Деловой Омск

Деловой Омск

02 сентября 2014 02.57Статьи

Неделя: угол зрения с Александром Рахно

- Александр Витальевич, в России школы все больше закрываются, а у вас в Петропавловке Муромцевского района собираются строить. С чем связано это исключение из правил?

Неделя: угол зрения с Александром Рахно

- Московский бизнесмен Борис Иванович Коваленко, наш земляк, благодаря помощи которого мы с ребятами ходили в этнографические и археологические экспедиции, решил построить в Петропавловке новую школу взамен старенького здания. По проекту она рассчитана на 264 школьника, младшие классы выделят в отдельный блок со спальнями, столовой и гардеробом. У нас будут бассейн, закрытый внутренний двор, актовый, хореографический, тренажерный залы! Сейчас у нас в школе учатся 170 детей, но в перспективе с учетом прилегающих сел это количество возрастет. Я хочу, чтобы наша школа была не только общеобразовательная, но и индустриально-политехническая. Чтобы наши мальчишки и девчонки, родители которых заняты выживанием, умели держать в руках инструменты, могли без опаски встать за станок. Не каждый станет слесарем или токарем, но мои ребята научатся ценить труд. 

- Когда будет новоселье?

- Сейчас уже прошли все согласования. Скоро, Бог даст, начнем завозить материалы. Но инвестор не ставит жестких сроков, потому что не хочет, чтобы они повлияли на качество. Тем более что кроме новой школы решено реконструировать интернат. За это взялась область, поможет район.

- Какую проблему в образовании вы считаете главной? 

- Столько усилий ради ЕГЭ… Ради чего? В этом году сумели почти победить коррупционную составляющую. Но проблема в том, что единый госэкзамен противоречит задачам, которые стоят перед страной. Новый федеральный государственный стандарт требует развивать творческую составляющую, а подготовка к ЕГЭ творчества не предусматривает. Мы вступаем в эпоху, когда нужны знания на стыке наук - биохимия, биофизика, когда, кроме знаний, требуется интуиция, чутье, пытливость. А подготовкой к ЕГЭ мы все это губим в зародыше… Без нас есть кому губить.

- Что вы имеете в виду?

- В стране идет процесс модернизации, а это вызывает столкновение интересов. Всегда так было в истории: когда одна из стран начинает мощную модернизацию, вспыхивает война. Вспомните Великую Отечественную: СССР стал подниматься, Европа ответила нацизмом. Теперь мы на старой советской базе стали создавать собственные системы, и голову подняли националисты. Это неизбежно. Не лидер создает законы истории, а законы истории создают лидера.

- То есть от нас ничего не зависит? 

- От нас зависит многое. В 1927 году Сталин сказал, что либо мы за десять лет поднимем страну, либо нас сожрут. Подняли. Да, были лагеря, репрессии, но были и энтузиазм, трудовые подвиги. Складывается ощущение, что сейчас мы в начале такого пути.

- Лагерей и репрессий? 

- Репрессий - явных, во всяком случае, думаю, не будет. А цензура, давление - это неизбежно. Виток истории на другом уровне.

- Разве можно воспитать творческого, думающего человека в таких условиях? 

- Без думающих, сомневающихся людей развитие остановится. Знаете, в начале ХХ века власти очень хотелось, чтобы все думали одинаково. И Николай II был убежден, что все его действительно любят. В 1917 году он ехал на поезде, его встречали цветами, хлебом-солью, а как только проезжал станцию, вывешивали лозунг «Долой самодержавие». Чем все кончилось, вы знаете. Школа должна воспитывать. Невозможно оградить ее от политической жизни, она должна быть идеологизирована, но в меру - свой герб, флаг, президента дети должны знать. Но педагог может и должен иметь собственное мнение по поводу политических событий, если хочет воспитывать в учениках социально-критическое мышление, которое, кстати, требует стандарт.

- В школах повсеместно вводится единая форма. По-вашему, это несвобода?

- Кто-то, далекий от детей, придумал, что форму надо ввести, чтобы стереть социальные различия. Зачем, если они существуют в обществе, если есть масса других способов их проявлять, и дети как раз в школе учатся оценивать друг друга по другим критериям? Я не против формы, видел в Британии, это красиво, удобно и в самом деле не отвлекает от учебы. Но надо же разумно подходить, учитывая уровень жизни людей. Мы поговорили с родителями, решили, что должны выдерживать деловой стиль, по возможности, но никаких единых костюмов исключительно для красоты шить не собираемся.

- Каково ваше отношение к современной системе оплаты труда учителей?

- Ее надо отменить немедленно! Во-первых, стимулирующие надбавки потеряли смысл, когда мы стали за их счет подтягивать основную часть зарплаты до среднего уровня. Во-вторых, нельзя оценивать работу учителя по каким-то мероприятиям! Мы же с детьми работаем, это процесс долгий, результат не виден на следующий день после похода в театр. В Финляндии, образование в которой считается лучшим в мире, зарплата учителя зависит от уровня образования, стажа и квалификации, но не от наученности и воспитанности учеников. Учителя пытаются больше зарабатывать в рамках системы. Это нормально. Но не это же должно быть целью нашей работы.

- А есть за что платить? Сколько историй о педагогах, забывших, для кого работают…

- Томская история особенно страшная, когда маньяк похитил девочку прямо из детского сада, а воспитатели не заметили. Нужно усиливать меры безопасности в образовательных учреждениях, учить родителей и детей защищать себя, если таких ненормальных становится все больше. Надо вдолбить в головы педагогов: дети им ничего не должны, это они должны ребенку! Школа работает для детей, а не для учителей! Это понимание во многом зависит от позиции руководства - и заведующего роно, и директора школы. В нашем районе, на мой взгляд, это понимают. И учителя к нам едут хорошие. Я вот завтра два пианино из города вывожу - к нам из Омска прибывает работать преподаватель музыки. Инструментов нет, и он предложил свои!

Досье

Александр Рахно родился 7 января 1962 года в Новосибирске. Первый и пока единственный омский учитель, победивший в 2004 году во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Дважды лауреат национального проекта «Образование». Учитель истории высшей категории, почетный работник образования России, член Центрального совета Всероссийского общественного движения «Образование для всех», эксперт профильного комитета Государственной думы Федерального собрания РФ, помощник  депутата Государственной думы, депутат районного совета Муромцевского муниципального образования. Женат, трое детей.

Наталья Яковлева

Добавить комментарий
Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.