Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Сегодняшняя ситуация с муниципальным транспортом в Омске — это результат долгой череды ошибок, инерции и бездействия. В результате всего этого конец системы гортранса стал лишь вопросом времени.

Игорь Федоров: Муниципальный городской транспорт — что подкосило его?

Александр Румянцев

Сразу нужно оговориться, что все, о чем пойдет ниже, касается только муниципальных автобусов. В сфере электрического транспорта ситуация со стороны выглядит более-менее стабильной, хотя, конечно, от того удара, который по электрическому транспорту нанес мэр Валерий Рощупкин, он уже никогда не оправится. Шутка ли, тогдашняя администрация Омска собственными руками лишила трамвай огромной части пассажиров и доходов. Что ж, сделанного не вернешь.

В автобусном хозяйстве Омска ситуация еще более печальна. Фактически до 2007 года автотранспорт Омска жил примерно как при коммунизме. При Викторе Шрейдере, правда, почти все транспортники прошли процедуру банкротства и ликвидации, восстали из пепла без долгов, но, увы, новые реалии никто не воспринимал всерьез. А они были следующими.

Во-первых, Омск — один из немногих городов, кто полностью провалил возможность пополнить доходы транспортников за счет закона о монетизации льгот, а тот же Новосибирск получал за счет этого сотни миллионов рублей. Они ввели транспортные карты для льготников и объяснили гражданам, что льготные выплаты на проезд (около 150 рублей) нужно класть на эту карту, если им нужно ездить бесплатно. В Омске же никто не стал этим заниматься, натуральные льготы всем просто сохранили. Таким образом, мимо транспортников проходили ежемесячно огромные суммы. 100 тысяч льготников да по 150 рублей — это 15 млн рублей в месяц. В год — 180 млн рублей, это по самым скромным оценкам.

Во-вторых, руководство автопарков с каким-то маниакальным упорством продолжало покупку огромных автобусов, хотя еще с середины 90-х гг было очевидно, что пассажиропоток год от года падает из-за роста автомобилизации и окупать большие автобусы все сложней, поскольку на многих маршрутах они слишком избыточны. За все предыдущие 20 лет я помню три попытки купить нечто иное: ПАТП-9 покупало «Газели» и у нас одно время были муниципальные маршрутки, ОАО ПАТП-2 при образовании получило 50 автобусов «Аврора», да вот совсем недавно ПАТП-8 купило небольшие автобусы. В итоге сегодня у транспортников есть море свободных автобусов, а свободы маневра — нет, потому что на убыточный маршрут приходится ставить огромный ЛиАЗ.

В-третьих, конечно, добил муниципалов пущенный на самотек рынок частных перевозок, особенно в последние годы. Буквально 5 лет назад соотношение числа перевезенных пассажиров было следующим: по 150 млн примерно возили частные и муниципальные автобусы, 27 млн возил троллейбус, 14 млн возил трамвай. Сегодня муниципальный транспорт суммарно возит уже менее 100 млн человек. Падение производственных показателей —  это падение доходов и рост себестоимости, рост тарифа, новое падение числа пассажиров и смерть.

В-четвертых, РЭК Омской области несколько лет устанавливала тариф на уровне ниже себестоимости, а мэрия и транспортники почему-то не оспаривали его и собственноручно довершили рытьё собственной могилы. В настоящее время она уже выкопана, и транспорт стоит на краю этой ямы, одной ногой уже над ней. Посмотрим, хватит ли у муниципалов сил удержаться и спастись. Пока, откровенно говоря, силы и воли к этому не видно, хотя новый директор ДТ и производит приятное впечатление, но один в поле не воин.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 19):

Егор
Наверное, не стоило бы так на одного Рощупкина...
Были там, у истоков, герои и - поважнее.
Только, вот, забылось как-то, что по решению папы область прекратила выделение средств городу.
И - не выделяла, пока папа мэра не победил.
Цель оправдала средства.
А развалины муниципального пассажирского транспорта и есть часть развалин той победы.
29 ноября, 17:01 | Ответить
Игорь Федоров
Егор, увы. Решение было принято в 1996 году. Никакой войны еще не было.
29 ноября, 23:01 | Ответить
Егор
Так противостояние и началось с 1996-го.
Помните?
1995 г. – создание Компании "Сибнефть" указом президента Б.Н.Ельцина путём выделения из "Роснефти".
1996 г. – приватизация Компании «Сибнефти» на залоговом аукционе в Москве путём продажи контрольного пакета акций «Сибнефти».
Уже в 1996 году объем переработки нефти по сравнению с предыдущим 1995 годом вырос, а отчисления в местный бюджет от Омского НПЗ снизились в два с половиной раза. При этом доля Омского НПЗ в городском бюджете составляла около 60 процентов.
Ну а затем – уход «Сибнефти» из города и перерегистрация в Любинском районе области.
01 декабря, 14:28 | Ответить
Игорь Федоров
В 1996 и 1997 Сибнефть была в Омске, налоги текли, Рощупкин брал импортные автобусы и убивал трамвай
04 декабря, 21:06 | Ответить
Егор
А в 1999-м - это уже апофеоз!
Город, в 1999-м, вопреки воле папы, проголосовал за Рощупкина.
Во тогда с экрана телевизора и прозвучало сакраментальное губернаторское: «Омичи совершили ошибку, избрав Рощупкина, и об этом еще пожалеют!»
01 декабря, 14:44 | Ответить
Позитив
Очень наивно-бессмысленная статья.
28 ноября, 15:15 | Ответить
Игорь Федоров
Так это приглашение к дискуссии. Напишите свои соображения тут, кто мешает?
28 ноября, 15:51 | Ответить
гость
А почему господин Фёдоров самый главный пункт поставил на 4-е место, ведь последние 4 года именно так и было доводили тариф ниже себестоимости, вогнали парки в долги и кредиты, а сейчас они работать не умеют, особенно депутаты изгаляются , а куда они смотрели когда давали добро на ликвидацию предприятий п-1, п-9 тб-2, деньги экономили, ну вот теперь плоды пожинать будем.
28 ноября, 13:45 | Ответить
Игорь Федоров
По хронологии появления поставил
28 ноября, 14:13 | Ответить
стрелка разин
Игорь может вам написать как чиновники транжирят на совершено ненужные проекты например реставрация казармы омской крепости ,галерка ведь это почти 800миллионов рублей как вы думаете хватило бы этих денег на решение транспортной проблемы Омска ,но казнокрадам виднее.
28 ноября, 11:52 | Ответить
Игорь Федоров
Так крепость - это целевые деньги Минкульта РФ на вновь выявленные объекты культурного наследия. А причем тут омский транспорт?
28 ноября, 12:16 | Ответить
Антон
Фёдоров в последнее время,похоже, совсем перестал читать то, что пишет.
Бред чистой воды. Мы Игорь Владимирович живём в городе миллионнике, а не в Саргатке! Нам нужны автобусы большого класса, а не малого класса.. Ты живёшь на Красном Пути, так вот заведи будильник на 7.00 и выйди пройдись по родному городу,, глянь по ООТ сколько народу стоит, маршрутки "селедки в бочке"! Такой ты нам транспорт предлагаешь? Сидя в своей иномарке! Муниципалов убили сами чинуши, мы не участвовали ни в одной программе по совместному приобретению транспорта. Плюс наверху выгодно было "держать" маршрутки - чистый доход. Их Сытые хари мы во время выборов наблюдали ввиде наклеек на бортах машин.
Никакие малые автобусы ПП-8 не приобретало в последнее время. Это твои выдумки.
По 9 му парку скажу там были газели собранные со всех патп (2,4,10,8) но они просуществовали недолго умер директор девятки и вместе с ним развалилось патп.
Патп 2 (по аврорам): их почти сразу стали продавать в другие регионы. Сейчас у них макс штук 5 осталось! Почему продавать? Да потому что долги у ОАО нечем гасить было. А извините по вложенным акциям надо платить дивиденды.
Наша администрация также просрала 10 лизинговых автобусов фирмы Стенли. Могли бы оставить себе в город, но не стали заморачиваться и просрали.
Ваша статья требует редакции, будьте любезны приведите в порядок.
У меня все
28 ноября, 10:30 | Ответить
ак
патп-8 купило всего один пазик, который ходит по 16 маршруту
28 ноября, 17:19 | Ответить
Антон
Этот Пазик купили ещё летом 2015 года взамен каросы 122, которая обслуживала лиц ограниченных в движении. И то по программе "доступная среда". Больше ничего не покупалось!
28 ноября, 22:11 | Ответить
Игорь Федоров
ходит пара белых бусиков с гаражными номерами ПАТП-8
29 ноября, 09:16 | Ответить
Игорь Федоров
Мало, конечно
28 ноября, 20:05 | Ответить
Игорь Федоров
И у меня всё
28 ноября, 12:15 | Ответить
Антон
Ну так что Игорь Владимирович пойдёшь завтра на водники? Глянь родной как люди ездят. Сам проедь пару остановок! А чтобы почувствовать всю прелесть пассажирских перевозок прокатись ещё до зари и оттуда до туриста! Не? Передумал?! Конечно языком трещать не мешки ворочать! Да и кнопки на твоём ноутбуке все стерпят
28 ноября, 22:15 | Ответить
Игорь Федоров
Причем тут Водники? ПАЗы нужно использовать на маршрутах типа 16 и 62. На Водниках нужны большие автобусы. А где-то и Газели хватит.
29 ноября, 09:19 | Ответить
В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

На «Новом Омске» стартует околоархитектурный и глубоко фотошопный арт-проект.

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраляИнфографика

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраля

Даем подсказку: любви покорны не только все возрасты, но и национальности.

Омич-Ждун: 10 самых ожидаемых переменФото

Омич-Ждун: 10 самых ожидаемых перемен

«Класс» пригласил в Омск Ждуна, посмотрел, куда он отправится в первую очередь, и нашел место для памятника знаменитому Homunculus Loxodontus. 10 теплящихся надежд, 11 картинок и смех сквозь слезы ...

Лайфхак для белоснежки: как выбрать тату-мастераФото

Лайфхак для белоснежки: как выбрать тату-мастера

Все, что необходимо знать, если на вашем теле скоро появится первая татуировка.

Мужчина, бойся, тебя ждут дома: беседы о героиновой любви

Мужчина, бойся, тебя ждут дома: беседы о героиновой любви

Открытый показ спектакля «Равнодушный красавец» перетек в обсуждение пьесы с омскими психологами, психиатрами и актерами.

Будь моим Валентином: 5 способов удивить любимых

Будь моим Валентином: 5 способов удивить любимых

Лайфхак для тех, кто хочет сделать грядущее 14 февраля самым запоминающимся днем в году.

Исчезающий Омск: Топ-10 колоритных «заброшек»

Исчезающий Омск: Топ-10 колоритных «заброшек»

История снаружи, легенды и мифы внутри. Десять пустующих зданий, которые омичи видят ежедневно.

Лайфхак: как путешествовать с детьми и не пожалеть об этом

Лайфхак: как путешествовать с детьми и не пожалеть об этом

Все, что нужно знать, если вы собираетесь лететь в вояж с ребенком.