Деловой Омск

Деловой Омск

29 августа 2014 08.32Статьи

Автокредиты затормозились

Омские банкиры отмечают снижение темпов автокредитования. В ближайшее время из-за спада продаж у дилеров новых машин это падение продолжится.

Автокредиты затормозились

Согласно статистике региональных автодилеров в I полугодии 2014 года на омском рынке отмечался спад продаж новых автомобилей в пределах 7%. Такая тенденция наблюдается не только в Омске, падение продаж аналитики зафиксировали по всей стране. Проблемы авторитейлеров напрямую сказались и на банках. Число автокредитов и средний размер займа сократились.

Рынок съежился

По данным Национального бюро кредитных историй, в Омской области объем автокредитов на конец июня составил 15,7 млрд рублей. Всего было выдано 23 618 займов. Число просроченных кредитов увеличилось до 3051, а объем просроченной задолженности составил 1,14 млрд рублей. Аналитики бюро подчеркивают, что темпы выдачи новых кредитов снижаются: число кредитов упало на 18,8%, объем — на 9,3%.

В аналитическом агентстве «Автостат», в свою очередь, подсчитали, что продажи новых легковых автомобилей в Омской области по сравнению с I полугодием 2013 года упали на 7,8%. По итогам января-июня они составили 9,4 тыс против 10,2 тыс. за аналогичный период прошлого года. По объему рынка новых легковых автомобилей регион занимает среди субъектов РФ 30-е место: 0,8% общего объема продаж.

В целом емкость российского рынка легковых автомобилей в I полугодии уменьшилась на 3%, подсчитали в агентстве PricewaterhouseCoopers. По итогам июня он составил $31,5 млрд. При этом в количественном выражении продажи легковых автомобилей снизились на 7% — до 1,16 млн авто.
Реализация автомобилей отечественных брендов в январе-июне 2014 года составила $2,5 млрд (–14% к показателю предыдущего года). А иномарок российского производства за тот же период было продано на $16,5 млрд (+15%). Продажи импортных легковых автомобилей упали на 15% (до 340 тыс. авто), денежная емкость этого сегмента составила $12,5 млрд (–11%).

Эксперты считают, что существенное влияние на авторынок оказали экономическая неопределенность, ослабление курса рубля и повышение цен. Кроме того, некоторые покупатели предпочли приобрести автомобили в I квартале по старым ценам, что негативно сказалось на продажах во II квартале.

По данным рэнкинга Frank Research Group, автокредиты россиян в I полугодии также показали отрицательную динамику. За январь-июнь их портфель сократился на 1,2% — до 950 млрд рублей (на 1 января он составлял 962 млрд рублей).

Подвела утилизация

Некоторые омские эксперты считают, что падение рынка автокредитования вызвано не только валютными колебаниями и ростом цен.

«В 2014 году мы видим тенденцию снижения объемов автокредитования. Связано это прежде всего с отменой программы утилизации, а также с общим состоянием экономики», — говорит начальник отдела автокредитования ВТБ24 в Омске Елена Седова.

К тому же в начале 2014 года завершилась годовая программа льготного автокредитования, что также ударило по дилерам и банкирам. Если зимой и весной в поддержку авторынка сыграли отложенный спрос и выгодные предложения на прошлогодние модели, то к началу лета потенциал этой «подушки безопасности» был исчерпан.

При этом банкиры полагают, что на сегодняшний день автокредитование является одним из основных драйверов развития розничных продаж.
«В 2013 году продажи автомобилей упали на 5%, при этом кредитные продажи увеличились на 15%. Если бы доля кредитных продаж не росла, продажи автомобилей снизились бы на 10%», — считает специалист ВТБ24.

Потеряли четверть займов

Вышеописанные негативные факторы, конечно же, сказались на финансовых показателях большинства банков. В ВТБ24 число выданных автокредитов сократилось на 24%, а снижение средней суммы кредита сказалось на итоговых значениях — 196 млн рублей в I полугодии 2014 года против 283 млн рублей за аналогичный период прошлого года. Падение рынка автокредитования в пределах 10% зафиксировали также в Абсолют Банке.

Однако в Росбанке отмечают, что несмотря на общую тенденцию к снижению рынка, I полугодие завершилось для организации положительно. За первые 6 месяцев года в омском филиале банка было выдано автокредитов на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сумма падает

«По сравнению с 2013 годом средняя сумма автокредита в 2014 году уменьшилась на 7%. При этом по новым автомобилям данный показатель сократился на 12%, а по подержанным увеличился на 36%», — поясняет директор оперофиса «Омский» Западно-Сибирского филиала Росбанка Лариса Зеленова.

По оценкам экспертов, в 2014 году средняя сумма автокредита омичей составляет 443 тыс. рублей, что на 12% ниже аналогичного показателя 2013 года (501 тыс. рублей). Снижение размеров займов некоторые связывают с появлением новых программ, предусматривающих выдачу достаточно скромных сумм.

К примеру, в этом году банки стали выдавать автокредиты на дополнительное оборудование или на мототехнику. Средние суммы по таким программам составляют от 35 до 170 тыс. рублей, что оказывает существенное влияние на общую итоговую цифру по продукту автокредитования.

На вторичном рынке — рост

На фоне удручающей ситуации с продажами новых машин в 2014 году стал расти рынок подержанных автомобилей как за наличные, так и в кредит. Аналитическое агентство «Автостат» прогнозирует, что рост в данном сегменте составит около 10% по отношению к прошлому году.

Однако, по данным коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», рост сделок с подержанными автомобилями спровоцировал и рост просрочки по автокредитам, взятым на их покупку. По итогам I полугодия 2014 года просрочка в России составила более 7,3 млрд рублей против 5,2 млрд рублей за аналогичный период прошлого года.

Увеличение просроченной задолженности связывают с несколькими факторами. Это ухудшение финансового положения россиян в 2014 году (доходы населения выросли всего на 3,3% при росте инфляции более 7%) и рост безработицы (5,2% против 4,9% в 2013 году). Людям стало сложнее вовремя отдавать автокредиты из-за общей закредитованности. Кроме того, в среднем увеличилась доля ежемесячного дохода, которая идет на оплату автокредитов. Если в прошлом году она была на уровне 35-40%, то сейчас находится на уровне 45% (критическим считается показатель в 50%).

Спасут госпрограммы

По мнению экспертов, до конца года рынок автокредитования будет расти вдвое медленнее, чем в прошлом году.

«Мы ожидаем роста по итогам года всего около 9%, хотя в 2013-м рынок вырос на 22%, — говорит Елена Седова. — В целом существенных изменений процентных ставок на рынке автокредитов в ближайшее время не ожидается. На данный момент ставки соответствуют ожиданиям потребителей».

К тому же омские банкиры надеются на возвращение госпрограмм.

«В том случае, если будет возобновлена программа субсидирования, спад в автокредитовании может смениться активным ростом. Это оживит продажи автодилеров и позитивно отразится на кредитных портфелях банков», — считает Лариса Зеленова.

К слову, в последнее время появились подвижки к возобновлению таких программ. Не так давно в Минпромторге дали понять, что готовятся вернуть программу утилизации старых машин. В 2010-2011 годах владельцы старых автомобилей могли сдать их, получив взамен 50 тыс. рублей для покупки новых отечественных машин. Программа пользовалась огромным успехом и позволила в 2010 году резко поднять продажи новых авто.

Когда именно могут ее вернуть и каковы будут ее новые правила, пока неизвестно. Однако ведомство уже неоднократно заявляло, что в связи нехваткой средств не будет возобновлять дважды доказавшую свою эффективность программу льготного автокредитования. По ее условиям государство компенсировало банкам весомую часть процентной ставки по автокредитам.

Олеся Мельник 

Фото: Валентина Свистунова

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №32 (036) 26 августа

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.