Деловой Омск

Деловой Омск

03 сентября 2014 10.42Статьи

Ритейл на автомате

Взлет курса евро ударил по омскому вендинговому бизнесу. Однако участники рынка считают, что у этого направления есть перспективы для роста.

Ритейл на автомате

Участники омского вендингового рынка (продажи товаров через автоматы) практически единогласно заявляют, что в нашем городе такой вид торговли пока остается неразвитым. В числе лидеров омского рынка опрошенные «ДО» эксперты называют 4 компании: «Ре дель Каффе», «ЮМВендинг», «Ривьера-Вендинг» и «ВендОмск». Есть еще и около 20 маленьких фирм, сети которых состоят из нескольких машин.

Точно подсчитать количество автоматов (большая часть из которых приходится на кофейные) участники рынка затрудняются — вендинговое оборудование достаточно часто путешествует из одной точки в другую или ждет лучших времен на складе. По некоторым оценкам, в Омске работают примерно 500 автоматов, а около половины рынка занимает «Ре дель Каффе».

Серьезные планы освоения местного рынка имеет сегодня фирма «ЮМВенд», работающая в нашем городе через местную компанию «ВендМаркет». В месяц компания устанавливает 5-7 новых автоматов.

Киоски как помеха

На сегодняшний день вендинговый бизнес в Омске все-таки стал более развитым, нежели 2-3 года назад, считает директор компании «ВендМаркет» Андрей Дмитриев.

«Люди уже перестали бояться вендинговых автоматов, путать их с игровыми автоматами, банкоматами и терминалами. Их начали воспринимать как одну из реалий нашей жизни», — говорит он.

Однако до уровня более развитых регионов наш город все-таки пока недотягивает.

«Автоматы пользуются популярностью в тех городах, где есть большое количество многоэтажных офисных центров, — рассказали «ДО» в компании «Ре дель Каффе». — К тому же в нашем городе пока слишком развит мелкий ритейл: торговые киоски и павильоны встречаются практически на каждом шагу».

Развивать этот бизнес более выгодно в столице, где предприниматели, не желая платить большие налоги на землю, охотно ставят торговые автоматы. Киосков, торгующих продуктами в розницу, там почти не осталось. До тех пор, пока этот сегмент торговли будет занимать в Омске существенную долю рынка, вендинговый бизнес будет простаивать или сворачиваться, уверены эксперты.

Про то, что неприбыльно

Нагрузка на автомат составляет примерно 10% всего потока потенциальных покупателей. «Если мимо автомата прошло 100 человек, то кофе выпьют примерно 10. Эти цифры приводятся во всех учебниках по вендинговой торговле. И они актуальны не только для Европы, где этот рынок намного лучше развит, но и для России и Омска», — рассказывает генеральный директор компании «ВендОмск» Алексей Ломоносов.

Чистая прибыль автомата напрямую зависит от проходимости точки. Участники рынка называют абсолютно разные данные. Но если свести их к общему знаменателю, то выходит, что в среднем кофейный или снековый автомат зарабатывает 2-7 тыс. рублей в месяц. Автомат с жевательной резинкой или конфетами может приносить ежемесячно не более 2-3 тыс. рублей. Еще более невыгодной будет машина с бахилами. При этом обойдется кофейный или снековый автомат в 150-300 тыс. рублей. В среднем такой бизнес окупится через 3 года, а уже через 6-7 лет оборудование придет в негодность.

Для успешной работы на этом рынке есть два пути. Можно стать одиночкой и, поставив максимум 10 автоматов, самостоятельно заниматься их обслуживанием. В таком случае, не тратясь на заработную плату, можно получать 20-25 тыс. рублей в месяц. Либо можно развить огромную сеть, подобно большинству европейских компаний, получая при этом минимальную сумму с каждого автомата.

«Сейчас я не стал бы заниматься таким бизнесом, — честно признался «ДО» один из лидеров омского рынка. — Сегодня вендинговый бизнес требует больших инвестиций и медленно окупается».

По его словам, зарождался омский вендинговый бизнес несколько иначе, и тогда от предпринимателей-первопроходцев требовалось гораздо меньше собственных средств. Первые кофейные автоматы сдавала в аренду компания Nestle. Однако позже она свернула этот бизнес, признав его неприбыльным.

Аренда — как за банкомат

По словам Алексея Ломоносова, помимо зарплат и налоговых сборов, львиную долю расходов бизнеса составляет аренда места под автомат.

«Владельцы торговых площадей требуют с вендоров такой же арендной платы, как и с банкоматов и терминалов, — говорит бизнесмен. — Арендодатели воспринимают вендинговые автоматы примерно так же, как банкоматы или мультикассы, не учитывая при этом, что одним необходимо покупать ингредиенты или готовые товары, а другим — просто загружать чековую ленту».

Однако дефицита площадей для установки автоматов омские предприниматели пока не ощущают. По словам Андрея Дмитриева, в ближайшее время рынку будет где развернуться, хотя конкуренция за самые проходимые точки, как и в любом другом бизнесе, существует.

Возможность максимально легко покинуть неудачную торговую точку — один из основных плюсов вендинга.

«В случае с торговыми автоматами вы можете изменить ситуацию, переставить автоматы, изменить наполнители, уменьшить издержки и т. п. Но при этом вы должны работать или у вас должен быть грамотный управляющий, который будет выполнять эту работу. Такого сотрудника вы сможете позволить себе при наличии сети от 50-100 автоматов», — говорит директор федеральной вендинговой компании Seven Group Полина Некрасова.

Самыми сложными для захода на рынок эксперты называют государственные и муниципальные учреждения. Как правило, арендная плата в них в разы ниже, нежели на коммерческих площадях. Однако чаще всего получаемая прибыль не будет стоить тех бюрократических сложностей, которые нужно преодолеть.

Рынок подкосила валюта

Еще одну сложность для владельцев автоматов создал рост курса евро. Большинство ингредиентов и даже стаканы для кофейных автоматов заказываются в Европе. По словам Ломоносова, колебания курса валют серьезно ударили по вендинговому бизнесу. При этом заказывать российские стаканы, которые стоят почти в два раза дешевле итальянских, бизнесмены не могут — слишком высок риск купить бракованную продукцию.

Однако в «ЮМВенд» говорят, что проблем пока не заметили: крупная федеральная сеть имеет долгосрочные контракты с поставщиками и с начала года еще не сталкивалась с повышением цен.

Бизнес на кофеманах

Российский вендинговый бизнес наиболее развит в Москве, Петербурге, Ростове, Уфе и Казани. Самым выгодным направлением традиционно считаются кофейные автоматы. В южных регионах популярностью пользуются автоматы с холодными напитками.

«Снек и прохладительные напитки никогда не обгонят по популярности кофе и чай, — уверяет Алексей Ломоносов. — Вендоры вынуждены устанавливать цены на снеки более высокие, чем в продуктовой рознице. А покупательская способность омичей гораздо ниже, чем во многих регионах».

Несмотря на то, что эксперты называют кофейный сегмент одним из самых надежных, Полина Некрасова предупреждает, что рынок б/у кофемашин стремительно растет. И связано это не только с тем, что операторы заменяют старые модели на новые. В сети можно встретить практически новые автоматы, а это значит, что многие предприниматели принимают решение выйти из этого бизнеса.

Небезопасные витамины

И все-таки кофейно-снековые автоматы остаются одними из самых популярных. Вторыми по распространенности считаются автоматы с детскими игрушками. Наименее прибыльные — автоматы с бахилами и прочими товарами, а также массажные кресла.

«Существует не так много вариантов, где поставить кресла. В основном это гостиницы, бани, иногда торговые комплексы, — говорит Андрей Дмитриев. — Хотя стоят они дешевле, чем кофейные автоматы».

Не прижились в Омске и автоматы, делающие ксерокопии. Большинство учебных заведений не пожелало пустить на свою территорию сторонних предпринимателей, которые при минимальной арендной плате получают прибыль. Студентов же смутила высокая цена.

Недавно омская компания ООО «Радогощь» заявила, что, опираясь на федеральный опыт, собирается открыть в городе сеть соковых автоматов «ВИТАматик». По словам директора фирмы Александра Андриенко, это российский производитель потребительских автоматов для продажи отечественных витаминизированных напитков. Такие машины могут появиться в бюджетных учреждениях, торговых центрах и фитнес-клубах города. Сегодня они уже работают в Казани, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и других городах.

Андрей Дмитриев считает эту идею не слишком удачной. Во-первых, фрукты, из которых будет выжиматься сок, нужно калибровать, так как для качественной работы автомата нужно, чтобы они были одного размера. Во-вторых, необходимо найти качественного поставщика и с особой тщательностью поддерживать необходимые санитарные условия.

К тому же придется больше тратиться на обслуживание и поддержание автоматов в форме», — говорит бизнесмен.

Олеся Мельник 

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №33 (037) 2 сентября

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.