Ваш Ореол

Ваш Ореол

10 марта 2017 20.12Статьи

В омском Топ-театре устроили «дедовщину»

Рассказываем о премьере спектакля «Госпиталь».

В омском Топ-театре устроили «дедовщину»

4 марта состоялась премьера спектакля «Госпиталь», поставленного по произведению современного российского писателя лауреата премии «Русский букер» Михаила Елизарова.

Режиссёром постановки выступила Галина Пьянова - руководитель алма-атинского театра «АРТиШОК». С её творчеством омский зритель знаком по спектаклю «Феи из хрущёвок», поставленному в 2015 году в том же «ТОП-театре». Автор пьесы «Феи из хрущёвок» - молодой омский драматург Светлана Баженова приняла участие и в создании «Госпиталя». Она перевела сложное и неоднозначное произведение Михаила Елизарова на язык сцены, написав на основе «Госпиталя» свою пьесу. Именно её интерпретацию мы и видим на сцене.

Действие спектакля происходит в 1991 году, сразу после развала Советского Союза, в военном госпитале. В одну из палат прибывает новобранец Михаил и видит, что в госпитале творятся те же дедовщина и беспредел, что и в армейской казарме: «деды» заставляют «духов» выполнять всю грязную работу, избивают их и унижают. Михаила спасает то, что он неплохо играет на гитаре. Вместо чистки туалетов и других унизительных обязанностей он целыми днями устраивает для «дедов» музыкальные концерты, пока у него не начинают гноиться пальцы от постоянной игры. Каждый выживает в этом «аду» как может, а Михаил ждёт спасительного диагноза «для военной службы не годен», чтобы наконец-то вырваться отсюда.

Кто знаком с творчеством Михаила Елизарова, сразу поймёт - ждать развлечения и приятного вечера от спектакля «Госпиталь» не придётся. Постановка изобилует нецензурной лексикой, в ней достаточно насилия и других шокирующих моментов. Например, в самом начале спектакля перед зрителями предстаёт толпа обнажённых мужчин, переодевающихся в армейские пижамы. В отдельных сценах персонажи на сцене агрессивно бьют друг друга, в том числе и ногами, кидаются разными предметами, ругаются отборным матом и т. д.

Поражает то, что всё увиденное в спектакле по своей жестокости не отражает даже наполовину содержание повести «Госпиталь». Поэтому людям чувствительным лучше пойти на другой спектакль и не приобщаться к творчеству Михаила Елизарова.

Режиссёр Галина Пьянова нередко ставит экспериментальные спектакли. Год назад в Новосибирске она представила необычную постановку «Снегурочка», где актёры играют без слов, а музыкой становится любой повседневный звук. Теперь дошла очередь и до Омска - подобной постановки в нашем городе точно ещё не видели.

- Три года назад, когда меня пригласили в «Топ-театр», я поняла, что здесь сильнейшая мужская труппа, какую я не встречала больше ни в одном театре. Так совпало, что я читала в этот момент повесть Михаила Елизарова, предложила поработать с ней. На свой страх и риск директор «ТОП-театра» Натела Полежаева и художественный руководитель Игорь Григурко дали мне добро на постановку спектакля. И главное, что меня поддержали ребята, - рассказала Галина Пьянова.

Для режиссёра это посвящение мужчинам, которые почувствовали на себе всё, что происходило в армии в самом начале «лихих 90-х», не понаслышке знающих «начало беспредела». Постановка действительно получилась остросоциальной, тяжёлой и правдоподобной.

Как правило, такие спектакли ставятся на камерной сцене, и предназначаются они для подготовленного зрителя. Именно так поступили в «Пятом театре» со спектаклем «Удар», раскрывающим тему фашизма в современном мире. «Госпиталь» не рассчитан на массового зрителя. Даже театралов, которые видели много экспериментальных и фестивальных спектаклей, может покоробить обилие агрессии и ненормативной лексики.

Чтобы «Госпиталь» продолжал существовать, его целесообразно переводить в другой, более камерный формат. Иначе его ждёт судьба другого «тяжёлого» спектакля - «Замёрзли», который ставили в «ТОП-театре» несколько лет назад. Режиссёр «Замёрзли» Анатолий Баскаков ратовал за то, что «некомфортные спектакли» должны воспитывать настоящего театрального зрителя, поэтому их нужно ставить. В итоге спектакль не смог собирать полный зал и был снят с репертуара.

Выдержит ли это испытание «Госпиталь» и найдёт ли он отклик у омского зрителя, покажет время.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 10(948) от 8 марта 2017 г.

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.