Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

06 декабря 2016 14.14

Круглый стол по общественному транспорту: «Во всем виноват Двораковский», миф про смешные налоги частников, перспектива платы за время

Чиновники, перевозчики и общественники снова обсуждают злободевную тему: муниципальный VS. частный?  

Вадим Харламов

14:00. О сокращении 27 маршрутов.

Первым начал глава дептранса Омска Алексей Мартыненко.

Региональные перевозки осуществляют ПП №3, 4 и 8, МП «Электрический транспорт», АО ПАТП №2 и частные предпрниматели. Действует 203 маршрута, в том числе сезонные. 3,5 тыс маршрутных средств должны работать.

С начала 2017-го — сократить 27 маршрутов (около 500 машин). Из-за этого 25 маршрутов изменят схему движения. Планируется, что оптимизация, замена транспорта на более вместимый, снизит себестоимость перевозок, которая влияет на цену проезда.

Планируется, что оптимизация, замена транспорта на более вместимый, снизит себестоимость перевозок, которая влияет на цену проезда.

14:14. Эксперты из московской студии по видеосвязи.

Никулин Михаил, доцент кафедры транспорта НГУ:

Документ планирования перевозок — основополагающий (у омского дептранспорта есть такой документ до 2020 года). Он должен быть разработан специализированной организацией. Кто работал? 

Мартыненко: Дептранспорта в Омске составлял документ сам, без специалистов извне.

Эксперт: Откуда данные пассажиропотока?

Мартыненко: Мы как раз запланировали изучить пассажиропоток. Планируем привлечь специалистов по конкурсу. Первый шаг — исключить 27 дублирующих маршрутов и изменить 25 действующих. Но мы понимаем, что этого недостаточно, чтобы сформировать оптимальную сеть. Нам нужна принципиально новая сеть. 

Эксперт: Нужно выделить ролевые функции различных видов транспорта. Какую ролевую функцию вы выделяете? 

Мартыненко: Фундамент для перевозок — сеть, которая должна быть разработана с учетом пассажиропотока. Таких исследований не было с 2008 года, хотя появились новые микрорайоны и т. д. Много дублирующих маршрутов.

Отметим, что неудобные вопросы эксперта вогнали Мартыненко в краску.

Мартыненко: В нашем городе метро отсутствует... Пока.

Эксперт: Проблемы у многих городов общие: отсутствие стратегий, маршруты формировались по заявкам — это ущемляло муниципальный транспорт. Главное —последовательность разработки документов. Прежде чем составлять стратегию, нужно понимать пассажиропотоки. Новосибирск по проблемам в организации пассажирского транспорта находится на одном уровне с Омском. На рынке правит «черный нал». Нужно собирать всю выручку транспортных предприятий в один котел, а затем распределять.

Проблемы у многих городов общие: отсутствие стратегий, маршруты формировались по заявкам — это ущемляло муниципальный транспорт. 

14:23. Активист Анна Косьяненко — эксперту: Расскажите о возрождении электротранспорта в российских городах, об опыте Екатеринбурга?

Эксперт: Смелые шаги властей Екатеринбурга могут быть воплощены только при активном объяснении. Структурированная пересадочно-маршрутная схема предполагает изменение структуры тарифа. Хорошо, что Екатеринбург показывает позитивный пример.

По электротранспорту. Троллейбусы могут эволюционировать в троллейбусы с долгим автономных ходом, а потом вырасти в электробус. У трамвая еще более тяжелые перспективы. Он будет переходить в легкорельсовый транспорт, где сочетаются скоростные и нескоростные участки. 

В Омске можно объединить трамвайную сеть и недостроенное метро. Это гораздо лучше, чем продолжать строить тяжелое метро.

Виталий Путинцев: Какова роль муниципального транспорта, если транспортная система работает идеально?

Эксперт: Форма собственности вторична. Но сейчас, считаю, пока не могут существовать крупные частные операторы. В будущем, конечно, муниципалитет может отказаться от несвойственной функции.

Путинцев: Это нормально, что конкуренция обойдется бюджету в 800 млн рублей?

Эксперт: Это ненормально. Но надо помнить, что муниципальный транспорт платит в разы больше налогов. На сегодняшний день, чтобы сохранить баланс, да, необходимы дотации.

14:30. Андрей Шестопалов (тоже по видеосвязи): Дотации вызваны тем, что вся транспортная система работает неэффективно. Есть перевозчики, кроторые в пиковые часы не справляются с нагрузкой. Для этого есть пассажирский транспорт большой вместимости. Для сибирских городов нормальная ситуация, что человек не может уехать 20-30 минут. Из-за того что транспорт большой вместимости не получает достаточно пассажиров (забирает частник). Ситуацию можно поправить в течение 3-5 лет.

14:39. Мартыненко хочет убрать часть транспорта с омских улиц.

Мартыненко: Поясню, 800 млн — это не дотация собственно муниципальному транспорту. Это компенсация межтарифной разницы. 

«Омск пресыщен подвижным составом. Мы не конкурируем друг с другом, а мешаем друг другу. Проходимость наших магистралей не позволяет работать 4 тыс. единиц подвижного состава. Отсюда пробки. Простой в пробках у автобусов составляет 3-4 часа. Поэтому и себестоимость перевозок высокая. Проблему нужно решать принципиально: определить оптимальное количество подвижного состава».

Эксперт: Надо изменить структуру оплаты: не по билетам, а по пробегу. Должны выполнять условия по интервалам.

14:45. Коммунист Иван Ивченко, депутат Омского горсовета: Надо определиться, кто виноват, почему виноват и как спасти транспорт. Не Маслик виноват. Маслика сделали козлом отпущения. Виноват наш градоначальник. В 2012 году он был избран, проезд стоил 11 рублей, сейчас 22 рубля. Топливо подорожало на 20%. 80% — это заслуга градоначальника. Если посмотрим цену на проездной (замы мэра не знают, сколько и проезд-то стоит!), то школьный, например, подорожал в 10 раз!

Мартыненко: Мы собрались не для того, чтобы искать виноватых. Просто омичи не получают качественную услугу. Надо решить этот вопрос. Чтобы пассажир города Омска получал удовлетворение, вне зависимости от того какая форма собственности. Давайте не будем вдаваться в подробности, почему так происходит.

Путинцев: Мы мешаем все в кучу. Организовать перевозки — задача №1. И неважно, кто будет перевозить — муниципал или частник.

 Мы собрались не для того, чтобы искать виноватых. Просто омичи не получают качественную услугу.

14:44. Роль, место и задача муниципального транспорта: зарабатывать деньги или социальная?

Вечерние, нерентабельные маршруты и т. д. Может тогда нам надо не 800, а 200 млн рублей?? Мы должны определиться, нести нам этот чемодан без ручки или еще раз определить роли и место муниципального транспорта. Если это будет минимальная нагрузка для бюджета — мы за.

Косьяненко: Без дотаций — Африка. Дотации + коммерсанты — Мексика. Дотации — Европа. Вы точно хотите без дотаций?

Путинцев: Я не говорил, что совсем без дотаций. Предлагаю определиться, куда давать и зачем давать.

Сергей Ткалун, МП «Электрический транспорт»: Электротранспорт сейчас не такой уж и убыточный. Мы оптимизировались настолько, что если я отниму от тарифа, если отменю налоги и затраты на путейные бригады, то уже сейчас могу возить по 19 рублей. Надо и правда сформировать маршрутную сеть и стратегию. А насчет 800 млн — насколько я знаю, на этот год вы эту сумму не запланировали в бюджете.

Перевозчик Рамиз Исмаилов: Перевозить омичей на автобусах малого класса дешевле. Но можно перевозить весь город на автобусах малого класса? Все помнят беспорядок в остановочных карманах. 

Мы не нахлебники Горсовета. Хочу, чтобы мы также влились в систему пассажирских перевозок, не конкурировали с частниками.

Иван Дробный, директор ПП №7 — Путинцеву: Вы не нам даете, а населению. С правильным тарифом мы получили (за 10 месяцев 2016 года) прибыль 10 млн рублей. Мы не нахлебники Горсовета. Хочу, чтобы мы также влились в систему пассажирских перевозок, не конкурировали с частниками. Мы готовы добавлять транспорт взамен ушедшим частникам. У нас средний возраст транспорта — 13 лет. Пробеги — по 2 млн. А все потому что цены на проезд годами не поднимали — это ж у нас маркер стабильности.

14:56. Александр Морозов (московская студия), старший руководитель проектов компании ИКОМ.

Проектировали маршрутную сеть Москвы. Там почти нет маршруток, как и в Казани, например. В ряде городов пытаются заработать не на общественном транспорте. Это не способ заработка! Я не руководствуюсь прибыльностью маршрута. Я планирую сеть целиком. Беру за основу трамвай (трамвай самый экономичный, если его наполнить людьми, если исключить дублирующие маршруты), затем троллейбус, затем автобус большой вместимости, затем уже, может быть, автобус малой вместимости. Обязанность города не только организовать, а гарантировать уровень транспортного обслуживания. Должны гарантировать, что в 500 метрах от каждого дома есть остановка, что люди не будут ехать по шесть человек на кв. метр.

Надо платить перевозчикам не за билеты, а за пробег.

Метро — черная дыра бюджета.

Не надо достраивать метро, надо интегрировать построенные туннели в трамвайную систему. Это то, что используется в десятках городов Германии.

15:07. Владимир Геворгян, саморегулируемая организация «Омские перевозчики».

Депутат Горсовета приводил яркий пример про цены. Стоимость топлива с 2013 года выросла в 4 раза! Это сложный показатель, эти цифры приводят, когда надо кого-то поразить. 20 млн заплатим НДФЛ, 15 млн — патенты, плюс пенсионные, плюс подоходный за водителей. Это сотня миллионов. Это те налоговые режимы, которые для нас установлены. Надо обсуждать не маршрутную сеть, а пассажиров, которые пользуются автобусами. А потом это уже перекладывать на маршрутную сеть. Это как в том анекдоте: за что воевал дед? Чтобы не было богатых или чтобы не было бедных? Суть одна, а результат разный. Мне странно, когда приводят опыт Африки, там 57 стран, когда приводят опыт Мексики — я там был, изучал, как возят пассажиров.

Был на Мадагаскаре — одна из беднейших стран — и там изучал, как растает пассажирский транспорт.

Вообще откуда у нас маршрутки? Не ходил транспорт. Мэр кинул клич: уважаемые! Возите, на чем хотите! Частные перевозчики инвестировали в город 2 млрд рублей! Мы сопоставимы с «Газпромом», получается?? А тут вырывают 14 млн рублей НДФЛ и говорят, что мы платим копейки. Откуда это все идет? Потому что у директора дептранспорта 2 задачи: перевезти пассажиров и спасти муниципальный транспорт. А зачем его спасать?

Мартыненко: Я и говорил, что маршрутную сеть надо начать строить с изучения пассажиропотока.

Геворгян: Надо найти применение 1,5 тыс. автобусам, которые купили за 2 млрд рублей!

Мартыненко: Задача дептранспорта не вытеснить кого-то с рынка, а организовать работу муниципального и частного транспорта примерно на равных. Если останется монополист — пострадает качество, пострадает пассажир.

Сергей Ольховский, профессор кафедры логистики СибАДИ: Департамент транспорта должен думать по-другому. Нужна сейчас срочно маршрутная сеть. А ведь на это года два потребуется! 

Ирина Стуканева, главный архитектор ИТП «Град»: Подход к прогнозированию у администрации... Экономишь на проекте — тратишься после. Плюс надо думать о выделенных полосах для транспорта. Есть такой ресурс в городе.

Мы движемся в направлении, противоположном остальному миру.

15:26. Зашла речь про петицию омички (Анны Косьяненко) о спасении муниципального транспорта.

Анна Косьяненко: Частники платят мало налогов (Геворгян улыбнулся.).

Сергей Костарев, НП «Экологический комитет»: Когда слушаю иногородних экспертов, понимаю, что мы движемся в направлении, противоположном остальному миру. Везде поддерживают трамваи — у нас уничтожают, везде строять сети... Иногда мне кажется, что омичу нужна только парковка и больше ничего. Надо ограничить доступ личного транспорта в центр города.. Мы все равно к этому придем.

Можно в Омске вводить плату за расстояние. В других городах вводят плату за время. Это более рационально. Это стратегическое задание для дептранспорта. Выделенная полоса действительно нужна. В праге, например, действительно не нужна машина в центре, там ее некуда деть. Плюс интегрирована система транспорта.

И нужно создать дискуссионную площадку. Не все ж на круглых столах обсуждать. Надо в рабочем режиме.

Путинцев: Не заставляйте директора департамента нарушать закон, составляя схему. Только по конкурсу. Обоснуйте нам, сколько нужно муниципального транспорта и сколько нужно на него тратить.

(Обращается к Мартыненко.) Нельзя преуменьшать роль личности в истории. Если вы как личность свою роль выполните, то честь вам, хвала и поддержка депутатов обеспечена.

Ивченко: Надо спасать муниципальный транспорт. Подготовил поправки, чтобы с КТОСов снять деньги и направить на транспорт.

(Обращается к Геворгяну.) Вы готовы работать по регулируемому тарифу?

Геворгян: Да, мы готовы! И мы не забрали пассажиров, а подхватили. Муниципального транспорта просто стало меньше выходить.

Конкуренция на остановке — миф. Что первое подойдет, на том пассажир и поедет.

Морозов (эксперт): Конкуренция на остановке — миф. Что первое подойдет, на том пассажир и поедет. А вот когда решают, кого допустить на маршрут (кто выполняет расписаниеи на кого меньше жалоб), вот это уже конкуренция.

Мартыненко: Мы размышляем, кто будет возить паассажира — частный транспорт или муниципальный. Мы должны думать в первую очередь о пассажире, а не о перевозчике. Согласен, что в миллионнике должна быть хотя бы одна пересадка. Но не более.

Следующий момент, мы не принимаем решение о маршрутной сети бездумно и быстро. Деньги на формирование сети предусматриваются в бюджете. Средства будут выделены в первом квартале 2017-го.

Омск не может обойтись без частных перевозчиков, частный перевозчик — без муниципального. И город не может обойтись без муниципальных предприятий: они обслуживают нерентабельные маршруты. Город должен создать равные условия для всех, но не сталкивать их лбами.

Хочу развеять сомнения насчет 27 маршрутов, которые ликвидируют. Они дублируют друг друга! №206 отменяется, №26 идет. Он дублирует первый на 100%.

По шести маршрутам у горожан есть мнение, что они пострадают. Проанализируем еще раз. Деятельность перевозчиков на них еще раз проконтролируют.

В течение декабря все перевозчики должны привести свою деятельность в соответствии с законом. В департамент поступает одинаковое количество жалоб и на частников, и на муниципалов.

Геворгян: На 100% автомобили наших СРО оборудованы ГЛОНАСС.

Про Куритибу — может будем Антарктиду изучать, как там организованы перевозки? Может в депутаты человек (Анна Косьяненко. — Прим. ред.) готовится?

Александр Жиров, блогер: В обсуждении я был скорее оппонентом Анны. Утвеждал, что частник — это не плохо. Просто нужны открытые настоящие цифры.

Костарев: Надо менять систему оплаты. Платить не за поездку, а за время. Мне кажется, Мартыненко меня не услышал.

Мартыненко: Мы живем и работаем в правовом государстве. Если не будем хвататься за все подряд, а будем двигаться поступательно, то достигнем определенных результатов.

* Цитаты участников конференции приводятся недословно. 

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 6):

Юрий
Ткалун дооптимизировался. Троллейбусов вечером не дождёшься((
07 декабря, 16:32 | Ответить
Ванга
Ну хоть собрался народ на массовку при дележке пирога:
Дядюшка Грач открыл карты, им выгодно работать даже на регулируемых маршрутах, то есть возить по 19 рублей проездные с доплатой из казны города. Они реально подвинули муниципалов и забрали всех пассажиров.
Исмаилов (335, 22, 319) сказал правду, им выгодно возить на газелях, но весь город не перевезешь на них!
07 декабря, 13:02 | Ответить
Александр
"Костарев: Надо менять систему оплаты. Платить не за поездку, а за время. Мне кажется, Мартыненко меня не услышал."
Вот пусть сам и доплачивает за стояние в пробках
06 декабря, 21:19 | Ответить
Александр
Пусть пробурят ОДНУ нскважину (для омичей) и омичи будут ездить бесплатно пожизненно.
06 декабря, 20:13 | Ответить
новгородствующий
Александр Жиров, блогер

Эксперт, чо, бгг
06 декабря, 16:56 | Ответить
Юрий
да, точно!
07 декабря, 16:31 | Ответить