Ваш Ореол

Ваш Ореол

15 февраля 2017 14.40Статьи

Инклюзивный театр-студия «Параллельный мир» основан в феврале 2012 года, руководители Лариса и Олег Чичко. В составе труппы 14 человек в возрасте от 5 до 31 года. В репертуаре постановки: «Обнимите меня, пожалуйста», «Подпрыгнувший мышонок», «Наш мир», «Свой угол», «Мастерская глупостей»

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался «Ваш ОРЕОЛ».

Театр четырнадцати особенных актеров

Супруги Олег и Лариса Чичко пять лет два раза в неделю проводят трехчасовые занятия с особенными детьми. И эти занятия дают свои плоды — в репертуаре театра несколько постановок, немало дипломов и наград разных фестивалей, но самое главное — люди, которые нашим обществом зачастую попросту игнорируются, могут реализовать себя на театральной сцене, обрести друзей, поверить в себя.

Василач и Петролевна

Проект «Параллельный мир» не новаторский. Существуют театры инвалидов-колясочников, людей с ДЦП, существуют другие инклюзивные и особые театры, но практически все они пластические. В «Параллельном мире» актеры с синдромом Дауна, у которых есть трудности с речью и запоминанием текста, играют полноценные роли, читают стихи и монологи. Коллектив успешно участвует в различных фестивалях, и жюри не дает актерам никаких поблажек, требования предъявляются как к профессионалам, потому что каждый спектакль имеет свою эстетическую ценность.

«Пять лет назад нам поступило предложение поучаствовать в проекте «Параллельный мир», — рассказывает Лариса Чичко, — мне было предложено поработать педагогом по речи, моему мужу Олегу — режиссером. Если честно, начинали мы с опаской, толком не понимая, что и как будем делать, потому что методических материалов в данной сфере пока никто не написал».

Но, не смотря на это, дело набирало обороты. Каким-то особым чутьем Лариса Петровна и Олег Васильевич нашли подход к этим особенным детям, научились с ними общаться, понимать их поведение.

«Сначала подбирали спектакли, где поменьше текста, ведь у многих наших актеров проблемы с речью, адаптированных пьес еще не существует, нам самим приходилось писать сценарии, подгонять их под наших ребят, проводить занятия в игровой форме, — делится Лариса Петровна, — Результат работы сначала показывали родным и близким, потом стали выступать в коррекционных школах, где учатся наши дети, в интернатах. Везде нас принимают очень тепло. А наши актеры получают удовлетворение от спектакля, когда их работу зрители оценивают аплодисментами. Они более добросовестные, чем обычные дети, студенты, они не умеют хитрить и халявить, ответственно выполняют домашнее задание».

Особенные дети, не умеющие лгать и очень тонко чувствующие фальшь, не смогли бы выйти на сцену и играть свою роль, если бы не педагоги, которые ценят их доверие и искренне их любят. Внутри коллектива «особенные» актеры называют Олега Васильевича и Ларису Петровну по-особенному тепло и даже немного по-домашнему — «Василач» и «Петролевна».

Объединяющее желание помочь

Помимо психологической и педагогической стороны, есть аспект материальный — театру надо шить костюмы, покупать и готовить реквизит, необходимо помещение для репетиций. И если помещение на безвозмездной основе предоставил директор театра «Арлекин» Станислав Маркович Дубков, то для решения остальных вопросов, требующих вложений, приходилось изыскивать разные пути.

«Боже, сколько времени, сил и нервов нам потребовалось, чтобы написать первую заявку на грант, — говорит Лариса Петровна, — ведь мы никогда не сталкивались с такой необходимостью. Мы сидели день и ночь, к нашему мозговому штурму подключился и наш сын. Муниципальный грант был получен, благодаря чему был поставлен спектакль «Мастерская глупостей».

Удивительно, но «Параллельный мир» за свои пять лет жизни обрел множество друзей. Коллектив из четырнадцати ребят объединил вокруг себя разных людей и организаций, которые помогают театру, ничего не прося взамен. Это можно было бы назвать чудом. О чуде будет и следующая постановка, подготовкой которой занимается театр, называется она «Ангелы живут среди нас».

«Название постановки говорит само за себя, — поясняет Олег Васильевич, — все мы рождаемся ангелами, но, взрослея, забываем об этом. Этим спектаклем мы хотим напомнить зрителям, что все мы ангелы. Проект для нас масштабный, для него требуется много сил, работы. Это инклюзивный проект, для участия в котором были приглашены учащиеся «Академии детского мюзикла» под руководством Виктории Иноземцевой и хореографический коллектив «Созвездие». И тут без помощи наших друзей не обойтись. Хореографией с детьми занимается балерина музыкального театра Елена Шарова, она является педагогом по пластике со времени основания студии. Художница Светлана Захарова создает визуальное сопровождение спектакля, сопроводит постановку рисунками на воде в технике «Эбру». Надежда Попова создает анимацию по рисункам главной героини».

Помимо этого, еще множество людей помогают вопрлотить проект в жизнь: студентка кафедры дизайна костюма института сервиса Евгения Борисова и ее руководитель Галина Толмачева создали эскизы костюмов. Омичка Анна Коржакова нашла швею, которая сошьет по этим эскизам костюмы. Галина Симонова пошила одежду декораций, сложно-сконструированные костюмы нам помогли создать Лариса Локшина и Татьяна Девляшкина и Ольга Дымова.

Но и до этого разные омичи дружески помогали театру — известный артист балета Сергей Флягин и его коллектив «Мир танца» поддержали студию на совместном выступлении во время презентации фотогаллереи театра, актёр ТЮЗа Никита Пивоваров проводил «бэкстэйдж» — фотосъемку работы студии, устраивал фотосессии, Олег Головачев из студии «Авантаж» снимает и монтирует на видео спектакли. Юрий Аубкиров приобрел акустическое оборудование, ультрафиолетовые прожекторы. Екатерина Туркельтауб приглашает ребят на вечера в «Музыкальную гостиную», которые проходят в Доме актера. Вот так вокруг четырнадцати особенных детей объединяются люди, которые могут поделиться своими навыками и возможностями.

В ответе за тех, кого приручили

Зачем нужно на протяжении пяти лет отдавать свои душевные силы и тратить свободное время супруги Чичко ответить не могут.

«Мы в ответе за тех, кого приручили, — говорит Олег Васильевич, — мы настолько прикипели к нашим детям, что мы и не думаем об окончании проекта. Будем работать, пока нас ноги носят, пока мы есть на этом свете. Мы с родителями мечтаем о том, чтобы театр был единым организмом, жил многие годы, и всей душой радуемся результатам, которых достигают наши дети».

Результаты действительно поражающие. Изначально дети не могли даже ходить по кругу, распределять себя в пространстве, сегодня же они исполняют несложные хореографические номера. Коля Смирнов раньше категорически отказывался заниматься чтением, но на репетициях, увидев, что другие дети читают с листа текст, начал учиться. Саша Камбалин произносит монологи и читает стихотворения, хотя раньше это казалось невозможным. Дети смогли себя реализовать, заниматься тем, что им интересно, у них появилось чувство собственного достоинства, необходимости их дела, кланяясь после спектакля, чувствуют себя настоящими артистами.

Но самое главное, все эти дети и их близкие, стали одной семьёй. Каждое занятие они ждут с нетерпением, родители общаются между собой, вне стен театра проводят праздники, ездят на экскурсии, ходят в театры, на концерты, дружат.

«Я играю в спектакле, читаю сонет, — рассказывает Александр Камбалин, который в труппе считается ведущим актером. — Зрители мне хлопали, даже встали, плакали. Полный зал был! А на «Мафоче» (фестивале) мне даже грамоту дали!»

Раньше на занятия Сашу возил дедушка, но после того как его не стало, он сам добирается на троллейбусе в театр, что стало для него очередным достижением в жизни.

«Никакой помощи во время спектакля мы актерам не оказываем, — говорит Олег Чичко, — Забыл текст? Выкручивайся сам! И они справляются, импровизируют, спектакли проходят на одном дыхании. У детей свой коллектив, свой язык, жесты, которые понимают только они. Мы даем детям возможность творческой самореализации, на сцене они преображаются, раскрепощаются, но, стоит отметить, что это было бы невозможно без их родителей, которые возят детей на репетиции, участвуют в создании постановки, помогая нам во всем».

Комментарии

Ирина Куликова, бабушка Андрея Левина

Театр для него все! В день репетиции он с утра ждет с нетерпением похода в театр. При встрече ребята обнимаются, радуются друг другу. Андрей раньше вообще не разговаривал, но здесь он, пусть шепотом, но заговорил! Для нас это большое достижение. Причем дома молчит, а здесь Ларисе Петровне отвечает, она смогла найти к нему ключик. Теперь он участвует в постановках, причем за полчаса до спектакля дети могут все забыть, переволноваться, но на сцене они преображаются, импровизируют, могут такое сыграть, что мы потом долго обсуждаем и смеемся!

Омичка Анна Коржакова:

На творческий вечер театра я попала случайно, там познакомилась с супругами Чичко и была поражена до глубины души их работой с особенными детьми. Захотелось помочь, нашла девчонок, которые согласились помочь с пошивом костюмов, и понеслось! Родилась идея масштабного проекта «Ангелы среди нас», финальным аккордом которого станет спектакль театра «Параллельный мир». Когда чувствуешь, что ты можешь помочь — надо идти и помогать, не думая, зачем тебе это надо. Уверена, с театром мы будем дружить долгие годы.

Добавить комментарий
«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»Фото

«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»

Рецензия на спектакль петербургского режиссера по пьесе Ивана Вырыпаева.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Календарь

Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.