Ваш Ореол

Ваш Ореол

27 января 2017 16.20Статьи

Писательница Виктория Токарева: «Про счастливую любовь писать неинтересно»

Эксклюзивное интервью для «Вашего Ореола».

Писательница Виктория Токарева: «Про счастливую любовь писать неинтересно»

Фото: пресс-служба издательства «Азбука-Аттикус»

Книги Виктории Токаревой читает уже не одно поколение россиян. И не только: их издают большими тиражами в Италии, Франции, Англии, США, Германии. По её произведениям снято три десятка фильмов, без неё не было бы культовых комедий «Джентльмены удачи» и «Мимино»… В этом году писательница отметит свой 80-летний юбилей, а недавно вышел её юбилейный, 20-й по счёту, сборник рассказов. Жизнь Виктории Самойловны, полная любопытных поворотов, встреч с интереснейшими людьми, - тоже своего рода увлекательная книга. И рассказывает она о себе, как пишет: просто, искренне и с юмором.

«Во МХАТ не приняли из-за шапки из рыси»

- Моё первое образование - музыкальное. После музыкальной школы я окончила музыкальное училище и сама стала преподавать игру на фортепиано. Более скучного занятия в мире не существует! Хотя играла я неплохо. Ещё я довольно хорошо готовила еду. Вообще, за что я ни берусь, у меня всё получается хорошо. И дети у меня получились очень привлекательные - на лицо, на характер вот нет... Но это было уже позже. А в тот момент я поняла, что не буду преподавать музыку ни в коем случае. И стала себя искать. Сначала решила быть артисткой и пришла на прослушивание во МХАТ. Надела на голову шапку из рыси. Я в ней была похожа на шамана, только бубна в руках не хватало. И вот я в этой шапке стала читать перед комиссией. Но мне сказали: «Ваши способности стерильны - они равны нулю с тенденцией к минус единице. Идите домой». Я подумала, что женщины из приёмной комиссии позавидовали моей шапке. Потому что ну невозможно же было поверить, что мои способности равны нулю.

«Во ВГИК «просунул» отец Михалкова»

- Потом я поехала во ВГИК и стала поступать на сценарный факультет. Провалилась почему-то… Но меня, уже провалившуюся, туда «просунул» Сергей Владимирович Михалков - отец сегодняшнего Никиты Михалкова, знаменитый баснописец и детский поэт, а ещё он написал гимн… Сергей Владимирович был замечательной личностью, очень интересной. И познакомились мы тоже очень интересно. Когда я работала учительницей музыки, меня попросили позвать какого-нибудь известного поэта на встречу с детьми. Я стала звонить поэтам. Первым был Твардовский. Он не мог прийти по причине глубокого запоя. Потом я позвонила Светлову. Он не мог прийти по причине глубокого запоя. Кому бы я ни звонила, все они были либо в запое, либо не считали нужным прийти. И тут Михалков, который меня не знал и первый раз слышал по телефону, сказал: «Позвоните мне в тот день в 11 утра, напомните о встрече». Я решила не будить так рано человека и позвонила в 12. А он закричал в трубку: «Почему я вас жду целый час?». Короче говоря, он приехал в школу. Там дети все выстроились полукругом, Михалков выступает, и вдруг одна девочка упала - ей стало плохо. Михалков спрашивает: «Что там происходит?». Я отвечаю: «Девочка упала». «Что же это, - говорит он, - я буду выступать, а они по очереди падать?» - и строго посмотрел на меня. Мне было 24 года. И он удивился, что я учительница, потому что была привлекательной и могла зарабатывать деньги более лёгким способом. Он очень меня зауважал, и у нас завязалась дружба не дружба, а такая приязнь, если можно так сказать. Поэтому он меня и «просунул» в этот институт кинематографии. А я же на глазах у всех провалилась, когда сдавала экзамены, а когда все пришли учиться - я тоже там сижу. Это каким таким образом? Курс стал меня дружно презирать, потому что я, оказывается, вот такая непростая - по блату поступила...

Раньше мне казалось, что нужен сюжет и особое состояние души, которое называется вдохновение. Сейчас я поняла, что не обязательно выдумывать - можно описывать то, что происходит вокруг тебя. И это оказывается гораздо интереснее, чем выдуманный сюжет.

«Данелия позвал, потому что я не пила»

- Когда я училась в институте кинематографии, написала рассказ «День без вранья». Мне предложили написать сценарий. По нему потом сняли фильм «Урок литературы». Я написала сценарий, но его надо было доработать. И меня прикрепили к мастеру комедии Георгию Данелии. Мы доработали, и он предложил мне вместе с ним написать сценарий «Джентльмены удачи» для фильма его друга Александра Серого. Почему мне? Первое - я не пила. Второе - я не опаздывала на работу. И вообще, была очень скромной девушкой: 28 лет, замужем, с ребёнком. Я не угрожала его семейному благополучию и ничему другому. После того как фильм вышел на экраны и имел большой успех, все решили, что его снимал Данелия, потому что действительно Данелия сыграл в этом деле большую роль: он не только писал сценарий вместе со мной, но и снимал все главные сцены. А меня Данелия пригласил писать с ним следующий сценарий для нового фильма «Мимино». Его мы писали втроём - ещё был Резо Габриадзе, который очень ревновал Данелию ко мне: ему было неприятно, что он работает не вдвоём с Данелией. Но тем не менее «Мимино» вышел и тоже пользовался большим успехом…

«С ужасом жду, что батарейка «сядет»

- Когда меня спрашивают, чем мои книги отличаются одна от другой, я так отвечаю: они отличаются мною. Меняюсь я - и меняются мои темы. Когда я была молодая - «ранняя Токарева» и «средняя Токарева» - это были в основном истории про любовь, опять про любовь и ещё раз про любовь. И, как правило, про несчастную - потому что про счастливую любовь писать совершенно неинтересно. Интересно писать про жизнь, похожую на бурную реку: с поворотами, с порогами. Тогда в ней есть за чем следить. А следить за счастливыми людьми очень скучно… В какой-то момент я поняла, что литература для меня - всё. И сейчас, достигнув позднего возраста, я очень боюсь, что у меня что-то сломается в голове. Я с ужасом жду, что вот эта батарейка внутри меня вдруг «сядет»… Я мужу об этом сказала, а он ответил: «Ну и что? И пора уже, хватит тебе работать». А как тогда? Я же не представляю, что делать, если не садишься за стол и не пишешь. Ходить гулять? Смотреть телевизор? Разговаривать по телефону? Караул!..

Игорь Базунов

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 04(941) от 25 января 2017 г.

Добавить комментарий
Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Актер, режиссер, заслуженный артист России рассказал «Классу» об экзистенциализме, женщинах в кино и российской живучести.