Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Сегодняшняя ситуация с муниципальным транспортом в Омске — это результат долгой череды ошибок, инерции и бездействия. В результате всего этого конец системы гортранса стал лишь вопросом времени.

Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Александр Румянцев

Сразу нужно оговориться, что все, о чем пойдет ниже, касается только муниципальных автобусов. В сфере электрического транспорта ситуация со стороны выглядит более-менее стабильной, хотя, конечно, от того удара, который по электрическому транспорту нанес мэр Валерий Рощупкин, он уже никогда не оправится. Шутка ли, тогдашняя администрация Омска собственными руками лишила трамвай огромной части пассажиров и доходов. Что ж, сделанного не вернешь.

В автобусном хозяйстве Омска ситуация еще более печальна. Фактически до 2007 года автотранспорт Омска жил примерно как при коммунизме. При Викторе Шрейдере, правда, почти все транспортники прошли процедуру банкротства и ликвидации, восстали из пепла без долгов, но, увы, новые реалии никто не воспринимал всерьез. А они были следующими.

Во-первых, Омск — один из немногих городов, кто полностью провалил возможность пополнить доходы транспортников за счет закона о монетизации льгот, а тот же Новосибирск получал за счет этого сотни миллионов рублей. Они ввели транспортные карты для льготников и объяснили гражданам, что льготные выплаты на проезд (около 150 рублей) нужно класть на эту карту, если им нужно ездить бесплатно. В Омске же никто не стал этим заниматься, натуральные льготы всем просто сохранили. Таким образом, мимо транспортников проходили ежемесячно огромные суммы. 100 тысяч льготников да по 150 рублей — это 15 млн рублей в месяц. В год — 180 млн рублей, это по самым скромным оценкам.

Во-вторых, руководство автопарков с каким-то маниакальным упорством продолжало покупку огромных автобусов, хотя еще с середины 90-х гг было очевидно, что пассажиропоток год от года падает из-за роста автомобилизации и окупать большие автобусы все сложней, поскольку на многих маршрутах они слишком избыточны. За все предыдущие 20 лет я помню три попытки купить нечто иное: ПАТП-9 покупало «Газели» и у нас одно время были муниципальные маршрутки, ОАО ПАТП-2 при образовании получило 50 автобусов «Аврора», да вот совсем недавно ПАТП-8 купило небольшие автобусы. В итоге сегодня у транспортников есть море свободных автобусов, а свободы маневра — нет, потому что на убыточный маршрут приходится ставить огромный ЛиАЗ.

В-третьих, конечно, добил муниципалов пущенный на самотек рынок частных перевозок, особенно в последние годы. Буквально 5 лет назад соотношение числа перевезенных пассажиров было следующим: по 150 млн примерно возили частные и муниципальные автобусы, 27 млн возил троллейбус, 14 млн возил трамвай. Сегодня муниципальный транспорт суммарно возит уже менее 100 млн человек. Падение производственных показателей —  это падение доходов и рост себестоимости, рост тарифа, новое падение числа пассажиров и смерть.

В-четвертых, РЭК Омской области несколько лет устанавливала тариф на уровне ниже себестоимости, а мэрия и транспортники почему-то не оспаривали его и собственноручно довершили рытьё собственной могилы. В настоящее время она уже выкопана, и транспорт стоит на краю этой ямы, одной ногой уже над ней. Посмотрим, хватит ли у муниципалов сил удержаться и спастись. Пока, откровенно говоря, силы и воли к этому не видно, хотя новый директор ДТ и производит приятное впечатление, но один в поле не воин.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 19):

Егор
Наверное, не стоило бы так на одного Рощупкина...
Были там, у истоков, герои и - поважнее.
Только, вот, забылось как-то, что по решению папы область прекратила выделение средств городу.
И - не выделяла, пока папа мэра не победил.
Цель оправдала средства.
А развалины муниципального пассажирского транспорта и есть часть развалин той победы.
29 ноября, 17:01 | Ответить
Игорь Федоров
Егор, увы. Решение было принято в 1996 году. Никакой войны еще не было.
29 ноября, 23:01 | Ответить
Егор
Так противостояние и началось с 1996-го.
Помните?
1995 г. – создание Компании "Сибнефть" указом президента Б.Н.Ельцина путём выделения из "Роснефти".
1996 г. – приватизация Компании «Сибнефти» на залоговом аукционе в Москве путём продажи контрольного пакета акций «Сибнефти».
Уже в 1996 году объем переработки нефти по сравнению с предыдущим 1995 годом вырос, а отчисления в местный бюджет от Омского НПЗ снизились в два с половиной раза. При этом доля Омского НПЗ в городском бюджете составляла около 60 процентов.
Ну а затем – уход «Сибнефти» из города и перерегистрация в Любинском районе области.
01 декабря, 14:28 | Ответить
Игорь Федоров
В 1996 и 1997 Сибнефть была в Омске, налоги текли, Рощупкин брал импортные автобусы и убивал трамвай
04 декабря, 21:06 | Ответить
Егор
А в 1999-м - это уже апофеоз!
Город, в 1999-м, вопреки воле папы, проголосовал за Рощупкина.
Во тогда с экрана телевизора и прозвучало сакраментальное губернаторское: «Омичи совершили ошибку, избрав Рощупкина, и об этом еще пожалеют!»
01 декабря, 14:44 | Ответить
Позитив
Очень наивно-бессмысленная статья.
28 ноября, 15:15 | Ответить
Игорь Федоров
Так это приглашение к дискуссии. Напишите свои соображения тут, кто мешает?
28 ноября, 15:51 | Ответить
гость
А почему господин Фёдоров самый главный пункт поставил на 4-е место, ведь последние 4 года именно так и было доводили тариф ниже себестоимости, вогнали парки в долги и кредиты, а сейчас они работать не умеют, особенно депутаты изгаляются , а куда они смотрели когда давали добро на ликвидацию предприятий п-1, п-9 тб-2, деньги экономили, ну вот теперь плоды пожинать будем.
28 ноября, 13:45 | Ответить
Игорь Федоров
По хронологии появления поставил
28 ноября, 14:13 | Ответить
стрелка разин
Игорь может вам написать как чиновники транжирят на совершено ненужные проекты например реставрация казармы омской крепости ,галерка ведь это почти 800миллионов рублей как вы думаете хватило бы этих денег на решение транспортной проблемы Омска ,но казнокрадам виднее.
28 ноября, 11:52 | Ответить
Игорь Федоров
Так крепость - это целевые деньги Минкульта РФ на вновь выявленные объекты культурного наследия. А причем тут омский транспорт?
28 ноября, 12:16 | Ответить
Антон
Фёдоров в последнее время,похоже, совсем перестал читать то, что пишет.
Бред чистой воды. Мы Игорь Владимирович живём в городе миллионнике, а не в Саргатке! Нам нужны автобусы большого класса, а не малого класса.. Ты живёшь на Красном Пути, так вот заведи будильник на 7.00 и выйди пройдись по родному городу,, глянь по ООТ сколько народу стоит, маршрутки "селедки в бочке"! Такой ты нам транспорт предлагаешь? Сидя в своей иномарке! Муниципалов убили сами чинуши, мы не участвовали ни в одной программе по совместному приобретению транспорта. Плюс наверху выгодно было "держать" маршрутки - чистый доход. Их Сытые хари мы во время выборов наблюдали ввиде наклеек на бортах машин.
Никакие малые автобусы ПП-8 не приобретало в последнее время. Это твои выдумки.
По 9 му парку скажу там были газели собранные со всех патп (2,4,10,8) но они просуществовали недолго умер директор девятки и вместе с ним развалилось патп.
Патп 2 (по аврорам): их почти сразу стали продавать в другие регионы. Сейчас у них макс штук 5 осталось! Почему продавать? Да потому что долги у ОАО нечем гасить было. А извините по вложенным акциям надо платить дивиденды.
Наша администрация также просрала 10 лизинговых автобусов фирмы Стенли. Могли бы оставить себе в город, но не стали заморачиваться и просрали.
Ваша статья требует редакции, будьте любезны приведите в порядок.
У меня все
28 ноября, 10:30 | Ответить
ак
патп-8 купило всего один пазик, который ходит по 16 маршруту
28 ноября, 17:19 | Ответить
Антон
Этот Пазик купили ещё летом 2015 года взамен каросы 122, которая обслуживала лиц ограниченных в движении. И то по программе "доступная среда". Больше ничего не покупалось!
28 ноября, 22:11 | Ответить
Игорь Федоров
ходит пара белых бусиков с гаражными номерами ПАТП-8
29 ноября, 09:16 | Ответить
Игорь Федоров
Мало, конечно
28 ноября, 20:05 | Ответить
Игорь Федоров
И у меня всё
28 ноября, 12:15 | Ответить
Антон
Ну так что Игорь Владимирович пойдёшь завтра на водники? Глянь родной как люди ездят. Сам проедь пару остановок! А чтобы почувствовать всю прелесть пассажирских перевозок прокатись ещё до зари и оттуда до туриста! Не? Передумал?! Конечно языком трещать не мешки ворочать! Да и кнопки на твоём ноутбуке все стерпят
28 ноября, 22:15 | Ответить
Игорь Федоров
Причем тут Водники? ПАЗы нужно использовать на маршрутах типа 16 и 62. На Водниках нужны большие автобусы. А где-то и Газели хватит.
29 ноября, 09:19 | Ответить
Один день в ДПС: рейд по «запрещенке», погоня за маршруткой и житье-бытье

Один день в ДПС: рейд по «запрещенке», погоня за маршруткой и житье-бытье

Корреспондент «Нового Омска» узнал, сколько ручек инспекторы держат в рукаве, насколько выгоднее работать по ночам и как насторожить полицейского с жезлом.

Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атаманаВидео

Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атамана

Настоящий атаман рассказал «Новому Омску», сколько веников брать в парилку, а пчеловод объяснил, от чего у полезного насекомого портится настроение.

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Вчера, 23 июня, состоялся общегородской выпускной вечер на Иртышской набережной. Как это было, смотрите инстаграм-подборке «Нового Омска».

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные.