Новый Омск

14 декабря 2016 16.43Культура

Омский симфонический оркестр: с чего все началось 50 лет назад

Коллектив, известный далеко за пределами нашей страны и, без сомнения, являющийся гордостью региона, празднует юбилей фестивалем «Белая симфония». О том, как создавался этот коллектив, узнал «Новый Омск».

Омский симфонический оркестр: с чего все началось 50 лет назад

Александр РумянцевВсе фото предоставлены Омской филармонией

В 60-х годах прошлого века жители Омска слушали живое оркестровое звучание только во время гастролей иногородних коллективов. Человека, который мог бы создать омский оркестр, не было в городе, до тех пор пока в столицу Прииртышья не приехал выпускник Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Семен Коган. Маэстро, начав плотное сотрудничество с Омским музыкальным училищем им. В. Я. Шебалина, организовал со студентами и педагогами дебютный концерт, где звучала Четвертая симфония П. И. Чайковского. Концерт был великолепным, и руководство Омской филармонии приняло решение создать симфонический оркестр. Основу труппы сформировали из выпускников Ленинградской консерватории. Оркестр сразу же включился в концертную жизнь города. С ним стали сотрудничать выдающиеся музыканты. Семен Коган сформировал сильный коллектив.

С первых месяцев существования оркестра с ним выступали выдающиеся пианисты того времени: Павел Серебряков и Наум Штаркман, известный скрипач Эдуард Грач. С оркестром работали Карл Элиасберг, Абрам Стасевич, Лев Гинзбург, Арнольд Кац, Виктор Дубровский, Натан Рахлин. В 1967 году построили концертный зал, он стал главной площадкой коллектива. Под руководством Когана Омский симфонический оркестр быстро вошел в число лучших оркестров России.

«Это была огромная работа — оркестр создавался четыре года. Идея создания давно витала в воздухе, оркестр ждали. И он стал событием в жизни Омска, которое до сих пор освещает, как прожектор, всю музыкальную деятельность в городе. В то время это была работа днем и ночью, поиск кадров, в Омске ведь нет консерватории. Поэтому пришлось собирать студентов музыкального училища и педагогов, но самое главное — удалось привезти почти целый выпуск Ленинградской консерватории — 44 человека. Они стали основой оркестра. Музыканты очень быстро о себе заявили, стали одним из лучших коллективов. Отрадно то, что традиция продолжается. Поэтому каждый приезд сюда для меня большая ответственность и радость, я жду новых творческих открытий. Это непередаваемые чувства», — говорил народный артист РСФСР Семен Коган.

С 1970 года оркестр начал гастролировать по Советскому Союзу. О своих первых гастролях с оркестром вспоминает заслуженный артист РФ Александр Муралев:

«В Омск я попал после демобилизации отца. Я всю жизнь учился игре на скрипке и после первого курса училища имени Шебалина в 1969 году впервые поехал на гастроли с оркестром, мой педагог изредка подсаживал меня в оркестр для практики. Тогда два теплохода, на борту которых было 600 артистов, в том числе легендарная Людмила Зыкина, гастролировали по Иртышу, что было модно в то время. Шли от южных районов до Усть-Ишима. Затем была консерватория, окончив которую, меня после прослушивания, приняли в оркестр, и до сей поры я здесь работаю. 23 сезона я был концертмейстером, первой скрипкой. Давно работаю педагогом, и много моих учеников уже разбросаны по всему миру, и в оркестре играют человек десять моих учеников. Как говорят, из рядовых я дошел практически до генерала, вот как бывает в оркестрах!»

Первую серьезную награду оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Виктора Тица (1938-2006) получил в 1984 году — коллектив завоевал I премию на Всероссийском смотре-конкурсе симфонических оркестров. В 1994 году состоялись первые зарубежные гастроли, тогда под руководством Евгения Шестакова оркестр дал 40 концертов в крупнейших городах Италии. В 1996 году Омскому симфоническому оркестру было присвоено почетное звание «академический».

В 2005-м с Омским симфоническим оркестром начинают работать сразу два дирижера — заслуженный артист России Евгений Самойлов, он выступал в качестве художественного руководителя, и Дмитрий Васильев, занявший должность главного дирижера. Васильев же с 2009 года занимает место художественного руководителя коллектива. О его вкладе в развитие Омского академического симфонического оркестра читайте в скором времени на «Новом Омске».

Начальник Омского камерного оркестра Вениамин Ренкончинский также поделился своими воспоминаниями:

«В Омск я приехал в 1969 году, симфоническому оркестру тогда было три года, и вот 47 лет продолжается наша дружба с оркестром и филармонией. В этом коллективе я проработал 22 года. Создание оркестра тогда был главным культурным событием в городе, ведь филармония — это особый культурный центр, подобного которому в нашей области нет, здесь работают профессиональные люди и совершенствуются каждый день. Одной из главных составляющих этого культурного центра, конечно, симфонический оркестр. Я играл в нем на ударных и многим ему обязан, так как пришел в коллектив молодым, многому учился, и судьба меня свела с замечательными людьми, в том числе с дирижерами, с которыми в последствии я сотрудничал уже в другой ипостаси. Благодаря этому опыту, у меня теперь есть другой коллектив — камерный оркестр».

Напомним, сейчас в честь 50-летия оркестра в Омске проходит фестиваль «Белая симфония», который продлится до 16 декабря в концертном зале и включает пять концертных программ.  

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.