей, это по самым скромным оценкам.

Во-вторых, руководство автопарков с каким-то маниакальным упорством продолжало покупку огромных автобусов, хотя еще с середины 90-х гг было очевидно, что пассажиропоток год от года падает из-за роста автомобилизации и окупать большие автобусы все сложней, поскольку на многих маршрутах они слишком избыточны. За все предыдущие 20 лет я помню три попытки купить нечто иное: ПАТП-9 покупало «Газели» и у нас одно время были муниципальные маршрутки, ОАО ПАТП-2 при образовании получило 50 автобусов «Аврора», да вот совсем недавно ПАТП-8 купило небольшие автобусы. В итоге сегодня у транспортников есть море свободных автобусов, а свободы маневра — нет, потому что на убыточный маршрут приходится ставить огромный ЛиАЗ.

В-третьих, конечно, добил муниципалов пущенный на самотек рынок частных перевозок, особенно в последние годы. Буквально 5 лет назад соотношение числа перевезенных пассажиров было следующим: по 150 млн примерно возили частные и муниципальные автобусы, 27 млн возил троллейбус, 14 млн возил трамвай. Сегодня муниципальный транспорт суммарно возит уже менее 100 млн человек. Падение производственных показателей —  это падение доходов и рост себестоимости, рост тарифа, новое падение числа пассажиров и смерть.

В-четвертых, РЭК Омской области несколько лет устанавливала тариф на уровне ниже себестоимости, а мэрия и транспортники почему-то не оспаривали его и собственноручно довершили рытьё собственной могилы. В настоящее время она уже выкопана, и транспорт стоит на краю этой ямы, одной ногой уже над ней. Посмотрим, хватит ли у муниципалов сил удержаться и спастись. Пока, откровенно говоря, силы и воли к этому не видно, хотя новый директор ДТ и производит приятное впечатление, но один в поле не воин.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 19):

Егор
Наверное, не стоило бы так на одного Рощупкина...
Были там, у истоков, герои и - поважнее.
Только, вот, забылось как-то, что по решению папы область прекратила выделение средств городу.
И - не выделяла, пока папа мэра не победил.
Цель оправдала средства.
А развалины муниципального пассажирского транспорта и есть часть развалин той победы.
29 ноября, 17:01 | Ответить
Игорь Федоров
Егор, увы. Решение было принято в 1996 году. Никакой войны еще не было.
29 ноября, 23:01 | Ответить
Егор
Так противостояние и началось с 1996-го.
Помните?
1995 г. – создание Компании "Сибнефть" указом президента Б.Н.Ельцина путём выделения из "Роснефти".
1996 г. – приватизация Компании «Сибнефти» на залоговом аукционе в Москве путём продажи контрольного пакета акций «Сибнефти».
Уже в 1996 году объем переработки нефти по сравнению с предыдущим 1995 годом вырос, а отчисления в местный бюджет от Омского НПЗ снизились в два с половиной раза. При этом доля Омского НПЗ в городском бюджете составляла около 60 процентов.
Ну а затем – уход «Сибнефти» из города и перерегистрация в Любинском районе области.
01 декабря, 14:28 | Ответить
Игорь Федоров
В 1996 и 1997 Сибнефть была в Омске, налоги текли, Рощупкин брал импортные автобусы и убивал трамвай
04 декабря, 21:06 | Ответить
Егор
А в 1999-м - это уже апофеоз!
Город, в 1999-м, вопреки воле папы, проголосовал за Рощупкина.
Во тогда с экрана телевизора и прозвучало сакраментальное губернаторское: «Омичи совершили ошибку, избрав Рощупкина, и об этом еще пожалеют!»
01 декабря, 14:44 | Ответить
Позитив
Очень наивно-бессмысленная статья.
28 ноября, 15:15 | Ответить
Игорь Федоров
Так это приглашение к дискуссии. Напишите свои соображения тут, кто мешает?
28 ноября, 15:51 | Ответить
гость
А почему господин Фёдоров самый главный пункт поставил на 4-е место, ведь последние 4 года именно так и было доводили тариф ниже себестоимости, вогнали парки в долги и кредиты, а сейчас они работать не умеют, особенно депутаты изгаляются , а куда они смотрели когда давали добро на ликвидацию предприятий п-1, п-9 тб-2, деньги экономили, ну вот теперь плоды пожинать будем.
28 ноября, 13:45 | Ответить
Игорь Федоров
По хронологии появления поставил
28 ноября, 14:13 | Ответить
стрелка разин
Игорь может вам написать как чиновники транжирят на совершено ненужные проекты например реставрация казармы омской крепости ,галерка ведь это почти 800миллионов рублей как вы думаете хватило бы этих денег на решение транспортной проблемы Омска ,но казнокрадам виднее.
28 ноября, 11:52 | Ответить
Игорь Федоров
Так крепость - это целевые деньги Минкульта РФ на вновь выявленные объекты культурного наследия. А причем тут омский транспорт?
28 ноября, 12:16 | Ответить
Антон
Фёдоров в последнее время,похоже, совсем перестал читать то, что пишет.
Бред чистой воды. Мы Игорь Владимирович живём в городе миллионнике, а не в Саргатке! Нам нужны автобусы большого класса, а не малого класса.. Ты живёшь на Красном Пути, так вот заведи будильник на 7.00 и выйди пройдись по родному городу,, глянь по ООТ сколько народу стоит, маршрутки "селедки в бочке"! Такой ты нам транспорт предлагаешь? Сидя в своей иномарке! Муниципалов убили сами чинуши, мы не участвовали ни в одной программе по совместному приобретению транспорта. Плюс наверху выгодно было "держать" маршрутки - чистый доход. Их Сытые хари мы во время выборов наблюдали ввиде наклеек на бортах машин.
Никакие малые автобусы ПП-8 не приобретало в последнее время. Это твои выдумки.
По 9 му парку скажу там были газели собранные со всех патп (2,4,10,8) но они просуществовали недолго умер директор девятки и вместе с ним развалилось патп.
Патп 2 (по аврорам): их почти сразу стали продавать в другие регионы. Сейчас у них макс штук 5 осталось! Почему продавать? Да потому что долги у ОАО нечем гасить было. А извините по вложенным акциям надо платить дивиденды.
Наша администрация также просрала 10 лизинговых автобусов фирмы Стенли. Могли бы оставить себе в город, но не стали заморачиваться и просрали.
Ваша статья требует редакции, будьте любезны приведите в порядок.
У меня все
28 ноября, 10:30 | Ответить
ак
патп-8 купило всего один пазик, который ходит по 16 маршруту
28 ноября, 17:19 | Ответить
Антон
Этот Пазик купили ещё летом 2015 года взамен каросы 122, которая обслуживала лиц ограниченных в движении. И то по программе "доступная среда". Больше ничего не покупалось!
28 ноября, 22:11 | Ответить
Игорь Федоров
ходит пара белых бусиков с гаражными номерами ПАТП-8
29 ноября, 09:16 | Ответить
Игорь Федоров
Мало, конечно
28 ноября, 20:05 | Ответить
Игорь Федоров
И у меня всё
28 ноября, 12:15 | Ответить
Антон
Ну так что Игорь Владимирович пойдёшь завтра на водники? Глянь родной как люди ездят. Сам проедь пару остановок! А чтобы почувствовать всю прелесть пассажирских перевозок прокатись ещё до зари и оттуда до туриста! Не? Передумал?! Конечно языком трещать не мешки ворочать! Да и кнопки на твоём ноутбуке все стерпят
28 ноября, 22:15 | Ответить
Игорь Федоров
Причем тут Водники? ПАЗы нужно использовать на маршрутах типа 16 и 62. На Водниках нужны большие автобусы. А где-то и Газели хватит.
29 ноября, 09:19 | Ответить
Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.