Ваш Ореол

Ваш Ореол

27 января 2017 16.20Статьи

Писательница Виктория Токарева: «Про счастливую любовь писать неинтересно»

Эксклюзивное интервью для «Вашего Ореола».

Писательница Виктория Токарева: «Про счастливую любовь писать неинтересно»

Фото: пресс-служба издательства «Азбука-Аттикус»

Книги Виктории Токаревой читает уже не одно поколение россиян. И не только: их издают большими тиражами в Италии, Франции, Англии, США, Германии. По её произведениям снято три десятка фильмов, без неё не было бы культовых комедий «Джентльмены удачи» и «Мимино»… В этом году писательница отметит свой 80-летний юбилей, а недавно вышел её юбилейный, 20-й по счёту, сборник рассказов. Жизнь Виктории Самойловны, полная любопытных поворотов, встреч с интереснейшими людьми, - тоже своего рода увлекательная книга. И рассказывает она о себе, как пишет: просто, искренне и с юмором.

«Во МХАТ не приняли из-за шапки из рыси»

- Моё первое образование - музыкальное. После музыкальной школы я окончила музыкальное училище и сама стала преподавать игру на фортепиано. Более скучного занятия в мире не существует! Хотя играла я неплохо. Ещё я довольно хорошо готовила еду. Вообще, за что я ни берусь, у меня всё получается хорошо. И дети у меня получились очень привлекательные - на лицо, на характер вот нет... Но это было уже позже. А в тот момент я поняла, что не буду преподавать музыку ни в коем случае. И стала себя искать. Сначала решила быть артисткой и пришла на прослушивание во МХАТ. Надела на голову шапку из рыси. Я в ней была похожа на шамана, только бубна в руках не хватало. И вот я в этой шапке стала читать перед комиссией. Но мне сказали: «Ваши способности стерильны - они равны нулю с тенденцией к минус единице. Идите домой». Я подумала, что женщины из приёмной комиссии позавидовали моей шапке. Потому что ну невозможно же было поверить, что мои способности равны нулю.

«Во ВГИК «просунул» отец Михалкова»

- Потом я поехала во ВГИК и стала поступать на сценарный факультет. Провалилась почему-то… Но меня, уже провалившуюся, туда «просунул» Сергей Владимирович Михалков - отец сегодняшнего Никиты Михалкова, знаменитый баснописец и детский поэт, а ещё он написал гимн… Сергей Владимирович был замечательной личностью, очень интересной. И познакомились мы тоже очень интересно. Когда я работала учительницей музыки, меня попросили позвать какого-нибудь известного поэта на встречу с детьми. Я стала звонить поэтам. Первым был Твардовский. Он не мог прийти по причине глубокого запоя. Потом я позвонила Светлову. Он не мог прийти по причине глубокого запоя. Кому бы я ни звонила, все они были либо в запое, либо не считали нужным прийти. И тут Михалков, который меня не знал и первый раз слышал по телефону, сказал: «Позвоните мне в тот день в 11 утра, напомните о встрече». Я решила не будить так рано человека и позвонила в 12. А он закричал в трубку: «Почему я вас жду целый час?». Короче говоря, он приехал в школу. Там дети все выстроились полукругом, Михалков выступает, и вдруг одна девочка упала - ей стало плохо. Михалков спрашивает: «Что там происходит?». Я отвечаю: «Девочка упала». «Что же это, - говорит он, - я буду выступать, а они по очереди падать?» - и строго посмотрел на меня. Мне было 24 года. И он удивился, что я учительница, потому что была привлекательной и могла зарабатывать деньги более лёгким способом. Он очень меня зауважал, и у нас завязалась дружба не дружба, а такая приязнь, если можно так сказать. Поэтому он меня и «просунул» в этот институт кинематографии. А я же на глазах у всех провалилась, когда сдавала экзамены, а когда все пришли учиться - я тоже там сижу. Это каким таким образом? Курс стал меня дружно презирать, потому что я, оказывается, вот такая непростая - по блату поступила...

Раньше мне казалось, что нужен сюжет и особое состояние души, которое называется вдохновение. Сейчас я поняла, что не обязательно выдумывать - можно описывать то, что происходит вокруг тебя. И это оказывается гораздо интереснее, чем выдуманный сюжет.

«Данелия позвал, потому что я не пила»

- Когда я училась в институте кинематографии, написала рассказ «День без вранья». Мне предложили написать сценарий. По нему потом сняли фильм «Урок литературы». Я написала сценарий, но его надо было доработать. И меня прикрепили к мастеру комедии Георгию Данелии. Мы доработали, и он предложил мне вместе с ним написать сценарий «Джентльмены удачи» для фильма его друга Александра Серого. Почему мне? Первое - я не пила. Второе - я не опаздывала на работу. И вообще, была очень скромной девушкой: 28 лет, замужем, с ребёнком. Я не угрожала его семейному благополучию и ничему другому. После того как фильм вышел на экраны и имел большой успех, все решили, что его снимал Данелия, потому что действительно Данелия сыграл в этом деле большую роль: он не только писал сценарий вместе со мной, но и снимал все главные сцены. А меня Данелия пригласил писать с ним следующий сценарий для нового фильма «Мимино». Его мы писали втроём - ещё был Резо Габриадзе, который очень ревновал Данелию ко мне: ему было неприятно, что он работает не вдвоём с Данелией. Но тем не менее «Мимино» вышел и тоже пользовался большим успехом…

«С ужасом жду, что батарейка «сядет»

- Когда меня спрашивают, чем мои книги отличаются одна от другой, я так отвечаю: они отличаются мною. Меняюсь я - и меняются мои темы. Когда я была молодая - «ранняя Токарева» и «средняя Токарева» - это были в основном истории про любовь, опять про любовь и ещё раз про любовь. И, как правило, про несчастную - потому что про счастливую любовь писать совершенно неинтересно. Интересно писать про жизнь, похожую на бурную реку: с поворотами, с порогами. Тогда в ней есть за чем следить. А следить за счастливыми людьми очень скучно… В какой-то момент я поняла, что литература для меня - всё. И сейчас, достигнув позднего возраста, я очень боюсь, что у меня что-то сломается в голове. Я с ужасом жду, что вот эта батарейка внутри меня вдруг «сядет»… Я мужу об этом сказала, а он ответил: «Ну и что? И пора уже, хватит тебе работать». А как тогда? Я же не представляю, что делать, если не садишься за стол и не пишешь. Ходить гулять? Смотреть телевизор? Разговаривать по телефону? Караул!..

Игорь Базунов

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 04(941) от 25 января 2017 г.

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.