Класс

Класс

27 февраля 2017 14.18Статьи

Трагедия авангарда: отголоски эпохи конструктивизма в Омске

Первые десятилетия двадцатого века — краткий период рассвета архитектуры русского авангарда. Время, когда люди пытались построить новый мир: элегантный, функциональный, экспериментальный.

Трагедия авангарда: отголоски эпохи конструктивизма в Омске

Однако года идут, поколения и вкусы людей меняются. Сегодня здания стремятся все выше и выше в небо, а архитектура авангарда перестала отвечать новейшим требованиям. Функционал зданий 1920-30-х гг., по нынешним меркам, обладает малой плотностью. С точки зрения бизнеса в таких зданиях нельзя организовать систему офисов, а обывателям не хватает эстетики, да и исторический контекст, по мнению широкой общественности, подкачал.

Трагедия авангарда в том, что он ассоциируется с аскетизмом и нищетой. Наследие конструктивизма не воспринимается, как нечто ценное. Конечно, в модернизме нет такой помпезности и торжественности, как в особняках 18 века. Только вот прямые и строгие углы – это, отнюдь не выражение сухости, а отражение времени, когда люди стремились упростить свою жизнь, пытаясь возвести здания, под стать своему образу жизни.

По всей России существуют тысячи зданий, которые ждут своей очереди, чтобы ожить. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород. Все эти города являются несомненными центрами авангардной архитектуры, конструктивизм там стараются хоть как-то сохранить и восстановить. Омск в этот список не вошел.

На самом деле, в нашем городе сооружений 20-30х годов осталось достаточно. Более того, частью этих построек пользуются и по сей день. В Омске на доживающие свои дни постройки обратил внимание создатель проекта «Тогда» Илья Старков. В преддверии 300-летия города он призывал «не прятать от гостей и жителей города то, что может стать культурным брендом города».

В Омске можно насчитать около 60 примеров построек эпохи конструктивизма. Функционально они были привязаны к процессу индустриализации.

Примеры архитектуры русского авангарда в Омске

Клиника ветеринарного института

Фото: william-architecture.blogspot.ru

Так, местом притяжения может стать клиника ветеринарного института, которая стоит на улице Орджоникидзе. Она, к слову, функционирует и сегодня. О том, что здание принадлежит к эпохе авангарда, говорит не только дата его постройки, а именно 1931 год, но и внешний вид. Монолитная эллиптическая стена, без лишних деталей, которую подчеркивают большие по периметру окна. Стену обрамляют два прямоугольных блока, также дополняются большими окнами во всю длину. Хотя здание снаружи и оставляет желать лучшего, но внутри время от времени проводятся косметические ремонты.

Здание ветеринарной клиники не является памятником архитектуры, но так или иначе сохраняет отклик истории конструктивизма.

Клуб железнодорожников

Фото: wikimapia.org

А вот клуб железнодорожников имени Лобкова, построенный в 1928 году — памятник архитектуры. Если встать напротив Дома культуры, то можно заметить явную асимметрию расходящихся блоков справа и слева от главного входа. Тем не менее, вся конструкция представляет собой цельный образ и имеет правильные геометрические черты. Будь то квадрат, прямоугольник или круг. Несмотря на то что зданию почти 90 лет, его поддерживают в надлежащем состоянии.

Второй корпус аграрного института

Фото: omsk.togdazine.ru

Снаружи здание выглядит довольно лаконично. Прямые стены, прямые линии, прямые окна: все, как и завещал конструктивизм. Фасад здания разбавляет картина женщины и мужчины, символизирующая, судя по всему, процветание сельского хозяйства и новые технологии. Стоит заметить, что окна не всегда располагаются строго по канонам. Но начиная с торца и плавно заканчивая на другой стене, оконные проемы создают единый образ.

Сегодня корпус, как и 80 лет назад, принимает в своих стенах студентов, готовых грызть как гранит, так и железобетон науки.

Многие здания эпохи были снесены. Как бы то ни было, постройки первой половины 20 века являются историческим наследием и должны быть сохранены. Так, с целью привлечь внимание к проблеме и поделиться собственным опытом в Омск приехала руководитель Центра авангарда Александра Селиванова. Встреча с московским архитектором прошла в стенах музея имени Врубеля.

Столичный опыт

Как рассказала Александра, первая сложность — пройти все необходимые инстанции для получения разрешения «прикоснуться к зданиям новой штукатуркой». Когда дело с передачей на реставрацию еще хоть как-то можно воплотить, то найти в России специалистов, которые работают с восстановлением железобетона и стали — нереально, а для привлечения иностранных специалистов у нас, к сожалению, денег нет.

Если мы не можем придать зданию надлежащий вид и передать его в рациональное пользование, то мы можем хотя бы попытаться предотвратить снос. Это уже значительно упрощает задачу сохранения памятников архитектуры.

Одним из наиболее значительных проектов Александры был вопрос о сохранении Шуховской башни в Москве. Объект возвели в 1920-1922 годах. Вокруг нее стали «нарастать» рабочие квартиры и инфраструктура в целом. Башня, кстати, была первой крупной постройкой после Октябрьской революции и стала одним из символов нового течения в культуре. Но несмотря на то что объект является культурным наследием, его до поры до времени не ремонтировали по-человечески, в связи с чем она утратила свой вид и претендовала на снос, по мнению минсвязи.

Акцию по сохранению башни Александра считает «отличным примером того, как можно собрать людей и хотя бы предотвратить уничтожение памятника». В протесте против сноса главного объекта Шаболовки принимали участие не только жители и архитекторы. Активно проявили себя и дизайнеры, благодаря их усилиям, башня стала символом неравнодушной общественности. Изображения постройки стали печать на футболках и плакатах. Так было иницииованно «творческое бурление». Защитники авангард добились своего. На портале РИАМО 17 ноября появилась информация о том, что башню обещают отреставрировать до 30 января 2017 года.

Это, пожалуй, действительно «отличный пример». В результате диалога общественности с властью удалось донести, что необходимо сохранить первозданный вид конструкций, а не возводить их заново.

На будущее

За последние годы в Москве прошло полсотни лекций и акций, популяризирующих наследие авангарда. Однако пока специалисты привлекают внимание к проблеме, здания уничтожает и время, и люди. Потому Александра предлагает заранее обозначить, какие объекты входят в понятие «наследие конструктивизма», оценить какой может быть функция у заброшенных построек и предложить варианты использования, пока еще не принято решение о сносе.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

киви
Пожалуй, такие единичные мировые шедевры в столице удается спасти. У нас же полный крах, что подтверждают приведенные фото. И ДК ЛОбкова не исключение - где герб на фасаде??
28 февраля, 09:58 | Ответить
Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

27 ноября на сцене концертного зала Омской филармонии состоялся концерт группы «Сурганова и Оркестр». В этом году санкт-петербургский коллектив приехал с новой программой «К слову жизнь».

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

О надломе в жизни мультгероя Скруджа Макдака, отказе от журналистики, безыдейности рока нулевых и омском лейбле «ЗАСАДА production» — в интервью с Александром Паршиковым.

Преображение 2.0: как правильно одеваться в итальянском стиле?

Преображение 2.0: как правильно одеваться в итальянском стиле?

И снова, три прекрасных лука от известного дизайнера Ирины Бумагиной. Готовьтесь восхищаться.